Юлия Лунина: «Мы готовы обучать, предоставлять знания не только ограниченному количеству клиентов и студентов, но и делиться опытом, ценной информацией, нашими навыками с более широкой аудиторией. И мы это уже активно делаем»

Классическому базовому образованию вуза надо найти прикладное применение

Дефицит ИТ-специалистов в России оценивается примерно в миллион человек. Вузы ежегодно наращивают план приема по цифровым специальностям, но этого недостаточно: на подготовку профессионалов требуется несколько лет, а рынку нужны кадры уже здесь и сейчас. Поэтому в образовательный трек включились и сами ИТ-компании, которые открывают собственные учебные курсы, проводят внутренние стажировки и формируют с университетами совместные учебные программы, помогают получить супервостребованные цифровые компетенции даже непрофильным студентам. Одна из самых активных в вопросе кадрового развития — казанская компания IBR, которая развивает одновременно все три направления, активно взаимодействуя с ведущими вузами, школами и колледжами-техникумами.

«Мы готовы обучать, предоставлять знания не только ограниченному количеству клиентов и студентов, но и делиться опытом, ценной информацией, нашими навыками с более широкой аудиторией. И мы это уже активно делаем», — рассказывает директор по развитию IBR Юлия Лунина. Навыки и экспертиза у сотрудников накоплены высочайшего уровня: компания работает на рынке автоматизации управления бизнесом с 2009 года и за 15 лет помогла большому количеству малых, средних и крупных предприятий выйти на новый уровень, стать лидерами в своих отраслях. С 2011 года IBR — один из ведущих 1С-франчайзи: два года подряд компания становилась победителем конкурсов разработчика — с АО «Ремдизель» в качестве лучшего проекта в отрасли «Машиностроение. Приборостроение», а с ООО «Алкоторг» взяла номинацию лучший проект всего Приволжского федерального округа.

Два года назад IBR присоединилась к федеральному проекту «Цифровые кафедры», совместно с компанией 1С подготовила учебную программу «Интеллектуальные транспортные системы и промышленная автоматизация». И в первом же наборе слушателей продемонстрировала успех — программу «Интеллектуальные транспортные системы и промышленная автоматизация» выбрали сразу 450 студентов КФУ. Сегодня студенты могут подать заявку и на новую программу «Современные технологии в управлении бизнесом на основе ERP-систем»**. Интерес к учебным программам продолжает расти и за пределами КФУ: цифровые кафедры работают в формате межвузовского консорциума, и на программы обучения уже приходят студенты из Университета управления ТИСБИ, Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, Ульяновского педагогического института, Тюменского индустриального университета. А с нового года число участников консорциума среди высших учебных заведений может стать еще больше. Растет количество студентов, прошедших через цифровые кафедры, прошедших через обучение не только у вузовских педагогов, но и у реальных практиков, и это очень важно.

«Возьмем человека с рынка труда, уже эксперта-практика с профильным средним образованием, и студента-математика из высшего учебного заведения. Они оба начали расти: студент, может, делает это чуть медленнее, чем эксперт. Однако тот, у кого нет базового вузовского образования и выстроенного системного мышления, имеет свой потолок. Выпускник вуза, как правило, растет профессионально дальше, причем без разницы, в каком направлении он специализируется», — обращает внимание Лунина.

«Вузы дают великолепное классическое образование, здесь хорошая база, но ей нужно найти прикладное применение. Практические знания, реальные кейсы цифровизации могут принести только представители ИТ-отрасли, — подчеркивает куратор направления по работе с учебными заведениями 1С Алена Шаронова. — „Цифровые кафедры“ — это большой рывок для тех, кто или задумывается, или уже видит свои перспективы в развитии себя как профессионала. Это колоссальная поддержка и серьезное добавление веса в портфолио».

Алена Шаронова: «Цифровые кафедры» — это большой рывок для тех, кто или задумывается, или уже видит свои перспективы в развитии себя как профессионала»

Не только для айтишников

Обучение и в рамках «Цифровых кафедр», и на курсах компании IBR будет полезно не только специалистам в сфере ИТ. Например, по словам Шароновой, в этом году на программы по изучению технологий 1С пришли ординаторы медвузов. «Когда мы увидели, что значительное количество медиков планирует обучаться по этой программе, мы создали для них отдельный отраслевой трек. Например, есть ординаторы, которые заканчивают обучение и уже работают врачами-генетиками, неонатологами — то есть работают с новорожденными пациентами с особенностями генетического развития. Их работа, помимо врачебной практики, включает значительный объем документации. Когда они поняли, что всю эту рутину можно быстро автоматизировать, потратив немного времени на изучение предметной области и доработку систем с помощью 1С, были восхищены. И это дало колоссальный эффект», — отметила она.

