«Цены на связь в Татарстане одни из самых низких в России, а требования к качеству одни из самых высоких, здесь это на уровне гигиенического минимума», — делится наблюдениями новый директор казанского филиала Т2 Константин Гагаринов. Компания распрощалась с брендом Tele2, сместила фокус позиционирования с дискаунтера на трендсеттера, собрала в одну экосистему предложения ведущих игроков рынка и всерьез претендует на лидерские позиции, в том числе и в республике. Какое будущее ждет телеком и в чем уникальное преимущество СМС — в интервью.
Директор казанского филиала Т2 Константин Гагаринов: «Цены на связь в Татарстане одни из самых низких в России»
«В Татарстане действительно цены очень выгодные, поэтому клиенты в первую очередь смотрят на качество»
— Константин, вы возглавили казанский филиал Т2 в апреле текущего года, до этого руководили филиалом в Кировской области. Есть ли какая-то разница между телеком-рынками в этих двух регионах с учетом заметного местного оператора?
— Да, сильный региональный игрок есть в очень немногих субъектах, а здесь это оператор с серьезной историей, имеющий широкую сеть по всей республике, один из лидеров по инфраструктуре. Это, конечно, влияет на телеком-рынок региона в целом и стратегию нашего бизнеса в частности, но не сказать, что принципиально.
Главная особенность Татарстана — общий уровень цифровизации. Республика — один из лидеров в России по этому показателю, здесь довольно молодое население и самая большая емкость рынка в Поволжье. Жители здесь ставят во главу угла требования к качеству связи. Компания с плохой сетью, некачественными услугами не будет успешна в республике. При этом у самих татарстанцев очень рациональный подход к тратам.
— А цены на связь в республике правда самые низкие в России?
— Точно одни из самых низких — здесь все же 5 игроков. Есть ли где-то дешевле, точно не скажу: я не знаю все тарифы всех операторов во всех регионах, кто-то в новом для себя субъекте может предложить цены и ниже. Но в Татарстане и правда цены очень выгодные у всех. Мы, например, на днях запустили новый тариф «Хватит!» — с безлимитным интернетом в выходные и праздники. Цена на него очень комфортная — 350 рублей в месяц, а наполнение полностью закрывает потребности самого активного пользователя.
Еще одна особенность республики — сильная региональная власть. Я вижу, насколько минцифры РТ вовлечено во все стороны жизни операторов. Мы еженедельно встречаемся для обсуждения ключевых вопросов, будь то охват связью новой трассы или подготовка к саммиту БРИКС, а также получаем полезный фидбэк, на что важно обратить внимание, потому что ведомство действует в первую очередь в интересах населения. Это не всегда может быть комфортно для нас — оперативное выполнение требований министерства порой подразумевает серьезную мобилизацию, привлечение дополнительных ресурсов, но это совершенно точно дает необходимый импульс для роста и развития.
«Мы на днях запустили новый тариф «Хватит!» — с безлимитным интернетом в выходные и праздники»
«Лично замерял: в час пик на Чистопольской скорость 4G от t2 — 70 Мбит/с»
— Как делится между операторами рынок связи в Татарстане?
— Несправедливо, потому что пока не мы лидеры рынка, но намерены всерьез побороться за первенство. Все предпосылки к этому есть: 97 процентов населения Татарстана и 100 процентов Казани уже проживают на территориях, покрытых нашей сетью, мы предлагаем высочайшее качество связи, а наша линейка уникальных продуктов закрывает, наверное, все потребности абонентов.
Сегодня, по нашей внутренней оценке, T2 безоговорочно лидирует в отрасли по индексу лояльности клиентов (NPS), соотношению цены и качества (Value for Money), релевантности услуг. В прошлом году Т2 вышла на первое место среди операторов по темпам строительства инфраструктуры. Мы заняли третье место по абонентской базе и мобильной сервисной выручке в России и будем стремиться к первому.
— Что для этого нужно?
— Нужно предугадывать ожидания клиентов, чтобы им с нами было удобно и комфортно во всем — от тарифов до экосистемных продуктов. Но главная наша задача — добиться максимально высокого качества связи. Для этого мы проводим рефарминг — перераспределение частот. Те диапазоны, которые раньше задействовали в сетях 2G и 3G, переводим в стандарт 4G (он же LTE). Таким образом одна базовая станция может обслуживать больше абонентов, связь становится еще стабильнее, а интернет — быстрее.
Эффект налицо. Лично замерял: в час пик на Чистопольской скорость — 70 Мбит/с, хотя 5 Мбит/с уже достаточно для просмотра видео в HD-качестве. Коллеги недавно зафиксировали в Альметьевске скорость выше 200 Мбит/с.
В ближайшее время в республике будет запущена технология VoLTE, которая дает возможность совершать голосовые вызовы в сети 4G. Это существенно повысит качество голосовой связи, а соединение будет мгновенным.
Плюс работает новый бренд: он освежился и стал более динамичный. Бренд Tele2 и так задавал высокие стандарты, другие правила и бросал вызов классическим сервисам, а t2 — его гармоничное продолжение, только на новом уровне. От стратегии дискаунтера мы ушли еще в 2017 году, а в последнее время еще сильнее сместили фокус позиционирования к трендсеттеру. И с удовольствием наблюдаем, как через какое-то время наши инновационные продукты, проекты и услуги пытаются воспроизвести конкуренты.
«Сегодня, по нашей внутренней оценке, T2 безоговорочно лидирует в отрасли по индексу лояльности клиентов (NPS), соотношению цены и качества (Value for Money), релевантности услуг»
— Например?
