IMG_0011.jpg

«РАСХОДЫ НА КУЛЬТУРУ – В РАМКАХ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ»

Впрочем, главным героем вчерашнего дня был все-таки не министр культуры РФ, а директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который за годы существования центра «Эрмитаж-Казань» ни разу не пропустил открытие выставок. Но за три часа до открытия экспозиции Михаил Борисович нашел время побывать в редакции «БИЗНЕС Online» на интернет-конференции и ответил на вопросы наших читателей.

Естественно, большой блок читательских вопросов касался того, как выживают российские музеи.

- Культурная жизнь в стране нормализовалась, учреждения культуры уже доказали свое право на существование. Музеи выжили, но важно было не только выжить, но и научиться жить в условиях рынка. В 90-е действительно не было денег на культуру, но если сейчас говорят, что денег нет, это не так, их сейчас надо просто выбивать. Правительство знает, что содержание музеев, например, это копейки на фоне всех других расходов страны. Мне даже как-то сказали, что расходы на культуру настолько малы, что они вообще находятся в рамках статистической погрешности, – пояснил Пиотровский.

По его мнению, психологию отношения к культуре надо менять, это стыдно, когда клерки получают в сотни раз больше, чем люди, занятые в сфере культуры. В Эрмитаже, например, научный сотрудник получает около $1 тыс., тогда как в мире час работы такого специалиста оценивается в $200.

Тем не менее в Эрмитаже есть вполне гуманная социальная политика по отношению к посетителям. Например, билеты для россиян, если они предъявят паспорт с российским гражданством, намного дешевле, чем для иностранцев. Правда, тут же оговорился Пиотровский, россияне часто покупают билеты через автоматы за полную стоимость, чтобы не стоять в очереди за льготными билетами.

В Эрмитаже есть большая категория льготников – это дети, студенты и пенсионеры, они покупают недорогие билеты. Хотя, в принципе, цена билета в 450 рублей в этот самый известный музей мира, конечно, невелика. Пиотровский посоветовал сравнить ее с нынешними ценами на билеты в кино.

Нужно отметить, что Пиотровский – конечно же, хороший менеджер. За 20 лет его директорства разительно поменялся бюджет Эрмитажа. Он вырос от $1 млн. до $130 миллионов. Сейчас в Эрмитаже в год бывает до 3 млн. посетителей, скоро, с открытием новых площадей, музей выйдет на посещение 5 млн. любителей изящных искусств в год.

«ПОПРОБУЙТЕ, ДОРАСТИТЕ ДО КАЗАНИ»

Часть вопросов читателей издания касалась истории открытия в Казани эрмитажного центра.

- Все произошло по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева. Он приехал к нам в Эрмитаж, мы провели его по залам и пришли в зал, где хранились гербы российских губерний. Он начал искать герб Казанской губернии и нашел его в самом отдаленном уголке зала, – рассказал Пиотровский.

IMG_0006.jpg

Но дело гербом не ограничилось. В этот визит тогдашнего президента РТ была достигнута договоренность привезти в Казань выставку «Сокровища хана Кубрата» – с этого началось сотрудничество Эрмитажа и Казани. В Казани были выполнены все технические требования Эрмитажа. А после успеха этой выставки родилось желание сделать в столице Татарстана что-то постоянное – так возник центр «Эрмитаж-Казань», открытый в августе 2005 года к юбилею города.

- К нам сейчас часто обращаются города с просьбой открыть в них наш центр. Мы не спешим. Я им всем говорю: «Вы сначала попробуйте, дорастите до Казани», – объяснил свою позицию Пиотровский.

Центр «Эрмитаж-Казань» – самостоятельное юридическое лицо, и если с эрмитажных центров за границей Эрмитаж получает по 1 евро с каждого проданного билета, то с Казани эта сумма не взимается. Казанцы сами оплачивают расходы, связанные с проведением выставок и транспортом. Огромные суммы страховки эрмитажных экспонатов – это забота правительства, оно дает свою гарантию.

