IMG_1048.jpg

КАМАЗ ЗАКОНЧИТ ГОД С МИНУСОМ НА 9,3%

Публичные слушания по проекту бюджета Набережных Челнов на 2014-й и плановый период 2015 - 2016 годов начался буднично, за здравие. Заместитель руководителя исполкома города по экономике Наталия Кропотова ознакомила присутствующих с прогнозом социально-экономического развития автограда на 2014 год и на период до 2016-го. Правда, из ее оговорок о том, что «минэкономразвития РФ три раза меняло прогноз на 2013 год» и «документ готовился в тяжелых экономических условиях», тот, кто умеет «слушать между строк», мог понять, что Кропотова и сама до конца не верит в то, что говорит.

— Ожидается, что объем валового территориального продукта (ВТП) по итогам 2013 года составит 152 миллиарда рублей. Индекс промышленного производства составит 96,7 процента, в Татарстане — 101,5 процента, в Российской Федерации — 100,7 процента, — начала Кропотова. — По КАМАЗу эта цифра составляет 90,7 процента. Показатель ввода жилья в объеме 310 тысяч квадратных метров планируется выполнить. В последующие годы заложен рост на 8 - 9 процентов. Денежные доходы населения города вырастут на 4,4 процента. Реальная заработная плата — на 3,5 процента, в Татарстане — на 5,8 процента, в Российской Федерации — на 6,2 процента.

Несмотря на столь нерадужные ожидаемые итоги 2013 года, Кропотова на 2014 год спрогнозировала повышение темпов роста ВТП до 2,5% (в РТ — 4,2%, в РФ — 3%). На два последующих года ВТП планируется с ростом 2,5% и 3,5% соответственно и к 2016 году должен достигнуть 196 млрд. рублей. Докладчица особо выделила, что градообразующим КАМАЗом планируется производство «новых, высокотехнологичных видов автомобильной продукции, и к 2016 году компания намерена увеличить выпуск грузовых автомобилей до 66 тысяч единиц». Тут Марат Нуруллин — председатель комиссии горсовета автограда по экономической политике и бюджету, начал качать головой. Ничего хорошего это не предвещало. Однако Кропотова то ли не увидела этого знака, то ли не придала ему значения и усталым голосом продолжила доклад, в котором поведала о том, что поставлена сложная задача по поддержке предприятий, осуществляющих деятельность в промышленной зоне БСИ (база строительной индустрииавт.)

— На данной территории сегодня работают 195 компаний, которые производят продукцию на сумму около 32 миллиардов рублей. Ими уже сегодня предлагаются новые проекты с общим объемом инвестиций более 4 миллиардов. Но для их реализации необходима реконструкция существующей дорожной инфраструктуры, строительство дополнительной объездной дороги, увеличение мощностей газо- и электропотребления. В настоящее время прорабатывается вопрос обеспечения данной территории как единой промышленной площадки для включения к проекту Камского инновационного территориального производственного кластера, — сообщила Кропотова.

Тут нужно пояснить, что о необходимости капитального ремонта разбитой дороги от города до БСИ производственники, в том числе и генеральный директор КБК Владимир Бестолков, трубят уже не первый год, а недавно вопрос ребром поставил на одном из заседаний Госсовета РТ генеральный директор ЗАО «РАССТАЛ» Сергей Рачков.

БЕСПЛАТНУЮ ПЕРЕВОЗКУ ПЕНСИОНЕРОВ В САДЫ-ОГОРОДЫ СОХРАНИЛИ

Естественно, о том, что работники заводов, расположенных на БСИ, по часу и более сидят в пробке, добираясь на работу и с работы, на публичных слушаниях никто акцентировать внимание не стал. Заместитель руководителя исполкома города по финансам Альфинур Галиакберова сообщила, что поступление доходов в бюджет Набережных Челнов в 2014 году ожидается в объеме 6 млрд. 943 млн. рублей, в 2015-м — 7 млрд. 139,7 млн., в 2016-м — 7 млрд. 376,9 млн. рублей.

— Основная часть доходов бюджета — налоги. Прогноз по ним на 2014 год составляет 2 миллиарда 752 миллиона рублей. Неналоговые доходы на следующий год прогнозируются в сумме 769,5 миллиона рублей, межбюджетные трансферты — 3 миллиарда 422 миллиона рублей. Это без учета средств на капремонт жилого фонда, которые будут включены в бюджет после принятия программы на уровне республики, — подчеркнула Галиакберова.