— Примеров много. Мы запустили первый сервис по продаже минут и гигабайтов, а также позволили делиться ими бесплатно по всей стране! Остатки минут и гигабайтов у наших абонентов вечные, они никогда не сгорают. А бесплатный «SOS-пакет» позволяет оставаться на связи даже при нулевом балансе.
— По наблюдениям, каждый оператор сегодня стремится еще и создать свою экосистему с сервисами от банков до онлайн-кинотеатров. Идете ли вы по этому пути?
— Здесь мы тоже играем по другим правилам. Зачем изобретать велосипед, инвестировать огромные средства в создание собственных аналогов известных сервисов, если можно выбрать путь партнерства с уже признанными лидерами рынка. У нас есть уникальный продукт MiХХ, в который входит подписка на «Яндекс Плюс», «Ozon Премиум», антивирусы «Лаборатории Касперского», всего более десяти различных сервисов — все, что нужно абоненту для его цифровой жизни. Цена на MiXX — от 300 рублей, то есть сопоставима с одной подпиской, например, на Яндекс, в то время как стоимость всех сервисов по отдельности достигает 3675 рублей. Причем MiХХ доступен всем желающим, не только нашим абонентам.
«Мы запустили первый сервис по продаже минут и гигабайтов, а также позволили делиться ими бесплатно по всей стране!»
Big data*, 5G и будущее телекома
— Как оператор вы накапливаете большие данные о клиентах. Коммерциализируете их как-нибудь?
— Я всегда говорю, что big data — это Хогвартс. В нашем аналитическом центре действительно происходит магия, которая позволяет нам и нашим клиентам находить решения для самых необычных кейсов, увеличивать эффективность бизнеса. Например, сами мы используем предиктивную аналитику на основе больших данных, чтобы увидеть, где на нашей сети может возникнуть потенциальная перегрузка, и предотвратить ее еще до появления.
И у нас есть целая плеяда самых разных решений для бизнеса. Большие данные помогают анализировать поведение покупателей и оценивать потенциал территорий. Можно сегментировать аудиторию по социально-демографическим признакам, доходам, интересам и привычкам, способам перемещения и другим параметрам, чтобы заранее предсказывать их потребности или чтобы предложить сотрудничество. Например, если новому продуктовому магазину нужно найти продавца определенного возраста, с определенным опытом работы, проживающего в конкретном районе, мы можем сделать таргетированную рассылку с помощью СМС. Для финансового сектора предлагаем решения по оценке кредитоспособности заемщика, для транспортной отрасли делаем прогнозы по миграции и пассажиропотоку, для индустрии гостеприимства исследуем турпоток и так далее.
Важно понимать, что мы продаем продукт, а не данные. Персональные данные защищены законом о связи максимально жестко — это табу для всех операторов.
— Кажется, СМС сегодня присылают только банки и операторы. Сами абоненты их используют?
— Как ни парадоксально, это самый надежный канал связи. По закону независимо от того, где человек находится, операторы обязаны доставить ему СМС, если телефон включен. С точки зрения бизнеса этот канал тоже эффективнее: рассылку в мессенджерах часто сразу отправляют в спам.
— Верите в массовое внедрение 5G в обозримом горизонте?
— Мы были первыми, кто протестировал этот стандарт связи в Татарстане еще в 2017 году. Но важно понимать, для чего нужна эта технология. Для связистов ресурс частот очень значим, но существующий исчерпает себя не ранее чем через 10 лет. Для физлиц на самом деле 5G пока не нужен: существующий 4G с лихвой закрывает все потребности в высокоскоростном интернете. А вот для телемедицины, промышленности, робототехники и беспилотных систем — везде, где требуется мгновенный отклик, — развивать и внедрять 5G нужно уже сейчас.
— Что думаете о развитии низкоорбитальных спутниковых группировок? Они все чаще звучат в контексте стратегического приоритета России, об этом говорит то Греф, то Шадаев. Несут ли спутники реальную угрозу существованию традиционных операторов?
— Спутниковая связь всегда была. То, что сейчас Илон Маск сделал ее доступной, — это безусловный прорыв. Вполне вероятно, что со временем спутники займут определенную долю рынка, но все зависит от баланса необходимых затрат и предполагаемой эффективности. Одно дело — эксплуатация базовой станции, другое дело — спутник.
«Телеком-рынок будет возглавлять Т2!»
— А что еще изменится в телекоме через 5–10 лет?
— Маловероятно, что будут кардинальные перемены, предполагаю, что и СМС останутся. Но за 10 лет точно изменится соотношение абонентов-людей и машин. Потребление трафика устройствами растет: шлагбаумы, сигнализация, видеокамеры, умные дома — все больше вещей требует подключения к сети, и их количество будет постоянно расти.
Значительно разовьется искусственный интеллект, вычислительные мощности устройств позволят интегрировать его в каждый смартфон да и в любой гаджет в принципе.
Кроме того, есть гипотеза, что рынок движется в сторону универсальности. Уже появились смартфоны-раскладушки, которые превращаются в планшеты. Возможно, расширится линейка носимых устройств — и умные очки или умные кольца обретут такую же популярность, как умные часы.
Наверное, распространится и 5G, хотя, возможно, к этому моменту уже стандартизируется технология 6G. Это вопрос оборудования, причем не столько операторского, сколько абонентского.
А еще я думаю, что через 10 лет уровень жизни в республике будет еще выше и Татарстан станет крупнейшим бизнесово-туристическим хабом России. Ну а телеком-рынок будет возглавлять Т2!
* big data — большие данные
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.