IMG_2463.jpg
Некоторые владельцы минимаркетов усовершенствовали свои торговые точки, которые теперь выполняют функции баров

БАР ПЕРВОГО КЛАССА: БЫЛ БЫ ТУАЛЕТ, А СТОЙКА НАЙДЕТСЯ!

Малый бизнес в Казани придумал, как обойти запрет на продажу алкоголя в ночное и утреннее время: с 22.00 до 10.00. Как известно, закон запрещает торговлю спиртным в это время в магазинах, но запрет не распространяется на кафе, бары и рестораны. Некоторые владельцы минимаркетов в связи с этим усовершенствовали свои торговые точки, которые теперь при минимальных вложениях одновременно выполняют функции баров.

Например, заглянув в магазин «Мир торговли» на пересечении ул. Фучика и пр. Победы, корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил все необходимые элементы бара. Самое главное — бутылку спиртного из приличного ассортимента торговой точки можно унести с минимальной наценкой, по магазинной цене. Неудивительно, что в торговой точке выстраиваются очереди желающих прикупить напиток погорячее: если не продегустировать, то уж унести с собой никто не запрещает. Интересно, что всего у перекрестка проспекта Победы и улицы Фучика в радиусе 500 м аж 4 торговых точки, которые либо уже стали «барами», либо вот-вот станут такими, получив соответствующую лицензию. Подобные «наливайки» недавно появились и в Набережных Челнах, правда, также эпизодически.

Как выяснилось, Госалкогольинспекция РТ не только в курсе происходящего, но, повинуясь букве закона, вынуждена выдавать разрешения на подобную деятельность. В ведомстве, куда газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, объяснили, что для розничной торговли алкоголем необходимо соблюсти ряд требований. Закон предусматривает, что с 22.00 до 10.00 реализация спиртного запрещена везде, кроме ресторанов, кафе и баров.

«При выдаче лицензии мы проводим обследование торговой точки, — объяснил замначальника ведомства Рустем Арсланов. — К предприятию при этом предъявляются определенные требования согласно ГОСТу. Если в лицензии записано, что это бар по такому-то конкретному адресу, то реализация алкоголя в запрещенные для магазинов часы законна».

Какие требования предъявляются к бару? Он может быть класса люкс, высшего и первого класса. К последним предъявляются минимальные требования: световая вывеска со словом «бар», наличие вешалок в зале, собственно наличие зала, туалетная комната, оборудованная для мытья рук. Среди сопутствующих вещей оригинальные элементы оформления, драпировки и светильники, система вентиляции, мебель в соответствии с интерьером помещения. Так, столы должны иметь полиэфирное покрытие либо деревянную поверхность (для стилизованных баров), барная стойка должна иметь табуреты, посуда как минимум из нержавеющей стали, стекла, фаянса, полуфарфора, керамики, но никакого пластика. Требуются также салфетки и прейскурант на двух языках причем не от руки, а в печати, а обслуживать должен бармен за барной стойкой.

«По ценам никаких требований нет, но есть требования по ассортименту — коктейли, напитки, десерты, закуски сложного приготовления, — вздыхает Арсланов. — Но проконтролировать такие моменты сложно, могут предоставить весь ассортимент для первичного обзора. Это туалет не унесешь и не поставишь, если его нет. А многое из перечня — сами понимаете...»

Закрыть такого рода «наливайки» Госалкогольинспекция не может. И в случае выявления нарушений идет взаимодействие с прокуратурой и Роспотребнадзором. Первая вправе прекратить незаконную деятельность в случае отсутствия лицензии через суд. А Роспотребнадзор имеет право приостановить деятельность до приведения в соответствие нарушенных лицензионных требований.

ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЮ СПИРТНЫМ НАМЕРЕНЫ ПРИКРЫТЬ

Сегодня на сайте ведомства появилась информация о проверках торговцев спиртным. За 3 месяца сотрудники Казанского территориального органа Госалкогольинспекции провели 165 таких проверок. Удалось выявить 31 случай нарушений.

Контроль приходится вести буквально в круглосуточном режиме — мониторинг соблюдения законодательства в части запрета продажи алкогольной продукции с 22.00 до 10.00 проводится ежедневно.

За бизнес без лицензии могут оштрафовать продавца на 2 - 2,5 тыс. рублей. Должностное лицо ждет штраф в 3 - 4 тыс. рублей, юрлицо — 40 - 50 тыс. рублей. Вроде бы немного, но все наказания сопровождает конфискация товара, что, собственно, и является основной карающей мерой, пояснил Арсланов. Примерно то же самое ожидает бизнес и за нарушение требований лицензии. И попавшиеся один раз стараются избежать этого в будущем.

«Но количество подобного рода правонарушений по сравнению с 2010 - 2011 годами фиксируется в 2 - 2,5 раза чаще, — добавил собеседник «БИЗНЕС Online». — Это объясняется вступлением в силу норм, запрещающих ночную торговлю алкоголем».

