НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ РОСТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАТРАТ

Согласно опубликованному накануне отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО «КАМАЗ» упала на 6%: с 82,09 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 77,19 млрд. рублей за 9 месяцев этого года. Прибыль КАМАЗа снизилась сильнее – на 23,4%. Предприятие заработало в этом году 2,53 млрд. рублей против 3,3 млрд. рублей годом ранее. Однако если сравнить результат с итогами аналогичных периодов 2010 и 2011 годов, то завод чувствует себя сегодня гораздо лучше, несмотря на падение спроса. Можно сделать вывод, что менеджмент сделал определенные выводы из кризиса 2008 - 2009 годов и готов к негативным явлениям лучше, чем пять лет назад. Хотя, признаем, на дворе пока не кризис, не острая его фаза, а тревожная и пренепреятнейшая прелюдия....

Тем временем негативная конъюнктура на рынке грузовых авто России продолжает оставаться в силе. По данным «АСМ-холдинг», продажи грузовиков в январе-августе 2013 года в целом по стране составили 188,9 тыс. единиц, сократившись на 22,3% по отношению к первым 8 месяцам прошлого года. Наибольшую долю рынка составил сегмент отечественных автомобилей: 96,7 тыс. ед. или 51,1% рынка. Иномарок российской сборки продано 17,1 тыс. ед., или 9,1% рынка. Продажи новых и подержанных импортированных грузовиков составили 69,5 тыс. ед. (36,8%) и 5,6 тыс. ед. (3,0%) соответственно. По данным агентства «Автостат», за 9 месяцев 2013 года челнинцы продали на внутреннем рынке 23 тыс. грузовиков (на 6 меньше, чем за 9 месяцев 2012 года). Кстати, аналитики рынка считают, что КАМАЗ в текущем году, когда экономика страны ощутимо вползает в стагнацию, не выполнит план примерно на 10 - 15 тыс. проданных грузовиков.

Таким образом, КАМАЗу пока удается держаться заметно лучше рынка. Благо, что себестоимость снизилась практически в одном темпе на 5,4% до 66,65 млрд. рублей. Однако, несмотря на приемлемый контроль основных издержек, завод потерял 9,4% от валовой прибыли.

Отметим, что дополнительное давление оказали накладные расходы. Так, коммерческие затраты (транспортировка, хранение, реклама) сократились на 246 млн. рублей до 2,81 млрд. рублей за 3 квартала 2013 года. Но управленческие расходы выросли на 375 млн. рублей до 3,07 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года.

В результате негативная картина усугубилась на этапе операционного результата. Операционная прибыль сократилась на 21%: с 5,88 млрд. рублей по итогам 9 месяцев 2012 года до 4,66 млрд. рублей по итогам аналогичного периода 2013 года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ УПАЛИ БЫСТРЕЕ

КАМАЗу по итогам 3 кварталов 2013 года на покрытие процентных платежей пришлось направить на 98 млн. рублей больше в сравнении с 694 млн. рублей по итогам аналогичного периода 2012 года. Это неудивительно, так как кредитный портфель автогиганта потяжелел на 21%. Важно, что при этом объем долгосрочных займов сократился на 3,5 млрд. рублей, а вот объем краткосрочных займов вырос на 6,7 млрд. рублей. Как известно, короткие деньги дороже.

Отдельный вопрос – причина роста таких займов. Спрос на рынке грузовых авто неуклонно сокращается. Поэтому увеличение выпуска существующих моделей смысла не имеет. Не исключено, что понадобились дополнительные ресурсы для подготовки к предсерийному выпуску сидельного тягача «5490». Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что новый тягач является одним из направлений по укреплению положения компании на рынке. Этот продукт будет способствовать удержанию позиций автогиганта в условиях наступающего кризиса.

Интересная ситуация сложилась в прочих статьях. Прочие доходы упали на 1,96 млрд. рублей (37,4%), а прочие расходы только на 1,33 млрд. рублей (20,8%). В результате отрицательное сальдо прочих статей выросло на 55%: с 1,15 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 1,78 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года. С другой стороны, сами суммы прочих статей сократились, что повышает прозрачность образования итогового результата.

«ПРИБЫЛЬ ТОЧНО БУДЕТ, А ВОТ КАКАЯ…»

Итоги третьего квартала газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» и эксперты.

