print_561940_484151.jpg
 

«БОЛЕЕ 500 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ БУДЕТ НАПРАВЛЕНО В ЭТОМ ГОДУ НА «ЛИЗИНГ-ГРАНТ» И ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС»

Стрелки часов уже на треть сдвинулись за планку намеченного для начала дискуссии времени, а зал «Пушкин» отеля «Корстон» все заполнялся экспертами. Среди присутствующих были замечены первые лица бизнес-объединений, в частности, вице-президент «ОПОРЫ России» Азат Газизов, председатель ТРО «Деловая Россия» Фарида Хузина, зампредправления ТПП РТ Артур Николаев, гендиректор ОАО «УК «Идея-Капитал» Айрат Гиззатуллин, руководитель комитета экономического развития исполкома Казани Сергей Ватанин, представители совета ассоциации малого и среднего бизнеса РТ и другие, ответственные за рост малого бизнеса, лица.

Федеральный уровень поддержки МСБ представляли вице-президент ООО «Деловая Россия» Николай Остарков, выступивший модератором дискуссии, и директор департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития РФ Наталья Ларионова.

Все оживленно общались друг с другом до начала круглого стола (что также не помешало бы многим делать и в его процессе, тем более что большинству здесь явно было что сказатьавт.), пока в зал не вошел министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, дав этим старт мероприятию.

Первым слово получил замминистра, руководитель департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ Рифкат Сибгатуллин. Он рассказал о запланированных программах поддержки МСБ на 2013 год, подчеркнув, что они носят точечный характер и необходимо сосредотачиваться на инфраструктуре.

– В 2013 году мы планируем реализацию мероприятий (на поддержку МСБ авт.) на общую сумму более 1,2 миллиарда рублей, – рассказал Сибгатуллин. – В текущем году более 500 миллионов рублей за счет республиканского и федерального бюджетов планируется направить на технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. Это такие программы, как «Лизинг-Грант» и «Инновационный бизнес». Более 200 миллионов рублей будет направлено на повышение доступности финансовых ресурсов: это «Гарантийный фонд», субсидирование процентной ставки по кредитам. Будет продолжена реализация мероприятий по субсидированию затрат на образовательные услуги, на выплату аренды земельных участков и помещений резидентам промплощадок, субсидирование затрат на технологическое присоединение и другие мероприятия. При этом заявители смогут подать документы через созданный в этом году центр поддержки предпринимательства (что должно снизить отсев по формальным признакам авт.).

2.jpg
 

Вместе с тем, подчеркнул Сибгатуллин, ряд проблем, обозначенных предпринимателями, требует решения на федеральном уровне. Например, пересмотр размера страховых взносов для ИП в сторону снижения. «Для большинства ИП такое повышение оказалось непосильным. Так, если на 1 января 2013 года в Татарстане вели деятельность около 111 тысяч ИП, но на 1 апреля их оказалось 92 тысячи», – привел печальную статистику замминистра.

Говоря об инфраструктурных приоритетах, Сибгатуллин отметил: «По моему мнению, было бы намного комфортнее двигаться в этом направлении, если бы понятийный аппарат, условия создания и функционирования данной инфраструктуры были бы четко определены на законодательном уровне». Вероятно, это следует понимать как одну из причин откладывания запуска ЦПП РТ – задача «сверху» поставлена, а как ее решать – оставлено на усмотрение региона, где лишняя инициатива также может «аукнуться». 

print_561940_484155.jpg
 

«СРЕДСТВА НА ЭТОТ ГОД ДОСТАТОЧНО ОГРАНИЧЕНЫ» 

Тут с места раздался вопрос. Предприниматель Ленар Ахтямов из Набережных Челнов пожелал узнать из первоисточника, с чем связана отмена в этом году программы «Социальный бизнес». Сибгатуллин ответил в том ключе, что программы были составлены исходя из приоритетов развития экономики, то есть в пользу производства. «В таком направлении, как «Социальный бизнес», производство практически отсутствовало», – отметил замминистра.

Сибгатуллина неожиданно поддержал шеф. «Мы получаем много вопросов по этому поводу, – отметил Шагиахметов и пояснил, – средства на этот год достаточно ограничены. Хочу, чтобы меня правильно поняли: нет такого, что мы не заявляемся на программу «Социальный бизнес», и тогда социальные проекты в республике перестают поддерживаться! – заверил министр экономики РТ. – Мы готовы любой проект: социальный, коммерческий, если он проработанный, совместно с вами дальше продвигать».

Прежде чем предоставить слово Ларионовой из МЭР как «главному информированному лицу по программам поддержки субъектов МСБ», Остарков призвал рассмотреть вопрос о том, не искажает ли господдержка малого бизнеса конкурентную среду, не увлекается ли бизнес тем, чтобы лучше подстроиться под власть, вместо того чтобы свободно конкурировать... 

