— Алексей, наверное, вы давно и всерьез увлечены автомобилями. Не будучи фанатом, невозможно создать в вашей специфической нише бизнес...

— Да, когда был мальчишкой и меня спрашивали, кем я хочу стать, знал, кем бы ни был, но моя работа будет связана с автомобилями. Хотя в нашей семье и машины-то никогда не было. В детстве я с безудержным рвением собирал, коллекционировал модели автомобилей. Мне было интересно их устройство. Я читал целые горы всевозможной литературы, начиная от автомобильных журналов и заканчивая техническими учебниками, еще картингом увлекался. А учиться пошел в КАИ на инженера по эксплуатации автомобильного транспорта. Пока был студентом, не хватало практики и хотелось делать что-то своими руками, поэтому после лекций ходил к моим знакомым механикам, крутил гайки и не отказывался ни от какой работы. Это был обычный гараж, но туда и сейчас приезжают автовладельцы навороченных иномарок, которым не смогли помочь в других более раскрученных местах. В этом сервисе я получил хорошую практику. А после института пошел на Казанский вертолетный завод, где работал инженером-конструктором по двигателям. Но даже там я нашел связь с автомобилями. На одну из заводских машин планировалось установить вазовский роторный двигатель, и я принимал непосредственное участие в этом проекте, благодаря чему получил конструкторский опыт. А потом устроился менеджером по запасным частям в один из крупнейших автосалонов города, на тот момент это был «Сапсан Трейд».

— Как у вас появилась идея открыть магазин тюнинга и аксессуаров?

— В начале нулевых тюнинг набирал все большую популярность у нас в стране, хотя в Казани очень редко можно было встретить какую-то интересную машину. И тут как-то мой давний друг Руслан Ясавеев разбивает фару на своей машине Toyota Celica, уникальной, кстати, на тот момент. А раз такое дело, мы задались с ним целью поменять фары на красивые, тюнинговые.

Тогда в Казани было две или три фирмы, которые занимались тюнингом каждая по своему направлению. Одна из них, к примеру, была больше сориентирована на автоспорт, а это очень узкий круг клиентов. Мы стали ездить по магазинам и столкнулись с непрофессиональным обслуживанием и отсутствием выбора. Это был для нас толчок — направление тюнинга в городе в действительности не развито, значит, есть свободная ниша. У Руслана был опыт ведения бизнеса, а у меня — опыт работы с автомобилями и огромное желание. Нашли помещение в центре города и с нуля приступили к созданию магазина тюнинга, который будет выгодно отличаться от других. Мы даже бизнес-план толком-то не составляли, по наитию все пошло. Сейчас у нас очень мало клиентов, которые пришли случайно и ушли, большинство становятся постоянными клиентами и друзьями нашей компании.

«Сейчас у нас очень мало клиентов, которые пришли случайно и ушли, большинство становятся постоянными клиентами и друзьями нашей компании»

«В ПРЕДДВЕРИИ УНИВЕРСИАДЫ МНОГИЕ КЛИЕНТЫ ПРОСТО БОЯЛИСЬ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ»

— Сколько было вложено в магазин?

— Первоначальные вложения составили примерно 2 миллиона рублей, в дальнейшем по мере надобности привлекались дополнительные кредитные средства. Когда мы открыли магазин в 2006 году, то были ориентированы только на розницу. Начинали с чистого листа и где-то не угадывали с товаром, где-то не хватало знаний в обслуживании.

— С какими сложностями столкнулись, запуская магазин?

— Через два-три дня после нашего открытия произошел страшный случай: на нелегальных гонках парень на своей машине с перегретыми тормозами влетел в толпу, несколько человек погибли. Резонансный был случай. А тут мы открылись. Властные органы взялись «шерстить» ряды автомобилистов, так называемых стритрейсеров.

— Значит у ваших клиентов возникают проблемы с сотрудниками ГИБДД?