– Все познается в сравнении. Допустим, если взять позапрошлый год, то тогда у нас вообще никакой прибыли не было, а был убыток. А если взять этот год, то рынок грузовых автомобилей в целом упал на 30 процентов. В то же время продажи «КАМАЗов» снизились только на 10 процентов, и снижение прибыли в этих условиях всего лишь на 23,4 процента – это, в принципе, нормальный показатель.

Я пока не могу однозначно сказать, с какими финансовыми показателями мы завершим 2013 год, но как сказал генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, прибыль точно будет, а вот какая она будет – мы пока сказать не можем. Что касается увеличения краткосрочных займов, то, как мы уже неоднократно говорили, у нас началась модернизация производства под новый модельный ряд, и все наши заимствования направлены на решение этой задачи. В последние годы мы активно гасили свою задолженность, у нас не было никакой закредитованности, но в период модернизации без вливаний, лишь только одними своими средствами не обойтись.

ПОЗИЦИИ КАМАЗА НА РЫНКЕ ГРУЗОВИКОВ «ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ»

Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Оценивать данные показатели нужно совершенно спокойно. Объясняются они стагнацией, которая наблюдается в российской экономике с начала года и которая поразила практически все отрасли, в том числе и машиностроение. Аналогичное снижение производственных и экономических показателей наблюдается и у других промышленных предприятий. Например, выручка АвтоВАЗа за 9 месяцев 2013 года снизилась на 2,5 миллиарда рублей (-2 процента по сравнению с АППГ). А выручка Челябинского металлургического комбината за 9 месяцев сократилась на 13,2 процента по сравнению с АППГ и составила 62,2 миллиарда рублей. Так как пока в экономике не зафиксировано никаких сигналов, которые можно было бы трактовать как окончание или хотя бы замедление стагнации, то вряд ли стоит ожидать, что за оставшиеся месяцы ситуация резко изменится. А это значит, что возможное улучшение ситуации может наступить лишь в 2014 году. Учитывая такие перспективы, можно говорить, что в лучшем случае показатели КАМАЗа будут на уровне показателей 2012 года, а в худшем – будут хуже их, но незначительно.

Принимать в расчет стоит и еще одно обстоятельство. Позиции КАМАЗа на рынке грузовиков можно сравнить с позициями АвтоВАЗа на рынке легковых автомобилей: они «железобетонные». Это лидеры рынка, которые остаются таковыми уже много лет, несмотря на все усилия остальных автопроизводителей. Да, доля российского рынка грузовиков, принадлежащая иностранным производителям, увеличилась, но она, что называется, «размазана тонким слоем» между множеством марок. КАМАЗ все равно лидирует и по числу проданных машин за всю свою историю, и по степени узнаваемости марки среди потребителей, и по уровню организации послепродажного сервиса и снабжения запчастями и комплектующими. Компания успешно сотрудничает с компанией Daimler, создает сборочные производства в других странах, модернизирует производство, повышает его эффективность, разрабатывает новые модели автомобилей, то есть деятельность компании не прекращается ни на секунду. Так что нет никаких сомнений, что и эти трудности являются временными и компания их успешно преодолеет. КАМАЗ – это автомобили, которые прекрасно известны по всему миру, и таковыми они будут оставаться и дальше, будут неизменно востребованы в России и за рубежом, что позволит улучшить производственные и экономические показатели.

Основные экономические показатели ОАО «КАМАЗ»

Наименование показателя

9 мес. 2012

9 мес. 2013

Абсолютное изменение

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. рублей

82091

77185

-4906

-6,0

Себестоимость, млн. рублей

70459

66649

-3810

-5,4

Затраты на 1 рубль реализованной продукции

0,858

0,863

0,005

0,6

Валовая прибыль, млн. рублей

11632

10536

-1096

-9,4

Коммерческие расходы, млн. рублей

3059

2813

-246

-8,0

Управленческие расходы, млн. рублей

2690

3065

375

13,9

Операционная прибыль, млн. рублей

5883

4658

-1225

-20,8

Проценты к получению, млн. рублей

202

329

127

62,9

Проценты к уплате, млн. рублей

694

792

98

14,1

Прочие доходы, млн. рублей

5232

3276

-1956

-37,4

Прочие расходы, млн. рублей

6385

5059

-1326

-20,8

Чистая прибыль/убыток, млн. рублей

3297

2526

-771

-23,4