По ее словам, «наиболее объемный» источник доходов бюджета — НДФЛ. Его доля в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета — 42,3%. Поступление налога в 2014 году при нормативе отчисления 21,3% прогнозируется в сумме 1 млрд. 491 млн. рублей. Второй по величине источник доходов бюджета города — земельный налог, объем поступления которого в 2014 году ожидается в сумме 620 млн. рублей, что составляет 17,6% собственных доходов. Поступление налога на совокупный доход прогнозируется в сумме 508,8 млн. рублей (удельный вес — 14,4%). На остальные налоговые доходы приходится около 4% собственных доходов.

IMG_1041.jpg

Пятую часть собственных доходов бюджета города составляют неналоговые доходы. В их структуре основная доля приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, больше всего денег приносит арендная плата за землю. Прогноз поступлений на 2014 год — 538,7 млн. рублей. Плата за негативное влияние на окружающую среду планируется в сумме 33,4 млн. рублей, прогноз по доходам от продажи муниципального имущества и земельных участков составляет 115 млн. рублей, штрафы — 66,8 млн. рублей.

Интересный факт: по словам Галиакберовой, по итогам 10 месяцев доля КАМАЗа в структуре доходов бюджета города составила 23,7%, он абсолютный лидер. 2-е место занимает КБК — 2,2%, остальные предприятия, вошедшие в первую десятку, имеют около 1% или менее.

Расходы бюджета планируются в тех же суммах, что и доходы. Как отметила Галиакберова, при их расчете имелось в виду повышение зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 октября 2014 года на 5%, с 1 октября 2015 года на 5% и с 1 октября 2016 года на 5%. Коммунальные услуги проиндексированы на 6%. Остальные расходы учтены на уровне текущего года.

— На 2014 год в бюджете города на выплату зарплаты предусмотрены средства в сумме 5 миллиардов 047,5 миллиона рублей или 72,7 процента. В 2013 году эта доля составляла 64,9 процента от общего объема расходов. И это выше на 48 процентов от первоначально утвержденного показателя на 2013 год. Это связано с реализацией указа президента Путина, направленного на повышение зарплаты педагогическим работникам, а также работникам учреждений культуры и доведения ее до средней в Татарстане, — отметила Галиакберова.

Она также пояснила, что на оплату коммунальных услуг планируется израсходовать 520,4 млн. рублей. При этом на жизненно важные вопросы городского хозяйства, о которых в последние годы, не уставая, твердят депутаты горсовета, опять планируется выделить «копейки»: на ливневую канализацию — 2 млн. рублей, на ремонт внутриквартальных дорог — 5 млн. рублей и т.д. При этом решено сохранить бесплатную перевозку в сады-огороды пенсионеров (на эти цели выделено 15 млн. рублей) и льготный тариф в городских банях (3 млн. рублей).

«В КАКОМ КОСМОСЕ МЫ С ВАМИ ОКАЗАЛИСЬ?»

И тут к трибуне вышел Нуруллин, который, напомним, сидел в президиуме, покачивая головой, слушая доклады Кропотовой и Галиакберовой.

— Мне тут подготовили тезисы... Я хотел правильно выступить в общем русле, чтобы не было никаких разногласий, но, честно говоря, душа не выдержала! — почти воскликнул Нуруллин. — Я слушаю Наталью Анатольевну, цифры бюджета на 2014 год, сформированные на основе ее данных, и не понимаю, в каком космосе мы с вами оказались?! О чем мы вообще здесь говорим? Как говорится, Богу в уши бы все, что мы услышали, может, исполнится. Но я немножко скептически к этому настроен. Прогнозируется рост промышленного производства в то время, когда мы имеем объективное снижение темпов по 2013 году — что по крупному градообразующему предприятию, то есть КАМАЗу, что по малому бизнесу. Мне кажется, что заложены слишком оптимистичные цифры на 2014 год. Это необъективные цифры, давайте, говорить об этом честно!

Нуруллин напомнил, что в настоящее время бюджет автограда не может финансировать многие свои программы, поскольку нет на это денег. Он также обратил внимание присутствующих на то, что если посмотреть структуру расходов бюджета города на 2014 год, то сразу становится все ясно и понятно: 72,7% уйдет на зарплату, 7,5% — на коммунальные расходы. В сумме более 80% уходит на так называемые «обязательные» платежи.

