9.jpg
Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин (справа) потеснил самого главу "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова (второй справа), который бессменно возглавлял Топ-100 все пять лет его существования

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ

Для начала напомним читателям технологию составления нашего Топ-100. Рейтинг бизнес-элиты публикуется уже 5 лет - с лета 2008 года с периодичностью раз в квартал. Он готовится по заказу газеты «БИЗНЕС Online» ведущей социологической компанией РТ – Центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) под руководством доктора социологических наук Александра Салагаева в содружестве с компанией "Парадигма консалтинг".

Специально для рейтинга деловой элиты РТ разработана методика, которая основана на мнениях экспертов из Казани и Набережных Челнов, представляющих предпринимательское сообщество, власть и СМИ. Эксперты оценивают влиятельность участников Топ-100 по 6 критериям, таким как менеджерский профессионализм, авторитет среди коллег, значимость предприятия для экономики республики, лоббистские возможности, влияние на СМИ и успешность антикризисных мер, принимаемых предприятием.

МАЙКА ЛИДЕРА СНОВА У КОГОГИНА

Крайне важная новость нового Топ-100 – это закрепление на первом месте гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Напомним, что в рейтинге, опубликованном нами в июле, его выход на эту позицию стал настоящей сенсацией, поскольку рулевой автогиганта потеснил самого гендиректора "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова, который бессменно возглавлял наш Топ-100 все пять лет его существования. Можно, конечно, долго дискутировать о том, что КАМАЗ не сопоставим с "Татнефтью" ни по влиянию на экономику и бюджет РТ, ни по денежным потокам, ни по прибыли, ни по массе других показателей. Но факт остается фактом – наши эксперты второй раз вынесли Когогину самые высокие оценки, даже несмотря на многочисленные проблемы, с которыми в последнее время сталкивался автогигант. Среди них, напомним, засилье «серого» импорта, с которым пытается вести борьбу КАМАЗ посредством жалоб в федеральную таможню, серьезные проблемы на кузнечно-литейном производстве, которые кончились разгоном его топ-менеджмента и переводом на ручное управление из гендирекции и т.д.

В чем же причина такой рокировки?

На наш взгляд, она отражает, скорее, общие процессы, происходящий в российской экономике. Сейчас наибольшим влиянием в ней пользуются игроки, приближенные к командам федерального уровня. Как известно, Когогин пользуется расположением Сергея Чемезова (он, кстати, является председателем совета директоров КАМАЗа), который является одним из ключевых людей «чекистской» команды Владимира Путина. На этом фоне Татнефть, даже с учетом гигантского масштаба ее бизнеса все-таки остается региональным игроком, и по большому счету ее шеф не так вхож в московские коридоры власти, тем более традиционно ключевые вопросы "Татнефти" всегда решались при прямой и активной поддержке казанского Кремля.

Есть и субъективный фактор смены лидера – это невнятная информационная политика "Татнефти". К сожалению, наши нефтяники по–прежнему не жалуют прессу, не проводят полноценных пресс-конференций и пресс-туров, их генерал не дает пространных интервью, то есть деловая публика, в том числе эксперты просто не понимают, что происходит с "Татнефтью", каков ее вклад в экономику региона и куда она вообще идет. Как ни парадоксально это звучит для самих нефтяников из Альметьевска, но этот фактор – фактор открытости – в современном мире ключевой. И именно на этом фронте КАМАЗ является примером для других – более открытую компанию среди «крупняков» сложно назвать… При всем критическом отношении газеты «БИЗНЕС Online» ко многим аспектам в деятельности КАМАЗа мы не можем не отдать должное открытости, «не обидчивости» и доброжелательности к прессе рулевых автогиганта из Челнов. Возможно, это и есть та последняя капля на весах влиятельности «Когогин -Тахаутдинов», которая перевешивает в нужную сторону…

3.jpg
Гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов переместился на пятое место

«ЧАСТНИКИ» НА ОЛИМПЕ

Несколько слов об изменениях в первой десятке рейтинга. Обращает на себя внимание перемещение на пятое место гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова, где он потеснил самого влиятельного банкира республики Роберта Мусина (возглавляет "Ак Барс" Банк в качестве предсовета директоров и Татфондбанк как предправления). Однако, следует отметить, что позиции "Ак Барс" Банка на вершине рейтинга заметно усилились за счет очередного вхождения в первую десятку Роберта Миннегалиева - предправления этого банка.

Отметим также укрепление позиций гендиректора КВЗ Вадима Лигая, переместившегося на одну строку выше). Интересно, что эксперты повышают его оценки на фоне снижения самостоятельности КВЗ, который, как известно, полностью перешел под контроль госхолдинга «Вертолеты России».

И еще одна важная новость для первой десятки – вхождение в нее председателя совета директоров ТТС Вячеслава Зубарева. Фактически в ней сейчас именно он - единственный представитель в полном смысле частного бизнеса (ТТС, как известно, Зубарев создавал в 90-е абсолютно с нуля). По всей видимости, на такие оценки повлияло как в целом лидерство компании на рынке автомобильного ритейла (она является крупнейшим региональным дилером в РФ), так и, например, ввод в строй крупного бизнес-объекта – буквально недавно ТТС открыл в Казани дилерский центр Toyota с объемом инвестиций в 1 млрд. рублей.