Пиотровский почти час отвечал на вопросы наших читателей, и полная стенограмма беседы с ним будет опубликована в издании в ближайшее время.

200 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ В АМСТЕРДАМЕ

Пожалуй, такого наплыва посетителей, как это было вчера на открытии выставки импрессионистов, в центре «Эрмитаж-Казань» не было ни разу со времени его открытия. Часть публики не смогла попасть в зал во время церемонии и стояла на лестнице. Интерес к экспозиции огромный, и этому есть объяснения.

IMG_0114.jpg

- Полотна импрессионистов выезжали из Эрмитажа всего два раза. В 1975 году была выставка в Москве, в 2012 году – в Амстердаме. Казань – это третий город, который принимает эту бесценную коллекцию, – рассказала директор заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева.

По словам Пиотровского, в Амстердаме выставку посетили более 200 тыс. человек. Люди приходят посмотреть импрессионистов не по одному разу и проводят в залах музея часы.

- Это очень красивая выставка, она по духу отвечает своей эпохе. Эпохе, когда вместе с прогрессом у людей появилась уверенность в себе, – эмоционально пояснила куратор выставки Наталья Демина.

Коллекция, которая привезена в Казань, самая дорогая из тех, что когда-либо привозились из Эрмитажа в столицу Татарстана. Соответственно, у нее самая большая страховка. Помогло правительство Татарстана, дав свои гарантии.

Пиотровский не озвучил ни стоимость коллекции, ни сумму страховки, вполне резонно сославшись за коммерческую тайну. Но назвал обе цифры «баснословными».

«НЕ ВЕРЮ!»

На открытии выяснилась интересная подробность: оказалось, что министерство культуры РФ выражало желание отложить выставку в Казани на три месяца и приурочить ее к началу Года культуры, который берет старт в январе 2014 года. Но федеральное начальство удалось переубедить, и уникальная, пожалуй, самая громкая из всех проходивших когда-либо в Казани выставка вчера открылась.

- Солнце встает в востока, будем считать, что Год культуры вас уже начался, – пошутил, общаясь с журналистами, Мединский.

IMG_0072.jpg

По сути, в Казань приехала почти что вся коллекция импрессионистов, которая есть в Эрмитаже. Она насчитывает там около 200 единиц хранения, а в Казань их приехало около 150. Это полотна из коллекции Щукина и Морозова, они впервые показываются в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, так называемые «перемещенные ценности» из Германии, которые попали в Россию после войны, кстати, они никогда не вывозились за границу. Есть работы из коллекции императора Александра III. Привезена в Казань и уникальная графика, в силу «хрупкости» бумаги ее можно показывать только раз в несколько лет, все остальное время эти работы должны «отдыхать» в запасниках при определенном температурном режиме.

- Хочется поблагодарить и Михаила Борисовича, и первого президента РТ Минтимера Шаймиева, и нынешнее руководство республики за эту чудесную выставку. За нее могли бы драться насмерть лучшие музеи Парижа и Лондона. Стоит отметить, что она приехала в Казань под государственные гарантии Республики Татарстан. Что касается ее стоимости, то она бесценна, – отметил на открытии выставки Мединский.

IMG_0103.jpg

Ренуар, Матисс, Моне, Дега, Гоген, Муха, скульптуры Родена и стекло Галле и Лалика. Пришедшим на выставку было трудно поверить, что все, что они видят, действительно находится сейчас в Казани. Ведь тот, кто хоть однажды побывал в Эрмитаже, наверняка посетил залы, где выставлены импрессионисты. У россиян всегда можно было отметить особо трепетное отношение к этому направлению. Направлению, которое создали художники, не боящиеся пойти наперекор общественному вкусу своего времени. Направлению, где царили свободные люди с незашоренными глазами.

- Когда я узнал об этой идее, то, как Станиславский, воскликнул: не верю! Я не верил, что этот проект может воплотиться. Не верил, когда увидел баснословную сумму страховки. Не верил, что когда мне перечислили имена великих авторов, которых везут в Казань. Вот и сейчас стою здесь и не верю, что все сбылось. В выходные приду на выставку с семьей, хочу посмотреть экспозицию подробно. Для любой столицы мира подобная выставка была бы событием, – сказал на церемонии открытия премьер-министр РТ Ильдар Халиков.