IMG_1032.jpg

— Но при этом я не призываю называть этот документ фикцией, — несколько успокоился Нуруллин. — Я абсолютно уверен, что та сложная ситуация, которая сегодня существует, тот масштаб задач, который сегодня перед нами поставлен, он вполне реализуем. Просто нужно удвоить, утроить усилия в первую очередь администраторов налогов. Но я тут говорю не просто о некой инквизиционной части работы исполкома, налоговой инспекции и правоохранительных органов. Я как представитель бизнеса заявляю, что в части собираемости налогов нужно создать равные условия для всех, кто существует в экономическом поле. Надо посмотреть, кто платит, а кто не платит налоги! Мы на сегодня оказываемся в очень неравных условиях. Мне очень интересно было читать в челнинской прессе материал о заседании клуба, который проводил Радмир Беляев (заместитель Кропотовой, начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательстваавт.). Такие перлы! Там один из выступающих говорит: «Если я буду платить все существующие налоги, бизнес просто-напросто будет нерентабельным!» И это во всеуслышание декларируется! Но, несмотря на сложность задач и на не очень радужные перспективы в экономике, при скоординированной и очень ответственной работе всех госслужб города мы способны решить задачу по наполнению доходной части бюджета. Считаю, что сегодня кроме традиционных методов пополнения бюджета мы должны искать и нестандартные ходы.

Выступивший следом Анатолий Макаров — доктор экономических наук, завкафедрой экономической теорией и экономической политики КФУ в Набережных Челнах, был не столь искусным оратором, но он обратил внимание на то, что в 2014 году запланирован прирост бюджета города на 132%.

— Главный источник такого значительного увеличения объемов бюджета — трансферты из вышестоящих бюджетов. При этом бюджет на 2014 - 2016 годы предполагается принять бездефицитным. Планируется снижение поступления налоговых доходов бюджета с 2012 по 2014 годы с 70 до 49 процентов. Это выводит на первое место безвозмездные поступления из республиканского бюджета. Снижение налоговых доходов — в первую очередь НДФЛ — в общем объеме доходов бюджета указывает на негативную ситуацию, которая сложилась в реальном секторе экономики города. Такое положение дает сигналы о стагнации как городской экономики, так и экономики страны в целом, — подчеркнул Макаров.

«И СМЕХ, И ГРЕХ, НО ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НАДО!»

Затем стало еще веселее. Галиакберова зачитала письмо, в котором некий челнинец предлагал заложить в бюджет 2017 (!) года установку памятника Ленину в честь 100-летия революции. Тут слова попросил мужчина в очках.

— Меня зовут Николай Бахтиозин, я первый раз присутствую на обсуждении бюджета города, — сообщил он. — И я удивился тому, какой же все-таки маленький у нас бюджет. Более 500 тысяч населения и всего 6 миллиардов рублей в год! Сегодня я не услышал конкретных предложений, что нужно сделать, чтобы наполнять бюджет дополнительными доходами. Я вот недавно был в Подмосковье, в городе Сергиев Посад. Там живет 100 тысяч населения, нет ни КАМАЗа, ни других каких-либо заводов и фабрик, там ничего нет! А бюджет у них 4,5 миллиарда рублей! У нас на полмиллиона — 6 миллиардов. Позорище!

Бахтиозин.jpg
Николай Бахтиозин

Не обращая внимания на реплики из президиума о необходимости соблюдения регламента публичных слушаний, Бахтиозин продолжил:

— У меня есть свой вариант наполнения бюджета! У нас в городе насчитывается 150 тысяч автомобилей. Ежедневно каждый водитель минимум по 50 раз нарушает правила. Его ловят раз в полгода. На 100 рублей оштрафуют, шуму на целый год! Я считаю, надо обязать ГАИ с каждого водителя собирать по 100 рублей в день. Он же все равно нарушит, просто не попадается! Это вот как цыган каждое утро кнутом хлещет свою жену, а, когда его спрашивают зачем, он говорит: «День длинный, провинится еще!» Такая же ситуация с этими водителями. Вот вы сейчас скажете: «Глупо», — но ведь это 15 миллионов рублей в день! Вот вам и бюджет наполнится! И смех, и грех, конечно, но что-то делать надо!

— Спасибо за предложение. Мы все законспектировали, учтем ваше предложение, — ответила Галиакберова, сидевшая в этот момент с каменным лицом.

Она не посчитала нужным уточнять, что штрафы ГИБДД все равно уходят в бюджет республики...