Помимо перепрофилирования минимаркетов в бары, появилась еще одна проблема. Это интернет-торговля алкоголем или «призовые бутылки» от магазинов. Законодатели уже подумывают о том, чтобы внести сайты, предлагающие доставку алкоголя после 22 часов, в черный список ресурсов с запрещенной информацией.

Кроме того, штрафы могут вырасти в разы. Это, по мнению специалистов, единственная мера, способная запретить «бутлегерство» в новом формате. В том числе и поставить вне закона «притворные сделки», когда клиент вроде бы покупает сухарики и рыбку, к которым в виде «подарка» прилагается бутылочка-другая пивка. Само собой, что штрафы коснутся и сомнительного бизнеса с магазинным алкоголем.

Напомним, ночной «сухой закон» в Татарстане вступил в силу с 1 ноября 2010 года, однако тогда в республике лишь, что называется, понизили градус. Под запрет попала продажа крепкого алкоголя с 22 часов до 10 утра, однако при этом после 22 часов можно было разжиться пенным напитком: на прилавках в открытом доступе оставалось пиво практически любой крепости.

IMG_2872.jpg
Ночью в торговых точках выстраиваются очереди желающих прикупить напиток погорячее

Чуть позднее под запрет попало пиво крепче пяти «оборотов». А с 1 января этого года вступил в силу закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», окончательно запретивший торговать ночью любым алкоголем. Ограничение не затронуло продажу пива в кафе, барах, ресторанах.

Этот же закон ударил по ларькам и киоскам — алкоголь попал под запрет во всех торговых точках площадью менее 50 кв. метров. Выручка, как жаловались владельцы мелких торговых точек, сразу же упала в два раза. Некоторое время киоски продавали свои пивные остатки, что называется, из-под полы.

В КАЗАНИ БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ТОЧЕК ОБЩЕПИТА: КАФЕ, КОФЕЕН И РЕСТОРАНОВ

Между тем ситуация с алкоголизацией в Казани очень тревожная — об этом на одном из последних заседаний Казгордумы заявил начальник управления МВД по Казани Валерий Красильников. Количество преступлений, совершенных в пьяном виде, за 9 месяцев выросло на 8,5%. И на пятую часть стало больше пьяных жертв преступлений — причем некоторые даже не помнят ни обстоятельств, ни мест, где они подверглись насилию.

— 17 тысяч протоколов было составлено за распитие спиртного и появление в общественных местах, в прошлом году эта цифра не превышала 11,5 тысяч, — заявил Красильников. — Пьют все: мужчины и женщины, молодые и пожилые, чиновники и строители, коренные горожане, иностранцы и гастарбайтеры.

Красильников добавил, что число «наливаек» серьезно выросло после перепрофилирования магазинов, видимо, под такие вот бары первого класса. И, по его словам, полицейскими методами проблему не решить...

Точный статистический учет «наливаек» не ведется. Но в пресс-службе управления МВД по Казани «БИЗНЕС Online» сегодня подтвердили, что в последнее время в Казани фиксируется увеличение доли преступлений, совершенных лицами в состоянии опьянения либо совершенных в отношении таких лиц. Понятие «состояние опьянения» порой расширяется до того, что вляпавшийся в криминальное ЧП гражданин не в состоянии даже назвать свое имя.

51329.jpg
Валерий Красильников объяснил, что число «наливаек» серьезно выросло после перепрофилирования магазинов, видимо, под такие вот «бары первого класса». И, по его словам, полицейскими методами проблему не решить...

«В магазинах после 22.00 реализация алкоголя не ведется, и «наливайки» для многих — самый простой способ угоститься после десяти вечера», — пояснил пресс-секретарь управления МВД по Казани Игорь Силко, отметив, что в преддверии Нового года «отмечать» некоторые граждане начинают чаще и заранее. Хотя учет точек общепита — а бары относятся к ним — не входит в сферу обязанностей полиции. Но, разумеется, любой хороший участковый прекрасно знает все потенциальные криминогенные точки на карте своего участка — отсюда и оперативная информация о росте количества «наливаек».

В исполкоме Казани в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» представили данные по точкам общепита. Так, если в январе 2011 года, по данным районных администраций, было 994 объекта на 45,8 тыс. посадочных мест, то в январе 2013 года зафиксировано уже 1033 объекта на 54 тыс. посадочных мест. Это рестораны, кафе, кофейни. Статистики по количеству баров отдельно нет.

Удивительно, но сами предприниматели представляют этот бизнес как убыточный. ООО «Адам и Ева», в магазин которого ближе к 11 часам ночи заглянул корреспондент «БИЗНЕС Online», имеет, по данным СПАРК, уставный капитал в 300 тыс. рублей. 100% доли в уставном капитале принадлежит предпринимателю Юлии Нигматуллиной. В компании работают до от 21 до 50 человек, оборот бизнеса в 2012 году превысил 10,5 млн. рублей. Компания имеет две лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции. В 2012 году компания сработала с прибылью в 216 тыс. рублей, однако ранее за два года получила убыток, превышающий 1,4 млн. рублей.