— Мы полностью разделяем позицию властей в отношении нелегальных гонок. Если уж ты «заряжаешь» машину, то раскрывать ее потенциал надо на трассе соответствующего уровня. Мы сотрудничаем с руководством шоссейно-кольцевой трассы KazanRing Canyon, которая находится в селе Высокая гора. Сами несколько лет организовываем соревнования в формате «тайм-аттак», когда старт дается «с хода», после прогревочного круга, чтобы у пилота была возможность пересечь линию старта или финиша на максимальной скорости, показав наилучший результат. В них может принять участие любой желающий. Многие участники приезжают из близлежащих регионов.

Вообще у нас периодически возникают сложные ситуации с местными властями. В преддверии Универсиады многие клиенты просто боялись выезжать на дорогу, потому что они выделялись, и поэтому их постоянно останавливали сотрудники ГИБДД. Соответственно, спрос на наши услуги тоже уменьшался. Мы ничем нелегальным не занимаемся, вся продукция сертифицирована, но часть наших комплектующих не предназначена для использования на дорогах общего пользования. Например, суперяркие фары для off-road соревнований.

«Часть наших комплектующих не предназначена для использования на дорогах общего пользования»

«КРИЗИС 2009 ГОДА «СМЫЛ» МНОГИХ»

— Как развивались дальше, после открытия?

— Примерно через год-полтора мы открыли еще одну фирму, которая работала с автосалонами по поставке автоаксессуаров. Это не столько тюнинг, сколько дополнительное оборудование для автомобилей: обвесы, фаркопы, защиты картера и прочее. На тот моменты у нас были договора со всеми автосалонами Казани и близлежащих регионов. Но кризис 2009 года «смыл» многих из них. Нам просто стало не с кем работать, и мы перестали двигаться по этому направлению. Честно говоря, мы держались на плаву только благодаря тому, что входим в группу компаний — у Руслана был уже свой бизнес, связанный с оптовой торговлей ГСМ и сдачей помещений в аренду. В магазине Piston он учредитель, а я директор.

— Помимо продажи комплектующих для тюнинга вы занимаетесь и их установкой. Когда вы запустили сервис?

— Первые попытки открыть сервис были года три-четыре назад. Тогда мы были вынуждены арендовать помещение, оборудование, долго не могли найти хороших сотрудников, которым был бы важен сам процесс. В итоге сервис в собственном помещении мы открыли только в прошлом году на улице Абжалилова в шаговой доступности от магазина.

— Сколько было вложено в него?

— Около 1,5 миллионов рублей.

— Какова его загрузка сейчас?

— Полная, без работы ребята не сидят. Иногда одной машиной весь день занимаются, а порой — пять машин за день с мелкими доработками. Одновременно в нашем сервисе могут находиться две машины, которые принимаются по предварительной записи. В сезон за неделю вперед записываются, сейчас — за день, два. На сегодняшний день работают три сотрудника: двое постоянных, а одного привлекаем.

— А сколько всего сотрудников у вас в компании, и какова их средняя зарплата?

— Всего 8 человек, оплата у них исключительно сдельная. По грубым подсчетам в среднем около 25 тысяч рублей.

«У НАС К МАШИНАМ — ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД»

— Какой ценовой политики вы придерживаетесь? Какова средняя стоимость элементов для тюнинга?

— У нас отсутствуют понятия наподобие среднего чека. Мы стараемся удовлетворить желание любого клиента, и что касается цен, всегда идем навстречу. Многие детали сопоставимы по стоимости с оригинальными деталями, будь то элементы тормозной системы, подвески или что-то другое. Например, к нам часто обращаются клиенты, у которых вышел из строя амортизатор и они уже замучались его менять из-за низкого качества наших дорог. За те же деньги, а порой и дешевле, они могут купить у нас устройство с измененными характеристиками и с гарантией. Для сравнения: комплект амортизаторов с измененной жесткостью на средне-бюджетную иномарку (Mazda 3, Honda Civik, Mitsubishi Lancer X) стоит от 15 до 25 тысяч рублей. А оригинальный комплект будет стоить более 20 тысяч рублей. При этом с нашими устройствами машина будет вести себя совершенно по-другому: автомобиль более устойчивый на дороге, гораздо лучше управляется, то есть вождение становится безопаснее.

— Каков диапазон цен по стоимости установки?

