44671.jpg
Василий Лихачев

ГУМАНИТАРНЫЕ ПЛАНЫ НА ПОЕЗДКУ В ГРУЗИЮ

- В июле меня включили по решению фракции объединенных левых в группу международных наблюдателей от ПАСЕ (Парламентской ассамблеи Совета Европы), которые должны поехать на выборы президента Грузии. Представлял в единственном числе все левые движения, левые структуры Европы.

Выбор рассматривал как высокое доверие коллег, как признание эффективности российской дипломатии. Начал готовиться к поездке в Грузию, тем более что там работают юноши и девушки, которые учились у нас в Казанском университете на юрфаке. Это совершенно нормальные люди, интернационалисты. Там же живет бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе, с которым я познакомился, работая в Брюсселе. Он сейчас назначен премьер-министром Грузии Бидзина Иванишвили его личным представителем на переговорах с российским МИДом. Это визави замминистра иностранных дел России Григория Карасина. Через него как раз я недавно и передал Абашидзе, что хочу с ним увидеться. То есть у меня были хорошие, гуманитарные, планы на поездку в эту страну.

В Страсбурге в августе было принято решение, что до поездки большой группы непосредственно на выборы в Грузию поедет, как ее назвали, предэлекторальная группа. Ее участники проведут 23, 24 и 25 сентября встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, с Иванишвили, с известным грузинским политическим и государственным деятелем, кандидатом в президенты от «Демократического движения — Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, с другими претендентами на пост президента, с простыми людьми.

ГОСПОДИН ЛИХАЧЕВ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ГРУЗИНСКОЙ ВЛАСТИ ПЕРСОНОЙ

21 сентября у меня на руках уже был билет. К слову, с трудом купили, хотя уже существует прямой рейс Москва – Тбилиси, но он заполнен. За два дня до вылета мне звонит Тини Кокс – лидер нашей фракции объединенных левых, и сообщает: «Василий, ты не едешь!» Я удивился: «Что случилось?» Он объясняет, что пришел постоянный представитель Грузии при Совете Европы к исполнительному секретарю и заявил: получил депешу из Тбилиси о том, что господин Лихачев является нежелательной для грузинской власти персоной. Он попадает под действие закона об оккупированных территориях 2008 года – в силу того факта, что в декабре 2009 года был международным наблюдателем на выборах президента Абхазии.

Между прочим, у меня в дипломатическом паспорте нет отметки о том, что я пересекал российско-абхазскую границу. Это не нужно в силу нашего статуса.

Я знаю, из-за чего весь этот сыр-бор в отношении меня. Да, из-за того, что был в Абхазии, но, главное, из-за того, что языком международного права в августе 2008 года заявил: Абхазия и вместе с ней Южная Осетия – это субъекты международного права, их независимость и суверенитет опираются на устав ООН, на принцип права народов на самоопределение, уважение суверенитета. Выстроил вот эту логическую цепочку, которую просто так не отбросишь. И очевидно, грузинские спецслужбы зафиксировали этот факт моей политико-правовой активности.

21 сентября Григорий Карасин, с которым мы большие друзья, приехал со встречи с Абашидзе из Праги и говорит мне: ситуация очень серьезная, в данном случае ты выступаешь не как гражданин Российской Федерации, а как международный наблюдатель с широкими полномочиями. И предложил всесторонне и рационально обсудить ситуацию.

Делегация ПАСЕ отправилась в Грузию без меня, провела там пресс-конференцию. В интернете я наблюдал интересные вещи. Проходит информация о том, делегация ПАСЕ прибыла в Тбилиси, перечисляется состав, предпоследний – Лихачев. Делегация встретилась с теми и теми, обсудили такие-то вопросы, в переговорах участвовали – и опять предпоследняя фамилия Лихачев. И только итоговое сообщение уже без моей фамилии.

