Виктор Невличенко и Василь Шайхразиев

ХОЗЯИНА РЖАВОЙ ВОДЫ НЕ НАШЛИ

Неформальную обстановку выбрал вчера мэр автограда Василь Шайхразиев для выездного совещания по проблемам водоснабжения, определив местом проведения мероприятия подвал дома 23/07А. Здесь с участием руководителей управляющих компаний и поставщиками энергоресурсов обсудили два вопроса. Первый — новаторский. Старший по данному дому Виктор Невличенко предложил установить в жилых домах города локальные системы умягчения воды стоимостью от 17 до 50 тыс. рублей. Мэру идея очень понравилась.

— То есть тем самым мы начинаем работать над увеличением срока эксплуатации наших стиральных машин, утюгов, кипятильников, чайников, не говоря уже о здоровье людей. Деньги начинаем экономить. Надо изучить вопрос, а потом мне доложить. Насколько это интересно людям, что получается по цене. И думаю, в рамках программ текущего и капитального ремонта мы можем эту нишу занять, — сказал Шайхразиев.

По второму вопросу, обсужденному в подвале дома 23/07А, собравшиеся так и не нашли решения. Речь шла о грязной воде, которая с завидной регулярностью появляется в квартирах челнинцев после любого вида ремонта — хоть капитального, хоть текущего. Генеральный директор ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» Айрат Зайнуллин отметил, что по окончании работ в Роспотребнадзор сдаются анализы, там принимают решение о подаче воды.

— А почему управляющие компании не знают, что в такое-то время вы подаете воду после ремонта? Пусть придут и проверят! — предложил мэр.

— У них есть входной вентиль, могут и не открывать, — ответил Зайнуллин.

— Вот и получается, что вы должны предоставить качественную услугу, управляющая компания должна ее принять и передать жильцам, — продолжил Шайхразиев. — А в итоге в квартирах бежит грязная вода, люди обращаются в ЖЭКи, там говорят: пишите заявление, мы выставим НЧТК штраф. А вам это тоже на руку — в 100 квартир подали грязную воду, двое возмутились, получили возврат платежей, остальные промолчали и заплатили за все по полной. Это разве нормально?

Айрат Зайнуллин

Шайхразиев также подчеркнул, что многие у себя в квартирах ставят современные приборы учета, которые портятся из-за грязной воды. Он пригрозил, что может ввести правило, по которому все счетчики должны промывать, а если надо, то и заменить, те, кто виновен в поставке грязной воды.

«ЭКОНОМИЯ БУДЕТ, НЕ МОГУ СКАЗАТЬ НАСКОЛЬКО»

Отдельный разговор зашел о температуре воды, поступающей в квартиры. Шайхразиев вспомнил о своем блоге:

— Пишут мне, что включают горячую воду, а она чуть тепленькая. А счетчик-то по горячей воде крутится! И так минут 5 - 10. Сейчас есть такие двухконтурные счетчики, они учитывают температуру воды и идут в продаже на ура. До 60 градусов он не крутится, а как вода нагреется, тогда начинает считать, — сказал Шайхразиев.

Зайнуллин попытался поспорить, что по нормативу вода до 40 градусов считается холодной, выше — горячей. На это челнинский глава предложил ввести новый тариф — на теплую воду. Мол, пусть люди платят меньше за воду до 60 градусов, чем за горячую воду.

Затем участники совещания перебрались в подвал дома 24/04, где оборудована закрытая система водозабора. Но дело не столько в ней, сколько в том, что тут также установлена своя система водоподготовки, позволяющая нагревать холодную воду до нужной температуры и подавать в квартиры. Ценность ее Шайхразиев оценил сходу:

— Если переводить весь город на закрытую систему водозабора — это не один миллиард рублей и не один год работы. Другой путь — своя система водоподготовки. То есть сейчас мы можем заявлять, что город Набережные Челны готов отойти от понятия «платеж за горячую воду». У нас везде холодная вода и теплоноситель. При этом, конечно, в платежках появляется графа «теплоноситель». Экономия, наверное, будет, неизвестно только какая. Есть и другой вопрос: не станет ли это проблемой для ГРЦ? Что нужно, чтобы это наше ноу-хау не стало камнем преткновения в расчетах? Необходимо продумать программное обеспечение, — сказал мэр.

Он попросил попробовать уже в платежках за февраль отойти от платежа за горячую воду. Аргументы оппонентов о том, что федеральный закон требует наличия этой строки в платежке, мэр отмел.

— Теплоснабжение как было, так и остается, речь о горячей воде. А в платежках мы графу можем и не убирать, просто укажем в ней ноль. В данном случае люди видят прозрачность начислений. Это будет экономия, не могу сказать насколько. Есть счетчик, холодная вода зашла, ушла жителям горячей, но официально остается холодной. Соответственно, и тариф по ней иной, — подчеркнул глава города.

Он также озвучил придуманную им новую систему стимулирования плательщиков. По словам Шайхразиева, несколько лет назад за жилищно-коммунальные услуги можно было платить за год вперед и никакое повышение тарифов тебя не касалось. Мэр автограда предложил выйти с законодательной инициативой — дать возможность жильцам вносить плату за квартиру в январе за год вперед по январским ценам и не считать их должниками, если вдруг тариф изменится, например, с 1 июля.