— Установка тюнинг-комплектующих стоит или также, или чуть дороже установки стандартных комплектующих. Когда мы открыли свой сервис и начали утверждать прайс-лист, мы отталкивались от средних цен по городу. Мы также предлагаем гарантийную поддержку, что не могут сделать другие сервисы. Наши же установщики проходили специальную сертификацию. Например, мы единственные в городе, кто устанавливает пневмоподвески да еще и с гарантией. Сама деталь стоит 50 тысяч рублей, а ее установка — порядка 15 тысяч и выше.

А вообще, у нас проводится много работ, которые невозможно описать в прайсе. Например, мы являемся спонсорами нашего единственного казанского пилота в профессиональной серии дрифта Олега Юрьевича Шатова, по совместительству руководителя Казанской школы высшего водительского мастерства. Его японский дрифт-автомобиль весьма специфический с нестандартным мотором. Чтобы установить ему выпускную систему, пришлось по размерам сделать шаблон и потом только изготовить. У нас к машинам — творческий подход, поэтому и интерьер в магазине соответствующий.

— А кто занимался интерьером магазина?

— Сами все придумывали. Стены разрисовывала девочка-художница Мария. Сейчас она преподает в школе аэрографии в Москве. У нас своя неформальная тусовка.

— Расскажите о самом крупном заказе. Что именно вы делали и во сколько это обошлось клиенту?

— Это был заказ на постройку дрифт-кара на базе Nissan 350Z — широко распространенная в узких кругах машина. Изменениям подверглось абсолютно все. Машина изготавливалась в единственном экземпляре под конкретного клиента. Часть работы была сделана в Москве. Там мы сотрудничаем с предприятиями «Успенский Ралли Техника» и компанией Atomic Sportscars. А на этот дрифт-кар мы поставили только комплектующих на 600 тысяч. Сам проект обошелся порядка 2 - 3 миллионов.

«Установка тюнинг-комплектующих стоит или также, или чуть дороже установки стандартных комплектующих»

«КОГДА ОТКРЫВАЛИ МАГАЗИН, МЫ БЫЛИ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ СО ВСЕМИ»

— С какими компаниями вы сотрудничаете, дилерами каких являетесь?

— С 2012 года мы стали официальными дилерами по Поволжью компании Revotechnik, их штаб-квартира находится в Англии. Они занимаются доработкой автомобилей концерна VAG (Volkswagen, Audi, Skoda, Seat). Также у нас много сопутствующих товаров для этих брендов. Мы можем не просто сделать чип-тюнинг, но и дополнить его впускной-выпускной системой, подвеской, тормозами, колесами... У тюнинга есть начало, но никогда не бывает конца.

Также мы являемся официальными дилерами по японским винтовым подвескам с изменяемыми регулировками Tein, амортизаторам Koni. Еще мы сотрудничаем с итальянской компанией Momo, по тормозным системам — с Brembo.

Брендов очень много. Основные производители — это Япония, США, Европа, в последнее время еще и Китай, но исключительно фабричный. Когда открывали магазин, мы были готовы работать со всеми, и очень часто это работало против нас. Постепенно составили для себя свой список качественных производителей.

— Вы работаете с зарубежными брендами, а где закупаете тюнинговые запчасти на модели «ВАЗ»?

— По нашим автомобилям мы официальные дилеры самарской продукции SS20, питерского завода Plaza и предприятия «ТехноМастер».

ВЫРУЧКА — 15 МЛН. РУБЛЕЙ

— Какой доход приносит магазин? Каково соотношение доходов магазина и сервиса?

— В среднем около 15 миллионов рублей в год приносит нам магазин. А сервис только начал вставать на ноги, пока рано говорить о его 100-процентной рентабельности, он не отбил вложения.

— Какова доля «Пистона» в общей выручке группы компаний?

— Небольшая, чуть более десятой части.

— Какова рентабельность магазина?

— Не знаю, не считал, работаем не в убыток, это точно. У нас бизнес сезонный. Зимой мало кто задумывается о том, чтобы свой автомобиль как-то доработать. Каждую весну у нас возникают потребности в дополнительных инвестициях — берем кредиты, к зиме гасим.