«НАШИ ПРОГРАММЫ ВСЕГДА ДАЮТ РЕГИОНУ ВЫБРАТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ…» 

«Когда я готовилась к данному мероприятию, то смотрела разные рейтинги и очень расстроилась: по развитию конкуренции Россия занимает в мире последние места, – начала выступление Ларионова. – По логике вещей здесь должна быть пустыня – все живут на пособия… Однако мы видим, что на деле малый и средний бизнес уверенно занимают пятую часть экономики страны». По ее мнению, не стоит бояться господдержки: «В любой стране выделение приоритетов – нормальная практика».

Вместе с тем она подчеркнула: «Наши программы всегда дают региону возможность выбрать: использовать или не использовать эти инструменты, в каких рамках и с какой интенсивностью. Основные решения по малому бизнесу должны приниматься здесь, на уровне региона». Кроме того, она дала понять, что государственных средств поддержки на всех не хватит, в связи с чем рассматривается возможность задействовать частный капитал: «В рамках федеральной программы мы делаем шаг в сторону инвестиций, которые осуществляет средний и крупный бизнес, и прежде всего это наша готовность рассматривать проекты по частным промышленным паркам. Аналогичных мер пока не существует, пока это на уровне эксперимента. Конечно, это инфраструктурные вещи типа центров инжиниринга, кластерного развития, где нитью будет проходить государственно-частное партнерство». 

1.jpg
 

«ВЫПЛАЧИВАТЬ СУБСИДИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ С НАИМЕНЬШИМ ОБОРОТОМ – ХУДШИЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ» 

Ларионова также коснулась проблематики роста страховых взносов, признав, что сейчас это самая больная тема: «Мы находимся в очень непростой дискуссии с финансовым и социальным блоком в правительстве. Наша точка зрения как министерства нашла отражение в депутатской инициативе – это переход к дифференцированной системе уплаты страховых взносов исходя из минимального размера оплаты труда. Мы предлагаем для предпринимателей с доходом до 300 тысяч оставить взносы в размере 1 МРОТ, свыше 300 тысяч – уплачивать дополнительно 1 процент. Сейчас основные дискуссии по этому вопросу развернутся на площадке Госдумы. Будем признательны Татарстану, если депутатский корпус от республики поддержит этот законопроект, потому что есть и второй вариант, мы считаем его худшим, – выплачивать субсидии предпринимателям с небольшим оборотом. Это худший вариант потому, что он не дает ответа, как дальше развивать бизнес, и здесь мы не сможем остановить бегство предпринимателей в теневую зону. Окончательно точка не поставлена, идет жаркая дискуссия».

Кроме того, Ларионова рассказала, что МЭР в этом году запускает новый инструмент – федеральный гарантийный фонд. Он ориентирован на средние компании, для проектов от 100 млн. до 2 млрд. рублей, в то время как региональные фонды, по словам Ларионовой, сегодня ограничены планкой до 100 млн. рублей (неужели только из-за этого ограничения в РТ, например, периодически проводятся совещания «по активизации деятельности гарантийного фонда»?). «В рамках фонда будут предоставляться гарантии в размере 50 процентов от стоимости проекта, – обнадежила начальник департамента МЭР РФ. – Надеемся, что первые субсидии пойдут уже осенью этого года. Это будет «дочка» ВЭБа, и мы будем добиваться, чтобы эти гарантии попали в первую группу резервирования, чтобы получить симпатичную ставку кредитования».

Однако на обрисованную позивную картинку неожиданно навел тень скепсиса председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев

«ЕСЛИ ЦИФРА ЗАСТЫЛА ПО ВСЕЙ СТРАНЕ, ЗНАЧИТ ЭТО ВОПРОС ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ» 

– Вы сказали, что малый бизнес занимает пятую часть экономики: где-то 20, где-то 25 процентов, – вступил в разговор Галеев. – Но если посмотреть во времени, эта цифра застыла. Если я вас правильно понял, вы сказали, что от федеральной власти здесь мало что зависит по отношению к малому бизнесу. Все-таки если цифра застыла по всей стране, значит не решен вопрос на институциональном уровне, а это, как правило, полномочия федеральной власти. Как вы понимаете, если малый бизнес будет сидеть в этом удельном весе, эта страна никогда не обретет ни гражданского общества, ни демократии, ни стабильности, – подчеркнул Галеев и спросил Ларионову, что она думает по этому поводу.

Что думает федеральный чиновник по поводу регионального мнения о недоработке именно на федеральном уровне, догадаться нетрудно. Остарков, как опытный модератор, почувствовав ситуацию, пошутил: «Чувствую, что вопрос как минимум к премьер-министру». Но Ларионова заявила, что готова ответить «очень просто». Однако ее «простой» ответ был готов спровоцировать новую волну скепсиса.