ТРЕБУЕМ ИЗВИНЕНИЙ ПЕРЕД НИМ ГРУЗИНСКИХ ВЛАСТЕЙ

23 сентября в Страсбурге с утра началось заседание бюро ПАСЕ – это из главных органов организация. Чуть раньше заседала президентская комиссия, куда входят лидеры всех фракций. Обычно, как они решат, такое решение ПАСЕ и проводит. Во время этих заседаний завуалировать ситуацию пытался только делегат из Эстонии, которого, к слову, я раньше в глаза не видел.

Глава российской делегации Алексей Пушков сделал официальное заявление: нарушены права, это прецедент. Напомнил, что в 2010 году директора Института политических исследований Сергея Маркова не пустили на заседание комитета по правам человека в Тбилиси.

Сделали запрос юридической службе ПАСЕ и получили ответ, что Грузия, вступив в Совет Европы, приняла на себя определенные международные правовые обязательства, в том числе по обеспечению деятельности членов Парламентской ассамблеи Совета Европы, независимо от пола, возраста, географии. Иными словами, международное право на нашей стороне.

На заседании говорили о том, что позиция Лихачева правильная, отзывать свой мандат он не должен, ему следует остаться в группе наблюдателей, требуем извинений перед ним грузинских властей. И должны обязательно рассмотреть вновь вопрос: если 27 октября Лихачев не будет участвовать в выборах президента Грузии в качестве международного наблюдателя, тогда комитет по регламенту и другие структуры ПАСЕ в начале ноября вынесут вопрос о санкциях в отношении Грузии.

Короче говоря, в воздухе запахло грозой…

В перерыве глава комитета Госдумы по делам СНГ, замглавы делегации РФ в ПАСЕ Леонид Слуцкий дает интервью: это безобразие, Лихачев – дипломат, чрезвычайный и полномочный посол, о чем они думают?!.. Дает интервью министр иностранных дел Грузии: мы знаем Василия Николаевича, давайте не политизировать ситуацию, это технический вопрос. Мы попытаемся все разрешить.

…ИЛИ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА СРОК ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Я посмотрел грузинский закон об оккупированных территориях. Там санкции такие – или материальный штраф, 1200 долларов, чтобы этот «абхазский грех» с меня списали, или лишение свободы на срок до четырех лет. А мы знаем, какие там в тюрьмах условия содержания. Они не соответствуют международным стандартам.

Когда в зале заседаний ПАСЕ после всей этой истории на меня нацелились сразу пять грузинских телекамер, я сказал журналистам: слушайте, зачем мне пересекать грузинскую границу, если я получил официальное предупреждение.

Грузинские журналисты атаковали меня: ну вы же знали, что мы не отменим закон? Я попытался достучаться до них, объяснить, что в данной ситуации вступили в противоречие национальное и международное законодательство. В большинстве Конституций современных стран зафиксирован приоритет норм международного права. В российской Конституции это статья 15, пункт четвертый. А если возникает подобная коллизия, то действуют нормы международного договора, соглашения. То есть в Грузии могли эту ситуацию спокойно разрешить. А сейчас что? Все левые партии, движения, структуры парламентские, органы Европы получили сигнал: нашего оскорбили! И после этого вы хотите, чтобы представителей Грузии доброжелательно воспринимали в европейских странах?

Надо сказать, что Грузия нарушила мое международное право и на свободу передвижения. Условно говоря, я могу свободно поехать в Набережные Челны, в Мамадыш, в Зеленый дол, в Московскую область. Но ни в коем случае – в регионы Кавказа.

В Грузии даже сами не представляют, насколько они политически некорректны. Вот в Сухими не так давно побывал французский актер Жерар Депардье – повстречался с людьми, вино попил, фруктов покушал. МВД Грузии сразу его в черный список – он посетил территорию Абхазии без разрешения Грузии! Дирижера Юрия Башмета еле выпустили – он показал в Тбилиси шикарнейший концерт, грузинская интеллигенция на нем плакала. А потом начались неприятности для Башмета – оказывается, он тоже был то ли в Южной Осетии, то ли в Абхазии.

