РОССИЯ, КАК КВАРТИРА, ГДЕ ДАВНО НЕ БЫЛО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Презентовали доклад с говорящим названием «Новая экономическая политика – политика экономического роста» его авторы во главе с академиком, директором Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП) Виктором Ивантером. Разъяснения также давали член-корреспондент РАН, заместитель директора ИНП Борис Порфирьев и только что вернувшийся с заседания у президента (где как раз и обсуждались возможные меры по выводу экономики из, в лучшем случае, стагнации) заместитель директора ИНП РАН Александр Широв.

Ивантер начал с того, что объяснил разницу между прогнозированием и предсказаниями, отметив, что его институт занимается прогнозированием, и это профессиональная работа, и то, насколько сбудется прогноз, определяется тем, будут ли приняты к действию рекомендации.

По словам эксперта, на экономическом росте держится очень многое, в частности, текущее благосостояние людей, возможности поддерживать ветшающую инфраструктуру, жизнеспособность таможенного союза. Минимальный экономический рост, который необходим стране, специалисты оценили в 2 - 2,5%. Для того, чтобы обеспечить майские указы президента РФ Владимира Путина, рост должен составить не менее 5% в год.

Значительной для страны оказалась проблема внутреннего долга, который оказался весьма своеобразным: государство занимало у собственной инфраструктуры, и если сейчас не начнется ее обновление, ученые прогнозируют в том числе техногенные катастрофы. Ивантер сравнил Россию со старой квартирой, где долгие годы не было ремонта: «У нас с вами есть долги. Не финансовые, которые можно отдавать, не отдавать, реструктуризировать, - наши долги заключаются в том, что мы в течении длительного времени недоинвестировали в нашу инфраструктуру. Пример очень простой: у вас квартира, вы ее 20 лет не ремонтировали, в ней жить невозможно. Эти долги мы не можем не платить».

СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ВОЗРОЖДЕНИЕ ВПК

Ключевым драйвером экономического роста назвали стимулирование спроса. Широв уверен: потенциал внутреннего спроса более чем достаточен для того, чтобы вытянуть экономику из ямы. «Если мы говорим про спрос, то здесь видим естественные ограничения по внешнему спросу (экспорту) и по государственному спросу, - констатировал ученый. - Потому что бюджетные расходы с объемом наших социальных обязательств, обязательств в области развития оборонно-промышленного комплекса, инфраструктуры – они имеют естественные пределы для дальнейшего роста. Но если говорить о спросе со стороны населения и инвестиционном спросе, мы не видим обозримых границ насыщения этого спроса в среднесрочной перспективе».

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о способах стимулирования спроса, Широв отметил, что все методы являются стандартными:

«Способы – они известные, - уверен замдиректора ИНП. - Во-первых, можно стимулировать государственный спрос через бюджетную систему. Понятно, что эта политика ограничена в объемах и времени, но когда мы хотим выйти из сложной экономической ситуации – вполне приемлема. Другое дело, что надо понимать меру вещей, до какой степени мы можем использовать государственные ресурсы. Во-вторых, стимулирование спроса возможно через изменение доходов населения, тех его групп, которые ориентированы на потребление отечественной продукции. Кроме того, через изменение масштабов и объемов кредитования в этом случае стимулируется инвестиционный спрос. Строительство тех же самых дорог тоже стимулирует спрос. Набор средств широк, проблема в том, чтобы выбрать те средства, которые не приведут к росту инфляции».

Раскритиковали выступающие и ставки по кредитам, отметив, что ВВП, по сравнению с 1998 годом, удвоился, и сегодня у среднего бизнеса просто нет денег для собственного развития. Отвечая на вопросы журналистов, Широв рассказал, что причина высоких ставок в том числе в высоких рисках кредитования, и именно их снижение может изменить ситуацию.

Хороший потенциал у страны и в сфере производства, здесь экономисты тоже нашли больше поводов для оптимизма, чем для негатива.

«Нам часто говорят, что производственные мощности находятся на пределе, - сообщил Широв, - кроме того, критическая ситуация в области труда – численность занятых уже предельная. Мы не разделяем эту точку зрения, более того, расчеты показывают, что эта точка зрения неправильная. Во-первых, за последние годы темпы ввода новых производств (в металлургии, химической промышленности, автомобилестроении) существенно опережали темпы выпуска, и это говорит о том, что с 2008 года мы создали больше производств, чем произошел прирост выпусков. При этом производства ориентированы на внутренний спрос». Что касается труда, то и здесь ученые заявили, что в ключевых отраслях дефицита занятных нет.

Ивантер отметил, что вторым приводным ремнем роста должно стать возрождение оборонно-промышленного комплекса, куда сейчас вкладываются огромные деньги. Именно ВПК должен стать драйвером инновационного развития, ученый даже поратовал за конверсию наоборот.

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО ГОСУДАРСТВО ИХ ПРЕДПОЧИТАЕТ ХРАНИТЬ

Одной из ключевых проблем авторы доклада назвали невозможность инвестирования в замедляющуюся экономику. Никто не будет вкладывать деньги, когда нет экономического роста, поэтому рост необходим как воздух. При этом Ивантер отметил, что хорошо бы государству показать пример инвестирования.

«Темпы экономического роста у нас упали из-за резкого сокращения инвестиций, значит, единственный выход – это инвестиции, - описал ситуацию директор ИНП. - Тут возникает обычная, стандартная ситуация: у нас рыночная экономика, должен инвестировать частник. А деньги у кого? А деньги у власти. А мы что делаем с этими деньгами? Мы их бережем. Почему? Потому что мы готовимся к кризису. Мы – власть, деньги бережем, а бизнес не должен беречь? В действительности личным примером все делается, если власть продемонстрирует, что она готова инвестировать, то будет инвестировать и частный бизнес». Директор ИНП РАН отметил, что разница в том, что объекты инвестирования разные: если условно, то государство должно построить дорогу, а бизнес - заводы на этой дороге, и это возможно только в таком порядке, а никак не наоборот.

Прокомментировали ученые и уже ставшую мантрой либеральных экономистов позицию, что все беды России – от слабых институтов. Ивантер заметил, что эти жуткие институты почему то не мешали экономике расти в двухтысячных.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как государство реагирует на сложившуюся ситуацию, Ивантер выразил уверенность, что необходимые меры будут приняты:

«Мое глубокое убеждение, что власть она вменяемая, результат ее не устраивает, она, безусловно, примет меры».