– Почему вы говорите, что малый бизнес занимает 20 процентов?! У нас 70 процентов малого бизнеса дает торговый сектор! – заявила Ларионова и тут же отметила. – Торговля – это низкорентабельный сектор! Нужно вкладываться в высокорентабельный сектор: в производственные компании, инновационные. Мы должны не просто повышать долю малого бизнеса, но и, простите, выцарапывать ее у крупных компаний! Это очень сложная задача, и последний раз премьер-министр (Дмитрий Медведевавт.) сказал, что выдаст премию тому человеку, который ее решит.

– Я лишь хотел сказать, что на федеральном уровне это работа институтов, коль скоро не выцарапывается, – парировал Галеев.

Закругляя вопрос, Остарков напомнил, что разработана «дорожная карта» по развитию конкуренции, и заявил, что Галеев «попал в самую болевую точку»: «Парадокс в том, что в этой «дорожной карте» – я ее хорошо знаю, поверьте мне – предлагается на федеральном уровне, оно за год-два-три решаемо. А вот проекция этой «дорожной карты» на региональный уровень – о, как будет сложно! Это и госзакупки, и МУПы, которые нужно убирать и создавать конкурентную среду, это нужно будет решать вопросы частных детских садов и школ, как у нас тарифы внутри региона формируются и так далее! Поэтому вопрос ставится правильно», – поддержал Галеева модератор (к слову, представитель бизнес-сообщества федерального уровняавт.) и предложил перейти к другой «болевой точке» малого бизнеса – банкам. 

8.jpg
 

«МАЛЫЙ БИЗНЕС УХОДИТ В ТЕНЬ, БАНК ТЕРЯЕТ КОМИССИОННЫЙ ДОХОД» 

Интересы банковского сообщества на круглом столе представляла член правления ОАО «АИКБ «Татфондбанк» Виктория Моисеенко. Она привела любопытную аналитику по текущей ситуации с сегментом малого бизнеса в целом по рынку. В частности, спикер отметила снижение темпов роста сегмента малого бизнеса в общей структуре кредитного портфеля, заметное закрытие расчетных счетов с начала года в результате сокращения числа ИП из-за роста страховых взносов, явное доминирование кредитования малого бизнеса как физических лиц (по принципу «дорого, но доступно и быстро»). Моисеенко констатировала: «Малый бизнес уходит в тень, а банк теряет комиссионный доход».

– Обычно все шишки летят на банки, мол, высокие ставки по кредитам. Но если смотреть отдельно банки, отдельно те же гарантийные фонды, то везде существуют свои проблемы. Для банков ужесточились требования регулятора (особенно коснулось среднего бизнеса), говорить о доступности кредитов не приходится. Маржа работы с малым бизнесом сегодня составляет 1 - 2 процента. Аппетиты банков по кредитованию МСБ сегодня заметно поубавились: если в прошлом году был скачок в 17 процентов за счет конвейерных технологий, то на этот год больше 14 процентов роста никто не прогнозирует, – признала Моисеенко.

Остарков задал «каверзный» вопрос: «Выгодно ли банкам, если ЦБ РФ снизит ставку рефинансирования?» По его мнению, это необходимая «идеологическая» мера для таких заемщиков, как малый бизнес. «Наверное, это всем выгодно, но это некритично, – ответила Моисеенко. – Не только ставка рефинансирования влияет. Мы, например, не только в Центробанке фондируемся». 

ТАМОЖНЯ ДАЕТ ДОБРО! 

Весьма оригинальной показалась модератору тема выступления первого заместителя начальника Татарстанской таможни Дмитрия Перфилова: «Таможня и инвестиционные проекты». «У вас и свои инвестиционные проекты есть?» – удивился Остарков. Как выяснилось, речь шла о комплексном сотрудничестве ведомства по сопровождению особо значимых инвестиционных проектов. Очевидно, что длительная «растаможка» может свести на нет любой идейный бизнес-замысел.

В частности, Перфилов рассказал, что им удалось существенно сократить время прохождения таможни, а по ряду параметров – в два раза. Он рассказал, что таможенная служба (ТС) выбрала из инвестиционного меморандума РТ 30 наиболее значимых проектов и теперь их «сопровождает». Замруководителя ТС РТ сообщил, что по каждому проекту готовится «дорожная карта», и призвал бизнес активнее участвовать в работе консультационного совета таможни.

Возможно, сыграла роль содержательность презентации, но когда Остарков спросил, есть ли у бизнеса вопросы к таможенной службе, народ одобрительно загудел: «Нет вопросов, нормально работают». Модератору осталось лишь подивиться да порадоваться такому примеру успешного сотрудничества с региональным таможенным ведомством. 

«МОТИВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РОССИИ СЛАБО ЗАДЕЙСТВОВАНЫ, ПРЕОБЛАДАЮТ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ» 

Однако резюме круглого стола на столь животрепещущую тему, как развитие малого бизнеса в России, вряд ли могло изобиловать оптимистичными выводами. Черту подвел Галеев, и, как с пугающим дежавю констатировала корреспондент газеты «БИЗНЕС Online», по малому бизнесу застыла не только цифра – один и те же проблемы обозначаются ежегодно в последние 20 лет.

– Когда я слышу, что большая часть малого бизнеса в торговле, значит, в других сферах нет достаточной мотивации. Более того, выскажу крамольную для малого бизнеса мысль: я бы поддержал рост страховых взносов ввиду социальной ответственности бизнеса, но тарифная политика все подрывает. Тарифная политика в России порочна по своей сути, необходим коренной пересмотр методики. Мотивационные методы развития предпринимательства в России слабо задействованы, преобладают административные, – констатировал Галеев.

Завершилось мероприятие подписанием двух соглашений о сотрудничестве, которые фонд региональных инновационных проектов «АИРР», возглавляемый экс-гендиректором казанского IT-парка Динаром Насыровым, заключил с фондом посевных инвестиций Российской венчурной компании и управляющей компанией «Себринвест». Как именно заключение данных соглашений отразится на конкуренции и развитии малого бизнеса, стороны не уточнили. 

7.jpg
 

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ И ТЕХНОПАРКИ УТРАТИЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 

Программы поддержки МСБ-2013 и ситуацию в этой сфере в целом для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Артем Наумов – руководитель центра поддержки предпринимательства минэкономики РТ:

– Подвижки в этом году будут. Тот проект порядка выдачи субсидий, который не так давно был вынесен на общественное обсуждение, уже очень сильно переработан. Все шишки, все грабли, на которые в прошлом году наступали, постарались убрать. И спорные программы типа «Социального бизнеса» (которые больше негатива вызвали вместо того, чтобы акцентироваться на поддержке действительно социально ориентированного предпринимательства, получился «черный пиар») тоже пока отложены. По документам также пакет будет более сбалансирован, но не впадая в крайности. Скорее всего, чтобы отсечь тех, кто попытается получить деньги и на следующий день исчезает, потребуется личная защита проекта руководителем. Процентов 80 таких «хитрых» сразу отсечется.

29 апреля будет согласование проекта предоставления субсидий с общественными организациями. Они должны заверить окончательную версию порядка. Затем проект постановления будет направлен на согласование в минюст и кабмин – у них тоже могут возникнуть какие-то вопросы. Ситуация такова, что финансирование уже есть. Но в этом году конкурс будет проходить поэтапно: через две недели после приема заявок – уже экспертный совет, а еще через две недели уже дали субсидии первым 20 - 30 заявителям.

Николай Остарков – вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:

- На федеральном уровне легче принять общую программу и продвинуться. С регионального уровня это практически невозможно. Но любая федеральная программа должна быть спроецирована на регион. Все, что в «дорожной карте» по конкуренции задумано, должно быть спроецировано на региональный уровень.

Есть серьезная проблема в государственной политике, связанная с налоговой нагрузкой на малый бизнес и с нерешенными вопросами как с денежно-кредитной политикой, так и с тарифами. Сосредотачиваясь на макроэкономической стабилизации и таргетировании инфляции, мы уводим в сторону реальный фактор, который задает нам ситуацию с инфляцией, – это тарифы. Они провоцируют. Получается, нам нужен налоговый маневр, освобождая от лишних налогов бизнес с высокой добавленной стоимостью.

Айдар Булатов – генеральный директор УК «Булатов груп»:

 – Мы в рамках одного из своих проектов сегодня прорабатываем гипотезу создания союза бизнес-инкубаторов. Считаем, что все старые формы типа бизнес-инкубаторов и технопарков утратили свою конкурентоспособность. Западный мир их уже лет 20 назад отработал.

Низкая конкурентоспособность компаний ограничивает их спрос на инновации. Сейчас выгоднее вкладываться в традиционные инвестиции, которые дают до 50 процентов годовых, нежели в инновации, которые во всем мире приносят всего лишь 20 процентов. Кроме того, сегодня 60 процентов инновационного продукта в России производится госкорпорациями, хотя эффективность государства как собственника всегда была спорной. Третий момент – это высокая коррупция в госкорпорациях, из-за которой интересные идеи не могут пробиться. Вместе с тем, когда мы запускали online бизнес-инкубатор, практика показала, что 90 процентов проектов никому не нужны и не интересны, либо там изобретают «вечный двигатель». Из 10 процентов проектов, которые остаются, 70 процентов – с непонятными командами, которые не смогут его реализовать. В итоге из 100 процентов только 3 процента проектных предложений имеют какую-то возможность финансирования и реализации.