Грузинским журналистам я сказал: Россия не хочет политизации ситуации с запретом на въезд международного наблюдателя. Представители РФ в ПАСЕ не ставили вопрос о санкциях, его поставили западные депутаты. Потому что, оказывается, в истории ПАСЕ уже были подобные случаи, связанные, например, с Нагорным Карабахом, с Приднестровьем.

Я обратился к грузинским СМИ: если ваша страна хочет создавать клуб друзей Грузии, его надо создавать. И его можно создать. Мы знаем и любим вашу замечательную культуру, ваш эпос, ваши песни, ваши картины. Ваши прекрасные грузинские вина известны. Но вот такими шагами вы отталкиваете людей. Как тут не вспомнить хорошую татарскую поговорку: не чеши там, где не чешется.

СТРАНА СТАНОВИТСЯ ИЗГОЕМ

В ПАСЕ вопрос поставили так: если ситуация не изменится, вводим санкции. Самое неприятное в политическом плане – закрытие этой страны от мероприятий ПАСЕ. В течение двух лет никакие мероприятия по линии европейской дипломатии там не проводятся. Ни конференции, ни заседания комиссий, ни круглые столы. То есть страна становится неким политическим изгоем.

Услышав общую позицию европейской депутации, грузинские депутаты стали говорить о том, что они хотят изменить свой закон. Не отменить, а изменить. Есть предложения до 400 долларов снизить штраф и, может быть, отменить административный и тем более уголовный арест. Конечно, до 27 октября внести поправки в закон не успеют.

Но тем не менее выводы надо делать. Потому что я человек ответственный. А в этой ситуации мне, как политику, как дипломату, как ученому, со стороны Грузии было выражено недоверие, даже оскорбление. Это совершенно недружественный шаг с точки зрения международного права. Не только и, может быть, не столько против меня, сколько против Российской Федерации. Просто персонифицировано. Не случайно в одной из московских газет появился заголовок, что история с Лихачевым может стать последней каплей в осложнении отношений между ПАСЕ и Тбилиси. Наверное, так и может случиться.

Думаю, вся эта сумятица будет продолжаться. В МИДе Российской Федерации даже обсуждали, не выступить ли с нотой в мою защиту. Как гражданин России, я имею право попросить мое государство меня защитить. Нарушено мое суверенное право на передвижение, на получение информации, на собственную точку зрения. Я перечисляю общепризнанные права и свободы из Всеобщей декларации прав человека 1948 года и пактов ООН о правах человека 1966 года. По ним народы и государства живут уже не один десяток лет. И они универсальны, обязательны для всех членов миросообщества.

СААКАШВИЛИ ЕЩЕ И ГАЛСТУК НЕ СЪЕЛ, НО УЖЕ БЫЛ НАСТРОЕН ПРОТИВ РОССИИ

Для ПАСЕ очень важно, чтобы в Грузии нормально прошли президентские выборы, чтобы команда Саакашвили, наконец, ушла. Он, как политик, сделал массу серьезных ошибок и в отношении собственного народа, в отношении соседей, в отношении Российской Федерации. Полностью отвечает образу «хромой утки», которая к тому же неизлечимо больна.

Сегодня, по моей информации, партии демократического, патриотического толка, включая Нино Бурджанадзе, приняли решение, что страну надо выводить из кризиса. У них, кстати говоря, можно этому поучиться: в нужный момент они прекращают острые идеологические и политические атаки друг на друга, группируются и вырабатывают общую сбалансированную позицию. И сегодня там есть консолидированное решение: наследие Саакашвили надо с корнем вырвать, о нем надо забыть. Эдуард Шеварднадзе недавно выступил со статьей, в которой признал, что его поддержка в свое время Саакашвили – одна из грубейших ошибок по жизни. Он поддержал Саакашвили, хотя и тогда уже было ясно, что тот был объятиях ЦРУ – западные газеты прямо об этом пишут. Я помню, когда в 1996 году возглавил первую группу Совета Федерации после принятия России в Совет Европы, Саакашвили сидел в зале рядом с Геннадием Зюгановым. И Геннадий Андреевич до сих пор остро на него реагирует, но справедливо. Вспоминает: Саакашвили еще галстук не съел, но уже и тогда был настроен против России.