Кстати, другой представитель в чистом виде частного бизнеса, предсовета директоров «Эфира» Андрей Григорьев, побывав в прошлый раз на 8 месте, переместился на 11-е, но это, безусловно, тоже чрезвычайно высокая оценка для ведущего медиамагната региона. Присутствие таких фигур как Зубарев и Григорьев на вершине рейтинга, на наш взгляд, свидетельствует о том, что лицо татарстанского бизнеса заметно меняется и его уже далеко не полностью определяют всем хорошо известные квазигосударственные промышленные и нефтехимические «генералы». Особенно в это веришь, когда смотришь следующую «десятку», в ней такие знаковые бизнес-фигуры для Татарстана (а возможно, и для России, по крайне мере, - для отдельных сегментов), как Айрат Хайруллин ("КВ-Агро"), Виктор Дьячков (ICL-КПО ВС), Муслима Латыпова ("Бахэтле"), Ирек Богуславский ("Нефис-косметикс").

«АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ» ТОП-100: КТО ВВЕРХ, КТО ВНИЗ

Теперь о некоторых других изменениях в Топ-100, заслуживающих внимания. Заметно усилил свое влияние гендиректор "Связинвестнефтехима" Валерий Сорокин, переместившийся на 18-е место с 27-го. В принципе, это справедливая оценка его роли в экономике республики. Как известно, СИНХ управляет госпакетами крупнейших предприятий РТ (в том числе "Татнефти"), но Сорокин до недавнего времени фактически отсутствовал в публичном поле, даже несмотря на то, что является одним из давних и влиятельных членов команды Рустама Минниханова. Но в последнее время он наконец-то выходит из зоны умолчания, став президентом ФК «Рубин». Кроме того, Сорокин вызвал к себе недавно небывалое прежде внимание прессы, представив журналистам коллекцию костей доисторических животных, найденных в ходе реконструкции Дома печати на улице Баумана.

Еще один близкий к нашему Кремлю предприниматель продолжает усиливать свои позиции – гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин хотя и исповедует довольно непубличный стиль работы (как и большинство других крупных бизнес-фигур в сфере строительства), но масштаб бизнеса уже не позволяет ему оставаться незамеченным. Наши эксперты выставили ему оценки, в результате которых Зиганшин переместился в Топ-100 с 54-го на 40-е место. Нет сомнений, что оценки будут расти, ведь сейчас ПСО является крупнейшим подрядчиком на строительстве объектов Универсиады и транспортной инфраструктуры Казани. Размах деятельности Зиганшина заметили уже и на федеральном уровне – так, в начале октября журнал «Эксперт» внес его в Топ-400 крупнейших компаний России.

Продолжает усиливать свои позиции владелец группы ASG Алексей Семин, переместившийся с 87-го на 58-е место. Причины те же – крупнейший владелец недвижимости и «парижский изгнанник» (последние лет пять) активно выходит из информационного и политического вакуума, взаимодействует с республиканскими властями по вопросам восстановления исторического центра Казани.

На этом фоне отметим резкое - сразу на 15 строк - ослабление позиций Вагиза Мингазова - могущественного «молочного короля» республики, ныне представляющего республику в Совете Федерации в качестве сенатора и поэтому как бы формально снявшего с себя корону агробарона. Тут все понятно: против топ-менеджмента «ВАМИНа», подконтрольного семье Мингазова, недавно было возбуждено громкое уголовное дело с подачи банков-кредиторов. И хотя фамилия Мингазова, как утверждают силовики, в нем не фигурирует, всем ясно, по кому на самом деле оно бьет. Еще больший ужас любому аналитику внушают долги империи Мингазова – только официально признается миллиардов 16. Понятно, что с такой гирей на ногах ни один «молочный король» долго не проходит, так что будем ждать развязки. Хотя чудо воскрешения тоже возможно, с учетом мощных лоббистских завязок Вагиза эфенди. Они лет 25 его не подводили…

УШЕДШИЕ И ПРИШЕДШИЕ

Вкратце о новичках рейтинга. В Топ-100 вошел новый генеральный директор Генерирующей компании Раузил Хазиев. Пока он, правда, на предпоследнем месте, но учитывая, что ГК является хребтом татарстанской энергетики, то предположим, что его позиции в дальнейшем будут существенно укрепляться.

Обратим внимание на то, что из Топ-100 выбыл гендиректор компании «Соллерс-Елабуга» Виктор Зорников, на которого возложена задача реализации совместного с «Фордом» проекта по производству автомобилей этой марки в Татарстане. Вокруг проекта пока много неясностей, которые, как видим, повлияли и на оценки наших экспертов.

БИЗНЕС МЕНЯЕТ ЛИЦО

В целом, в последних рейтингах нашего проекта четко прослеживаются две тенденции.

Первая: заметное улучшение позиций сейчас демонстрируют представители групп, чей бизнес так или иначе связан с переустройством Казани и подготовкой к Универсиаде. Здесь все объяснимо: оба процесса подразумевают гигантские финансовые потоки, а с ними рост масштабов бизнеса и как следствие рост влиятельности.

Вторая: все больший рост влияния демонстрируют компании и персоны, ориентированные на федеральный центр (КАМАЗ, КВЗ), причем на этом фоне резко ослабевают те, чей бизнес рос благодаря протекционизму республиканских властей в 90-е - начале 2000-х. Достаточно вспомнить судьбу Рината Губайдуллина (экс-владелец «Золотого колоса»), выпавшего в последние пару лет из числа самых влиятельных лоббистов и олигархов. Более драматичен пример «водочного короля». Все помнят, как исчез сначала из первой десятки, а потом и из Топ-100 могущественный экс-глава «Татспиртпрома» Рашит Шайхутдинов. И вот на наших глазахтеряет позиции, несмотря на сенаторский статус, супервлиятельный Мингазов. Все это, на наш взгляд, признаки того, что лицо крупного бизнеса в РТ и далее будет меняться. Каким образом - мы с помощью наших экспертов расскажем в следующих рейтингах.

==table126==