«УЧИТЫВАЯ ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, Я БЫ НИКОМУ НЕ СОВЕТОВАЛ В НЕГО ПРИХОДИТЬ...»

Как бороться с проблемой, и стоит ли вообще это делать? И почему мини-маркеты перепрофилируют в бары? Об этом корреспонденты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у экспертов и участников рынка.

Ильдус Янышев — директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта», депутат Казгордумы:

Кому суждено пить, тот пьет. И найдет алкоголь независимо от того, продается он или нет — хоть застели все перед глазами. Принятые меры не решат проблему алкоголизации — они просто недостаточны. Я поддерживаю начальника УВД — надо сократить количество «наливаек» с параллельным повышением цен на алкоголь, он у нас слишком доступный. Можно говорить, что народ начнет пить самогон и травиться, но отравиться могут и антифризом, и одеколоном, да чем угодно.

Вообще алкоголизм не причина, это следствие каких-то других, более глубоких социальных процессов. Отсутствие воспитания и культуры, понимания справедливости. Низкие заработки не являются причиной алкоголизма — в мире достаточно бедных стран, где повального пьянства нет. Та же Индия, Китай, Куба, но ведь не сказать, чтобы там пили и совершали преступления постоянно.

Я являюсь сторонником жесткого регулирования. Пример — США, где в некоторых штатах алкоголь продается только в государственных магазинах, и где нет ничего, кроме алкоголя. Считаю, что алкоголь вообще надо вывести из бизнеса как наркотическое средство и разрешить торговлю только в отдельных госмагазинах. А не в супермаркетах. Повсеместную продажу алкоголя в России нужно сворачивать.

Возмущает, скажем так, лукавство нашей госполитики. С одной стороны, идут какие-то ограничения на продажу алкоголя, полиция, прочие органы борются за запрет алкоголя. Но правительство параллельно поддерживает алкогольных производителей как источник поступления средств в бюджет! На правительственном уровне просто ставят на вид руководителям, которые допускают снижение объемов производства и продажи спиртного. Это выглядит странно. С одной стороны, закрывать продажи, с другой, стимулировать их... Государственная политика в области производства и продажи алкоголя похожа на шизофрению, когда правая рука не знает, что делает левая.

Поэтому я думаю, что рекомендации в борьбе с алкоголизацией должны быть такими: монополизация производства и торговли, а также высокие цены на алкоголь.

460.jpg
Закрыть такого рода «наливайки» Госалкогольинспекция не может

Евгений Иосипов — заместитель председателя гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— Малый бизнес загнали, он выживает как может... Учитывая положение малого бизнеса, я бы никому не советовал в этот бизнес приходить. Здесь очень трудные условия существования. Если у тебя нет знакомых в исполкоме, в полиции, кто бы мог помочь, выживать очень сложно. Малый бизнес вынужден играть по правилам, которых никто не знает. К примеру, чтобы получить участок в 20 квадратных метров под павильон, нужно пройти аукцион. А вот чтобы «Газпром» получил 2 тысячи квадратных метров, то этот земельный участок выделяется по предварительному согласованию без всякого аукциона. Как человек должен отрабатывать эти деньги?

С точки зрения обычного гражданина появление баров — это нехорошо: мы тут вроде боремся с алкоголем, а нечестные предприниматели пытаются с населения деньги срубить. Но история уже доказала, что насильственными методами бороться с алкоголем нельзя. У нас после принятия «сухого закона» началось самогоноварение, нелегальные поставки алкоголя и так далее. В результате потом возвращаются к производству алкоголя, а уже никто и не покупает эту водку, потому что привык к самогону.

Я понимаю, что рядом со школой алкоголь продавать нехорошо, старшеклассники могут в перемену выпить пива, в результате вред здоровью, да еще и урок сорвут. Но беда-то вся в чем? В воспитании. А воспитание базируется на состоянии государства.

Знаете, нормальным людям, которые ложатся спать в 11 часов вечера, просыпаются в 7 - 8 часов, идут на работу, безразлично — продают в ночное время алкоголь или не продают. В советское время эту инициативу просто-напросто перехватили таксисты. Любой таксист возил с собой две-три бутылки водки. Всегда найдется клиент, кто купит у него эту водку по завышенной цене. Человеку надо водки — вышел на дорогу, махнул рукой и купил. Неужели вы думаете, что запрет продажи алкоголя в ночное время лишит людей, которые решили выпить, такой возможности? Не лучше ли оставить несколько точек в городе, которые ведут круглосуточную торговлю? Пусть они по завышенным ценам этот алкоголь продают. Вот тебе надо водки, ты пошел в магазин, купил ее не за 100 рублей, а за 300, с этих 300 рублей 50 предприниматель отдаст государству в виде налога...

А сейчас ведется какая-то неуклюжая борьба с алкоголем. Точно так же в период перестройки боролись с пьянством и алкоголизмом, когда вырубали виноградники в Крыму.