Когда ленточка была перерезана, по традиции сам Пиотровский провел первую экскурсию для почетных гостей, на этот раз ему помогала куратор выставки Демина.

Присутствующий в числе гостей первый президент РТ, государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев по обыкновению пошутил:

- Открыть центр «Эрмитаж-Казань» надо было бы уже потому, чтобы Михаил Борисович чаще приезжал в Казань. Когда он выступает, читает свои лекции, мы впитываем то, что нам не хватало многие годы.

ПРОГУЛКА ПО «ПОЛЮ МАКОВ»

Итак, 150 работ, среди которых – живопись и графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. 12-я выставка центра «Эрмитаж-Казань» стала самой сенсационной и по художественным достоинствам, и по стоимости коллекции. Искусство импрессионистов, которых считают революционерами в живописи, представлено полно и многообразно. В построении экспозиции учтен и культурологический, и образовательный аспекты. Экспозиция выстроена так, что она показывает, что же такое импрессионизм и откуда он взялся.

IMG_0172.jpg

- Импрессионизм изменил многое в представлении людей о мире и об искусстве, он вырос из окружающего мира и был частью широкой картины художественных вкусов и течений, – полагает Пиотровский, и с ним трудно не согласиться.

Кроме этого, на выставке в Казани можно увидеть, что же такое представлял собой Салон как художественное явление, ведь его столько времени ругали и принижали. Но сегодня Салон – в центре внимания коллекционеров и исследователей, он вернул себе популярность. А цены на работы художников Салона на аукционах мира растут как на дрожжах.

Главный раздел выставки – это живопись. Она представлен широко и полно, в эрмитажном центре в эти дни можно видеть работы самых разных авторов, подчас полярных, например, от Гюства Буланже до Анри Матисса. Наверное, кого-то удивит наличие в экспозиции того же Буланже или Бриона и Жерома. Но искусствоведы Эрмитажа сделали это сознательно, им было важно показать, что представляло собой французское искусство в то время, когда импрессионизм только зарождался. То, от чего отталкивались художники этого направления. Кстати, среди предшественников импрессионистов можно будет видеть работы культового Камиля Коро, что само по себе уже сенсация.

Но, естественно, что кульминация выставки, – это полотна Моне, Ренуара, Сезанна, Писсарро, Сислея, Синьяка. И здесь можно сравнить две вершины живописи импрессионистов – это «Стог сена в Живерни» и «Поле маков» Клода Моне и декоративное панно-диптих Ренуара «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице». Художник изобразил на полотнах быстрыми, спонтанными мазками чету парижских интеллектуалов супругов Шарпантье, они заказали художнику эти работы в натуральную величину для своего особняка, где собирался «весь Париж». Кстати, прежде чем увидеть свет, эти полотна подвергались в Эрмитаже сложнейшей реставрации, о чем даже написана целая монография.

IMG_0326.jpg

Ну а прочувствовать богемную атмосферу Парижа, словно вдохнуть воздух Монмартра и Монпарнаса, можно в еще одном разделе выставки, где представлена печатная графика конца позапрошлого века. Здесь есть и завсегдатай «Мулен Руж» Тулуз-Лотрек, и даже Альфонс Муха, сделавший в свое время, как бы сейчас выразились, «фирменный стиль» театра Шатле и самой великой Сары Бернар.

Выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» пробудет в Казани около четырех месяцев. А потом – новые сюрпризы. Как сообщил на открытии Пиотровский, поскольку Казань включена в международное музейное сообщество, сейчас ведутся переговоры с британским музеем Виктории и Альберта, где собрана уникальная коллекция декоративно-прикладного искусства и дизайна. Так что в недалеком будущем мы сможем увидеть и эту коллекцию. В это трудно поверить, но это правда.