15 октября в Махачкале по результатам государственных испытаний подписан приемный акт пятого из серии противодиверсионного катера проекта 21980 «Грачонок», построенного на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Это первый из катеров данного проекта, которому предстоит войти в состав Каспийской флотилии. Проект разработан нижегородским ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел».

Противодиверсионные катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия береговой охране ФСБ России при решении задач по охране и защите государственной границы, сообщается на сайте предприятия.

ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» приступило к строительству серии катеров проекта 21980 в 2008 году. Головной катер (П-104), заложенный 18 февраля 2008 года, несет службу в составе соединения кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы. В октябре 2011 года был принят в состав ВМФ второй катер, 14 ноября 2012 года на Новороссийской военно-морской базе был подписан приемный акт третьего катера, а 22 августа 2013 года – четвертого. Эти три катера вошли в состав Черноморского флота России. Сегодня на заводе строятся шестой (заложен 7 мая 2013 года) и седьмой (27 июля 2013 года) «Грачата» – тоже для Каспийской флотилии.

Отметим, что пятый «Грачонок» был сдан заводчанами на полтора месяца ранее срока контракта.

Водоизмещение – 138 т, длина – 31 м, ширина наибольшая – 9,5 м, осадка – 1,85 метра Скорость полного хода – 23 узла, дальность плавания – 200 миль, автономность судна – 5 суток. Экипаж – 8 человек.

Вооружение: ПЗРК «Игла», пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм, противодиверсионные гранатометы ДП-65 и ДП-64. Катер оснащен современным радиоэлектронным вооружением (гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа», навигационная радиолокационная станция МР-231, оптико-электронный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3) и средствами обнаружения подводных объектов (поисково-обследовательский комплекс «Кальмар»). На борту имеется водолазное снаряжение.