«ТЮНИНГОВЫЕ ТОРМОЗА ДЛЯ ДУХОВНОГО ЛИДЕРА»

— Каков спрос на тюнинг: растет или, наоборот, падает? Много ли вообще фанатов тюнинга? И приезжают ли к вам из других городов?

— В нашем случае предложение рождает спрос. Мы стараемся предлагать людям новинки, рассказываем о новых направлениях. А фанатов много. Людям хочется выделиться из серой массы. Думаю, что тюнинг будет существовать всегда. Нас знают во всем Поволжье. Так магазинов в принципе практически нет. У нас много клиентов из Чебоксар, Кирова, Йошкар-Олы, Самары, Тольятти. Мы сами стараемся ездить в командировки по Поволжью.

— Каков портрет покупателя?

— В основном это молодые люди от 20 до 35 лет, которые хотят выделиться за счет тюнинга. Есть клиенты, которые дорабатывают автомобиль в свое удовольствие.

— А VIP-персоны к вам обращаются?

— Да, но они заказывают комплектующие через своих водителей. Часто мы не знаем, для кого это. Более того, многие клиенты, когда загоняют к нам свои машины, просят не фотографировать номера.

Как-то к нам обращался гендиректор крупной строительной компании. А недавно дорабатывали тормозную систему на рабочей машине одного из представителей высшего православного духовенства. Речь идет о Lexus 570, машина большая и тяжелая, а так как на ней нужно часто и по трассе ездить, то штатных тормозов не хватает, на что жалуются многие клиенты. Мы сделали доработку тормозной системы, чтобы машина была безопасней и можно было уверенней тормозить на трассе на больших скоростях.

«В нашем случае предложение рождает спрос»

20 МЛН. РУБЛЕЙ В ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЦЕНТРА

— Кто ваш прямой конкурент?

— Есть одна компания, которая сначала работала на авторынке. Теперь они переехали в магазин. Они в основном ориентированы на российские автомобили — это «Автоспорт».

— Поделитесь дальнейшими планами.

Следующей вехой будет открытие большого центра, который сейчас переходит от этапа проектирования к строительству. Здание площадью около 800 квадратных метров располагается на улице Аграрной, рядом с АЗС «ЛУКОЙЛ». Туда переедут и увеличившиеся в разы сервис и магазин. Там будут осуществлять все виды сервисных работ. Тюнинг станет одним из направлений. Основная загрузка — плановые ТО и регламентный ремонт. Так что на следующий год в Казани появится центр европейского уровня, открытие которого пока, по предварительным данным, обходится в 20 миллионов рублей.

— А с какими сложностями столкнется энтузиаст, решивший завтра начать зарабатывать на автотюнинге?

— С тем, что мы не планируем уходить с рынка (смеется). Сложностей на самом деле очень много. Тюнинг надо продавать. Основная задача — подвести человека к мысли, что ему это нужно. Можно ведь так и ездить на стандартной машине. Для большинства автомобиль — просто средство передвижения.

«В ТЮНИНГЕ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — ВЫДЕЛИТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ»

— Владельцы каких машин чаще прибегают к тюнингу?

— Это такие автомобили, как Honda, Volkswagen, Audi, Skoda, Mazda, KIA, Hyundai и, безусловно, «ВАЗ».

— Какие проблемы возникают у владельцев тюнингованного автомобиля при прохождении техосмотра? И выдаете ли вы какие-то документы, подтверждающие переоборудование автомобиля?

— Каждый человек может посмотреть правила о том, что можно ставить на машину, а что нельзя. Мы тоже можем об этом рассказать. Но далее решает сам клиент. Большая часть нашей продукции имеет сертификаты допуска. С какими-то комплектующими нельзя ездить по обычным дорогам. Многие клиенты страхуют тюнинг-комплектующие как дополнительное оборудование. Мы выписываем определенные документы, и при наступлении страхового случая страховая компания на основании этих бумаг выплачивает человеку компенсацию.

— Зависит ли направление тюнинга от национальных особенностей? И что в этом случае можно сказать про Татарстан и Россию?