«ДАЙ БОГ, ЕСЛИ БУДЕТ СТАБИЛЬНОСТЬ»

Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты отметили, что разделяют скептицизм Нуруллина, не верят, что в следующем году будет рост промышленного производства, и считают, что для бюджета и челнинцев 2014 год будет не менее тяжелым, чем нынешний.

Борис Кузнецов — профессор филиала КФУ в Набережных Челнах:

— Наши городские власти делают ставку на рост промышленного производства, но его не будет. 7 ноября министр экономического развития России Алексей Улюкаев дал интервью, в котором сказал, что нас ждут плохие времена, что мы вступаем в очень затяжную депрессию, которая продлится до 2030 года. Идет коренной пересмотр стратегии-2020, которая ни на чем абсолютно не основана. А ведь Путин говорил о том, что, если ее не удастся осуществить, мы окажемся в очень тяжелом положении. Теперь уже ясно, что ничего из этого не получится. Просто все фундаментальные источники роста у нас исчерпаны, и мы теряем самый главный наш источник доходов — это нефть и газ. На первое место по этим параметрам вышли США, причем очень быстро, одним рывком, за счет научно-технического прогресса, а ведь они были главными мировыми экспортерами до этого. А у нас с чем совершенно не получается, так это с инновационным развитием. Да еще вдобавок правительство затеяло войну с учеными, в итоге окончательно все угробят.

Я думаю, что в 2014 году с исполнением бюджета трудностей будет значительно больше, чем они спрогнозированы. Самый главный недостаток — мы очень сильно запоздали с диверсификацией экономики города. И ни в одном докладе эта проблема не прозвучала! А ведь мы почти теряем промышленность, и не только в Набережных Челнах, а в масштабах России. Очень быстрыми темпами теряем машиностроение, но никто всерьез этой проблемой не занимается. Особенность нашего города заключается в том, что 75 процентов ВРП приходится именно на предприятия машиностроения и металлообработки. Это очень плохо, что мы до сих пор не освободились от зависимости от КАМАЗа и до сих пор рассчитываем, что нас, как моногород, будет спасать правительство.

Давайте сравним Набережные Челны и такой же 500-тысячный город Томск. У них вклад науки в ВРП — 30 миллиардов рублей. У нас же нет никакого! Это очень плохо, учитывая, что мы идем к экономике знаний, и она придет намного раньше, чем сегодня рассчитывают. Я уже приводил пример США, которые со следующего года станут экспортерами нефти и газа. А у нас даже не верили в то, что такой поворот может быть. У нас совершенно не понимают, что город с 500-тысячным населением не может жить без того, чтобы не видеть свое будущее. Мы, что, хотим превратить Набережные Челны в Детройт, где когда-то было 2,5 миллиона жителей, а сейчас осталось 700 тысяч?! Там все производство умерло, хотя когда-то это была столица мирового автомобилестроения. Нам нужно нелинейное мышление, понимание того, как быстро все меняется в этом мире. Набережные Челны сегодня очень сильно отстают, особенно от Казани. Нашему городу нужна инновационная стратегия, а ею у нас никто даже не пытается заниматься.

Владимир Нитенко — генеральный директор ЗАО «Форт Диалог»:

— Средств на развитие в городском бюджете особо никогда и не было, поскольку в нашей стране так устроена бюджетная система, что на развитие чего-либо бюджет города вынужден просить деньги у вышестоящего бюджета. Это такой принцип выстраивания вертикали власти, просто он сейчас уже до абсолюта дошел. Понимаете, в чем дело? Если уж правительство призывает готовиться к тому, чтобы ближайшие годы будут сложными, то вывод можно сделать только однозначный. Понятно, что следующий год будет не менее сложным, чем текущий. Я очень сильно сомневаюсь в том, что индекс промышленного производства прирастет на 2,5 процента. Ведь не секрет, что экономика Набережных Челнов существенным образом зависит от градообразующего предприятия. КАМАЗ — продукт инвестиционный. Если в стране будет рост инвестиционного спроса, соответственно, есть шанс увеличить объемы на челнинском автогиганте. Сегодня государство на рост частных инвестиций не рассчитывает. Конечно, как-то пытаются заставить банки кредитовать реальный сектор экономики, но пока без особых успехов. В нашем регионе все завязано вокруг КАМАЗа и нефти. От «черного золота» никаких чудес ждать не приходится. Дай Бог, если будет стабильность.