1.jpg

ХОТЬ ПО ГОРОДАМ, ХОТЬ ПО ГОРАМ

Напомним, что 25 сентября на нижнетагильской выставке вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2013 официальный партнер КАМАЗа – ЗАО «Астейс» – выдал микросенсацию. Выяснилось, что в Набережных Челнах планируется сборка французских плавающих автомобилей службы военной разведки, наблюдения и командования ASTAIS-VBL (оригинальное название – VBL Mk 2). Прежде всего – в интересах МВД России. При этом стоит задача высокой степени локализации. Как рассказал тогда исполнительный директор «Астейс» Владимир Бабаев, сотрудничество с французами длится уже около года, а на серийное производство планируется выйти в конце 2014-го. Эксперты усомнились в необходимости проекта. Так, директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко указал на то, что сегодня существовавшая ранее практика закупки зарубежной военной техники и вооружений получила всемерное осуждение, в том числе и в декларациях Военно-промышленной комиссии, курирующей вопросы переоснащения силовых структур.

Тем не менее, как стало известно газете «БИЗНЕС Online», ASTAIS-VBL представят сегодня на стартующей в Москве XVII международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2013» (организаторы – МВД, ФСБ России и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству). Машина будет выставлена именно на стенде МВД, сообщил сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бабаев. Почему силовиков заинтересовал французский броневик? По словам исполнительного директора, машин такого класса в России нет. Каковы плюсы? «Она бронирована, плавает, достаточно быстрая, маневренная, то есть у нее небольшая база. Работает и в городских условиях, и как разведывательная, и в горах – имеет специальные устройства, которые позволяют двигаться по подъемам большой крутизны», - перечислил достоинства броневика Бабаев.

ПОЛНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ НЕВЫГОДНА

По словам директора, представлявшаяся в Нижнем Тагиле машина изготовлена специально для «Астейс» во Франции. К июлю 2014 года в Автограде планируется выпустить четыре прототипа. «Их локализация доходит до такой степени, что из Франции будут поставляться только трансмиссия и ходовая часть», - подчеркнул Бабаев. Так, собственно броня изготавливается одним из российских предприятий. Корпус будет вариться в Челнах. «Здесь есть группа компаний, которая занимается достаточно широким спектром комплектующих, - уточнил Бабаев. - В частности, в нашей же группе компаний будут делаться пучки проводов, панели приборов».

Отметим, что потенциально предприятие готово к высокой степени локализации «француза». «Астейс» плотно работает с КАМАЗом, хотя и не входит в структуру холдинга. Например, участвует в выпуске модели «Тайфун» и делает немало собственных вариаций на тему «КАМАЗов», в том числе и для оборонки по броневой тематике.

Двигатель пока будет устанавливаться австрийский – Steyr, но в дальнейшем сами французы собираются перейти на двигатель Renault. Коробка передач – немецкая, ZF. «Локализация ее производства, в принципе, возможна, - считает Бабаев, - поскольку в Челнах есть совместное предприятие КАМАЗа и компании Zahnrad Fabrik, которое занимается изготовлением коробок, и номенклатура постоянно расширяется». Некоторые проблемы могут возникнуть с колесами, которые в оригинале снабжены, боестойкими вставками. Сегодня в России никто такого не делает. «Если будут необходимы именно такие колеса, придется покупать импортные, - констатирует исполнительный директор, а если речь идет об обычных колесах, то установим российскую «резину».

2.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

И вообще, по словам Бабаева, «взять и локализовать почти весь автомобиль, это не очень правильно»: «Получится почти новый автомобиль, в испытания которого надо закладывать столько времени, денег, сил, что это экономически и технически нецелесообразно. Чтобы поставить автомобиль принципиально новый, необходимы годы, а вот заменить на нем корпус и провести соответствующие испытания можно в достаточно короткие сроки». Кстати, по словам топ-менеджера, конфигурация «исходного» корпуса будет достаточно серьезно изменена под российские требования – климатические и для улучшения обзорности при движении.

На вопрос о возможном объеме серийного выпуска Бабаев ответить затруднился, уточнив, что он прорабатывается, тем более что к броневику проявило интерес и министерство обороны. Кстати, в сети появился рекламный проспект (см. иллюстрации) ASTAIS-VBL, где приведены точные ТТХ машины.

«ФРАНЦУЗ» ПОКАЖЕТ СЕБЯ НА ПОЛИГОНЕ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать интерес МВД к ASTAIS-VBL начальника отдела служебно-боевого транспорта ФКУ «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД РФ Михаила Ушакова. Он уточнил, что на «Интерполитехе» броневик будет выставлен в экспозиции Внутренних войск, а 26 октября, возможно, будет демонстрироваться «на ходу» на полигоне в Красноармейске.

«Машина компактная, удобна для разведки, привлекает защищенность личного состава. А на обычном уазике не очень-то удается все это создать, вернее, когда его бронируешь, он становится менее управляемым, тяжелым, а здесь машина цельная… Нет, французский броневик – не замена, а, скорее, альтернатива бронированным уазикам… В принципе, имеет значение и умение броневика плавать – видите, сейчас постоянно наводнения».

А как же декларации силовиков об использовании только отечественного? «Если этот автомобиль будет производиться в России, то это будет наша машина, - считает Ушаков. - Но дело в том, что пока это только проект, посмотрим, что дальше будет». По словам начальника отдела, определенные выводы относительно ASTAIS-VBL были сделаны еще в Нижнем Тагиле, какие-то решения примут и по итогам московской выставки. «Возможно, что-то решится в ноябре-декабре: будут ее собирать, или, если дорого, нет?» - подытожил Ушаков.

Интересно отметить, что в нынешнем «Интерполитехе» участвуют 78 компаний из 25 стран, при этом площадь национальной экспозиции Франции, имеющей статус партнера выставки, «значительно увеличится», сообщается на сайте форума. Под эгидой ассоциации предприятий-производителей и поставщиков оборудования для сухопутных войск и служб безопасности свою продукцию представят порядка 10 крупных компаний.