Фактически «Цифровые кафедры» выполняют еще одну важную задачу: они учат минимизировать время, затраченное на рутинные действия, и сосредотачиваться на более значимых аспектах работы, например на общении с пациентами. Более того, студенты, которые получают знания на кафедрах, в рамках курсов или стажировок от IBR, становятся многопрофильными специалистами и могут найти применение своим навыкам в любой области. Мультифункциональность, способность работать в различных сферах — от промышленности до ретейла — это то, что качественно отличает учеников IBR, заключила Лунина.

«Через новые дисциплины и через освоение навыков, которые напрямую, кажется, не связаны с выбранной профессиональной деятельностью, студенты усиливают свои основные компетенции. Цифровые кафедры не переделывают никого из математика в дизайнера или из лингвиста в программиста, нет. Однако они дают понимание и представление о современных цифровых решениях в его профессиональной сфере. И это невозможно прочитать в какой-то отдельной книге. Цифровые кафедры — это прокачивание своих hard skills*** — усиление их с точки зрения цифры и формирование soft skills****, реализуя проекты в команде», — добавила Шаронова.

К слову, полученные «мягкие навыки» не только помогают студентам грамотно выстраивать рабочие процессы с коллегами, но и осознать, чем они действительно хотят заниматься.

«Они начинают ассоциировать себя с конкретной должностью или ролью в проекте. Например, кто-то думал, что он разработчик и всегда хотел заниматься кодингом. Но, поработав в проектной команде, понял, что программирование ему не настолько интересно, как, допустим, архитектура систем или интеграция. Или что у него больше развиты организационные навыки. Это очень важные качества, которые невозможно натренировать по книге. Они развиваются только в практических модулях», — заключила она.

«Цифровые кафедры — это прокачивание своих hard skills*** — усиление их с точки зрения цифры, и на формирование soft skills**** — реализуя проекты в команде» «Цифровые кафедры — это прокачивание своих hard skills*** — усиление их с точки зрения цифры и формирование soft skills****, реализуя проекты в команде»

«Внутренние ценностные ориентиры у студентов меняются»

Успешной работе на «Цифровых кафедрах» предшествовала практика летних стажировок в компании IBR для обучающихся ссузов и вузов. По словам Юлии Владимировны, обучение построили на современной европейской системе, а точнее на лучшей ее части — фокусе на проектно-ориентированный подход.

«У нас большой опыт работы с различными предприятиями — производственными, строительными, холдингами, ретейлом. А соответственно, большой спектр проектов, на базе которых мы обучаем студентов. Показываем, как можно работать, — не просто в теории, а демонстрируя реальные проектные решения, практический опыт. То есть 20% теории, 80% практики», — добавила Лунина.

Она подчеркивает: число тех, кто приходит стажироваться, только растет. «Почему? В том числе и потому, что внутренние ценностные ориентиры у ребят меняются, идет переосмысление. Вчера условный студент думал, что лучше он пойдет работать доставщиком. А теперь многие, в том числе после прохождения нашего курса и став стажером, начинают получать сопоставимые с работой в доставке деньги. И у них возникает понимание, что лучше уже сейчас начать проникаться востребованными специальностями, вкладываться в будущее, в свою профессию, чтобы обеспечить себя, свою семью, иметь возможности путешествовать по стране, хорошо зарабатывать. То есть студенты начинают более осознанно подходить к выбору места работы», — заметила она.

Успех образовательных программ (за все время эксперты IBR обучили более 4 000 студентов), рост числа желающих, причем не только из сфер ИТ, привел компанию к мысли запустить отдельный платный онлайн-курс «1С: Бизнес-аналитика. Практические навыки и инструменты». Пройти его может любой желающий. «За три года летних стажировок мы поняли, что курс получился актуальным и очень полезным. И было решено увеличить его аудиторию и охват для всей России, сделав программу доступной для всех регионов РФ. Теперь у нас появилась семинедельная программа, на базе которой мы даем основные дисциплины, необходимые цифровому сотруднику», — добавила Лунина.

Курс, как подчеркнули в компании, ведут эксперты с многолетним опытом, которые и сами прошли не один крупный проект. «Мы так его и озаглавили, прямо указали на практические ценности: это для тех, кто разочаровался в курсах, оторванных от действительности и практики», — заключила она.