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЖКХ НЕ В СМЯГЧЕНИИ ВОДЫ, А ВОРОВСТВЕ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», усомнились в целесообразности введения инициатив, высказанных на сегодняшнем выездном совещании. Если одни осторожно говорили о необходимости экспертизы, другие без лишней дипломатии возмутились: «Людям нечего делать, что ли?!»

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ:

— Я отрицательно отношусь к озвученным инициативам челнинского мэра. Уверен, что когда кто-то такие предложения вносит, наверняка кого-то пиарят, то есть ищут деньги кому-то. Водоподготовка, то есть превращение холодной воды в горячую, стоит дорого. Самый дешевый вариант — газовая колонка в квартире, у нее самая низкая стоимость горячей воды. Потому что основные потери по горячей воде происходят внутри дома, когда вода циркулирует. Для того чтобы вы взяли литр горячей воды, он должен по системе 10 раз обернуться и отдать практически столько же тепла, сколько вы забираете, когда моете руки. Поэтому я не уверен, что это экономически оправдано. Греть электричеством дорого, ставить на весь дом газовый котел (а это обслуживание, аттестация, выполнение многочисленных условий по безопасности) — тоже недешевое удовольствие.

По смягчителям воды предлагалось тоже много разных вариантов, но там очень большие затраты по расходным материалам, поэтому ими правильнее заниматься в одной отдельно взятой квартире. Я вот поставил у себя дома батарею из трех фильтров для питьевой воды и все проблемы решены. А если смягчитель поставят на весь дом, то пока до квартиры дойдет, эта вода опять по старым ржавым трубам пройдет, весь эффект сойдет на ноль.

Самая актуальная проблема сферы ЖКХ на сегодня не смягчение воды, а воровство. Чтобы не воровали, нужно разукрупнить, а лучше вообще ликвидировать управляющие компании в том виде, в котором они сегодня существуют. Ведь сегодня каждая УК содержит десятки обслуживающих компаний-исполнителей. Поскольку мы с вами являемся собственниками дома, то заключаем договор как заказчик, а другая сторона — исполнитель. Получается, что УК на сегодня — это лишняя шестеренка. Попробуйте попасть на прием к руководителю крупной УК! Значительно проще попасть к руководителю исполкома города. А если у обслуживающих компаний будет порядка 200 тысяч квадратных метров жилого фонда, то все будет доступно, прозрачно и эффективно.

Людмила Луник — директор ООО «УО «Челныстройремонт»:

— Я считаю, что этот вопрос, конечно же, нуждается в глубоком изучении. Когда мы приступаем к какому-либо проекту, всегда сначала отдаем его на экспертизу. Идеи выглядят интересными, но надо проверить, как это все будет работать на практике. Я вот сама, например, спокойно пользуюсь водой из-под крана, и у мамы нет фильтра. И таких, думаю, в нашем городе немало. Может быть, стоило бы начать с одного экспериментального дома, а затем, уже опираясь на наработанный опыт, идти дальше? У нас ведь в городе дом дому рознь — есть 40-подъездные дома, а есть 1-подъездные. Надо проверить экономичность, качество оказываемых услуг. И еще один немаловажный момент: нужно определить источник финансирования внедрения этих идей. Если все будет на должном уровне, то есть жильцы будут довольны нововведениями, то почему бы и на уровне всего города этого не сделать? Но главное, чтобы деньги населения не были выброшены на ветер.

Сергей Кудряшов — директор АН «Инвест-перспектива»:

— Когда покупают квартиры, людям особой разницы нет, какая управляющая компания обслуживает их дом. Есть проблемы по новым домам, там почему-то квартплата получается повыше. А если теперь в старые дома вставлять дополнительное оборудование, то для этого же опять придется в карман жильцов залезть. Зачем это нужно? Хочешь пить чистую воду, поставь фильтр. Я сам, правда, фильтром не пользуюсь, но питьевую воду покупаю в бутылях. Не надо обо всех заботиться! Пусть люди в первую очередь заботятся о себе.

Зачем тратить деньги для того, чтобы стиральные машины не выходили из строя? Я думаю, придет время, когда мы начнем менять стиральные машины через три-пять лет, к этому дело идет. Я не вижу смысла в смягчении воды. Ко мне приезжали товарищи, которые занимаются фильтрами, показывали, какая есть разница между водой из крана и из бутыля. Ну почистят воду на входе в дом? Она же от очистителя в квартиры все равно пойдет по ржавым трубам и в итоге все равно придет грязной. Зачем это вообще нужно, людям нечего делать, что ли? Ну не будем мы принимать горячую воду из ТЭЦ? Тогда предприятие встанет, людей на улицу выгонят. Я не понимаю, зачем ломать систему, которая десятки лет нормально работала! Вот мы с женой в двухкомнатной квартире живем. Пришла квартплата 4 тысячи рублей. Может быть, многовато, но все равно это более-менее приемлемая цена. Где гарантия того, что квартплата не вырастет после того, как они понаставят в подвале всяких новых железок?