— Владельцы «ВАЗов» предпочитают сильное занижение, тонировку и громкую музыку. В Татарстане, да и в России, какого-то конкретного веяния я не припомню. Во многом нужно отталкиваться от самой машины. Японские машины более подходят для дрифта: специфическая резина, мощный мотор, блокировка дифференциала. Американские — для драг-рейсинга: мощный двигатель, большие колеса, короткие ряды в коробке передач, очень быстрое ускорение. Каждый автомобиль в определенном направлении требует определенных доработок. Сейчас большую популярность набирают такие направления, как ретро, стенс — сильное занижение и правильно выставленные колеса относительно кузова. Владельцем таких авто нравится, когда люди смотрят на них, пока они потихонечку со скоростью 40 километров в час «круизят» по городу. В тюнинге основная задача — выделиться из толпы.

«КЛИЕНТЫ ПЕРЕСТАЛИ БОЯТЬСЯ»

— Тюнинг набирал популярность в период, когда большинство людей не могли себе позволить иномарки, но пытались как-то выделиться, тюнингуя отечественные машины. Как сейчас меняется философия автотюнинга, учитывая рост благосостояния и автопарка иномарок?

— Появляется много дорогих машин, владельцам которых тоже хочется выделиться. Клиенты перестали бояться дорабатывать иномарки. Люди обращаются за небольшими доработками, чтобы индивидуализировать свой автомобиль: у соседа простой, а у меня лучше. Потом просыпается азарт, хочется доработать что-то еще. Уже делают тюнинг на Ferrari и Lamborghini. Хотя, казалось бы, эти машины и так самодостаточны.

Сейчас тюнинг не такой яркий, как раньше. Я вспоминаю о прошлых годах с ностальгией (смеется). 7 - 8 лет назад было модно поставить большой бампер, высокие спойлеры. У меня у самого была яркая машина. Сейчас делают акцент на качество. На данный момент мы выбрали для себя основные направления: доработка подвески, выпускных систем автомобиля и тюнинг двигателя, настройка, калибровка. По брендам мы деления не делаем, работаем со всеми машинами.

— А как тюнинг пришел в Казань?

— В основном через автоспорт. И нам на руку, что президент республики оказывает поддержку его развитию.

«Уже делают тюнинг на Ferrari и Lamborghini. Хотя, казалось бы, эти машины и так самодостаточны»

«ВСЕ ЗАМКНУТО В ОДНОМ КОЛЬЦЕ»

— Алексей, а есть ли у вас еще увлечения в жизни, кроме тюнинга?

— Сейчас это семья, воспитание сына. Ему скоро будет два года. У него начинается осознанное увлечение игрушечными машинками, что меня очень радует (смеется).

— Чем занималась ваша супруга до рождения ребенка?

— Она работала в «АК БАРС» Банке, там мы и познакомились. Мы приехали сдавать торговую выручку. В отделении, где она работала, у нас был расчетный счет. Так что вся моя жизнь связана с магазином, все будто замкнуто в одном кольце.

— На какой машине ездите сами и какие навороты придумали для нее?

— Вообще никто из наших сотрудников не ездит на обычном стандартном автомобиле. У одного из парней в сервисе дрифтовый Nissan Skyline, у другого — Ford Puma. У моего заместителя Андрея — Honda Civic Type R. У Руслана до недавнего времени был Volkswagen Golf GTI, из которого нам удалось выжать порядка 300 лошадиных сил. Мы над ним очень много экспериментировали. Следующей его машиной, скорее всего, будет Audi S4. А у меня сейчас Honda Accord, семейный седан, но заниженный и на больших дисках.

— И последний, традиционный, вопрос: каковы три секрета успешного бизнеса?

— Прежде всего быть честным по отношению к себе, своим партнерам и клиентам. Второе — постоянно действовать. Просто думать, надеяться и ждать явно недостаточно. Третье — это любовь к тому, что ты делаешь. До сих пор езжу на работу как на праздник. А в выходные дни скучаю по работе. Иногда бывает трудно из-за этого находить компромиссы с семьей.