Конечно, и после выборов Грузия не изменится сразу и резко. Грузинский народ очень активный, но в какой-то степени и инерционный. Пусть это прозвучит парадоксально, но ему надо помогать нормализовать ситуацию в стране, в том числе и развивая российско-грузинские отношения. По линии культуры – это мощнейший источник нормализации отношений. Нужны встречи деятелей культуры, писателей, журналистов. Нужен обмен телевизионными программами. Нужны спортивные матчи, молодежные контакты.

Политически мы, к сожалению, еще очень долго не найдем общего языка по ряду вопросов, в том числе и по событиям 2008 года. Думаю, не меньше 100 лет должно пройти, чтобы изменилось восприятие статус-кво Южной Осетии и Абхазии.

А КОГДА ПРИШЛИ ЗА МНОЙ, УЖЕ НЕ ОСТАЛОСЬ НИКОГО, КТО МОГ БЫ МЕНЯ ЗАЩИТИТЬ

В Страсбурге выступил председатель Госдумы России Сергей Нарышкин. К его выступлению были подготовлены 58 вопросов по разным темам из всех фракций. В делегации России долго думали, что лучше: небольшое вступительное слово и дальше вопросы – или, наоборот, донести полно нашу позицию. На выступление дается час, 60 минут, поэтому выбрали второй вариант.

Свою речь Нарышкин начал с приветствий на французском языке, он его знает. И сумел замечательно изложить позицию нашей страны. Это можно назвать новой струей, новой стадией во взаимоотношении институтов Большой Европы и России. Его выступление действительно было фундаментальным. Я очень рад, что в него включили идеи из моих статей в защиту международного права, по реконструкции нового международного правового и европейского порядка, по укреплению межпарламентской дипломатии.

Нарышкин говорил о том, что в 2015 году надо достойно отметить 70-летие окончания Второй мировой войны. Напомнил о мюнхенском сговоре 1933 года и предложил во все учебники истории всех народов Европы – учебники и для школьников, и для студентов – включить материалы Нюрнбергского процесса. Рассказал притчу: когда фашисты арестовали коммуниста, немецкий обыватель подумал: я же не коммунист, зачем я буду протестовать? Когда фашисты пришли за социал-демократом, обыватель тоже подумал: я не социал-демократ, зачем мне вмешиваться. Когда расстреляли члена профсоюза, было то же самое: он не член профсоюза, зачем вмешиваться?.. А когда пришли за мной, уже не осталось никого, кто мог бы меня защитить. Вывод очевиден. Нам надо быть вместе и работать конструктивно.

Зал ПАСЕ дружно аплодировал Нарышкину, а это далеко не всегда бывает.

ПОМОЧЬ СО СТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Коль скоро я не поехал в Тбилиси, мы со Слуцким и Татьяной Москальковой принимали в эти дни председателя парламента Южной Осетии Станислава Кочиева. Я ему рассказал эту историю о сорванном визите. Получил большую просьбу помочь со становлением правовой системы – внешних связей и законодательства. Сейчас формирую группу специалистов, в том числе ученых, и, наверное, в ближайшее время мы на неделю уедем в Цхинвали для работы.

Председатель парламента поставил и острую проблему: почему огромные потоки денег, которые направляются из России, не всегда доходят до Цхинвали? Кто за это отвечает? Думаю, они смогут навести порядок в этом деле, в том числе и развивая государство, которое отвечает современным юридическим критериям.

Василий Лихачев

P.S. На днях получил из секретариата ПАСЕ приглашение готовиться к мониторинговой поездке в Тбилиси. 26 октября объявлен общий сбор всей делегации. Ассамблея не отказывается от моего опыта и знаний. Хочу в ближайшее время обсудить ситуацию с послом Швейцарии в России – она представляет наши интересы в Грузии. Мяч, как говорится, на стороне Тбилиси.