15 ноября в столице Татарстана на форуме «Мой бизнес. E-COM. Код активации продаж» собрались представители крупнейших цифровых платформ России 15 ноября в столице Татарстана на форуме «Мой бизнес. E-COM. Код активации продаж» собрались представители крупнейших цифровых платформ России Фото: Сергей Елагин

«Океан становится краснее»

Второй год подряд Казань становится площадкой для лидеров электронной торговли — 15 ноября в столице Татарстана на форуме «Мой бизнес. E-COM. Код активации продаж» собрались представители крупнейших цифровых платформ России: лично приехала основатель Wildberries, глава ООО «РВБ» Татьяна Ким, гендиректор «Магнит Маркета» Константин Измайлов, топ-менеджеры Ozon, «Яндекса» Дмитрий Русаков, «AliExpress Россия» Сергей Лебедев и другие. Послушать их приехали около 1,4 тысячи представителей МСП республики — как действующих селлеров, так и тех, кто только подумывает выйти в онлайн.

«Произвели, а как продать?»: Татьяна Ким и лидеры e-com расскажут, как добиться успеха на маркетплейсах

«Республика уверенно занимает лидирующие позиции в области электронной коммерции. Сегодня каждый восьмой татарстанский предприниматель использует каналы маркетплейсов для продажи своих товаров. Мы последовательно реализуем политику привлечения ведущих российских компаний в сфере электронной торговли, создаем условия для расширения рынков сбыта через интернет-площадки. И сегодняшний форум — яркое тому подтверждение» — приветственное слово раиса республики Рустама Минниханова зачитал открывавший форум бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев.

Фарид Абдулганиев: «Мы последовательно реализуем политику привлечения ведущих российских компаний в сфере электронной торговли, создаем условия для расширения рынков сбыта через интернет-площадки» Фарид Абдулганиев: «Мы последовательно реализуем политику привлечения ведущих российских компаний в сфере электронной торговли, создаем условия для расширения рынков сбыта через интернет-площадки» Фото: Сергей Елагин

Самый звездный состав собрала пленарная сессия «Экосистема цифровых платформ России». Татьяна Ким тепло поблагодарила Минниханова за предложение в далеком 2019-м открыть в республике первый региональный логоцентр — с тех пор дружба Wildberries и Татарстана укрепляется с каждым годом. «Новые идеи, которые нам предлагает регион, всегда вызывают у нас огромную поддержку. То, что мы сейчас готовим к старту, новый этап развития для производителей и для поднятия МСП и, в принципе, производства внутри страны, как раз таки с легкой руки Рустама Нургалиевича — это создание промпарков, то есть выведение производства на более профессиональный уровень, может быть, даже в чем-то схожий с нашими китайскими коллегами», — сообщила Ким. Она подтвердила намерения Wildberries построить в Татарстане промышленный парк «Якты Юл» и добавила, что подобные промпарки могут появиться и в других регионах страны: сейчас идут переговоры с потенциальными якорными компаниями.

Пошлют всех в «Светлый путь»: где Wildberries отстроит рай для самозанятых с замахом на 72 миллиарда?

Кстати, на «Якты Юл» планируется автоматизировать процессы. Несмотря на то что автоматизация новой мегаплощадки для бизнеса в Татарстане предполагает немного большие энергозатраты, это позволит кратно снизить количество рабочих рук и, соответственно, серьезно повысить эффективность труда, отмечает Ким.

При этом центральный фулфилмент-центр, по задумке авторов проекта, должен стать единым и единственным складом готовой продукции, производимой здесь, что позволит оптимизировать складские объекты. Главную функцию проекта — транзитную — обеспечит непосредственное примыкание к федеральной трассе М12, что также даст возможность разгрузить и дорогу, ведущую в Казань, одновременно выступая «перехватывающей парковкой» для автомобилей. Такие масштабные проекты всегда требуют создания стабильных условий на протяжении всего периода их реализации, поэтому действенным инструментом является соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Главные лица е-ком еще раз подтвердили: онлайн-торговля — серьезный бизнес, в котором важно считать экономику Главные лица е-ком еще раз подтвердили: онлайн-торговля — серьезный бизнес, в котором важно считать экономику Фото предоставлено АНО «Центр электронной торговли»

Три главных е-ком вопроса

Что рынок ждет дальше? Основательница Wildberries отметила растущую роль финтеха и напомнила, что с прошлого года говорит о тренде на консолидацию рынка. «Становится все теснее, океан становится все краснее, будет интересная борьба. Есть большая пятерка игроков, каждая компания строит вокруг себя экосистему», — обрисовала она диспозицию.

Ее однофамилец из Ozon Дмитрий Ким тоже признателен Татарстану: по его словам, включением регионов в развитие электронной торговли отрасль обязана республике и Минниханову. Получилось как нельзя кстати, поскольку, по озвученным им прогнозам, в ближайшие 2–3 года каждый третий рубль будет тратиться через цифровые платформы. «Основной вызов для нас — процесс автоматизации наших складских операций», — подчеркнул он, акцентировав, что компания стремится к эффективности на каждую единицу товара.

«Доест» ли онлайн офлайн-магазины или случится синергия? Спикеры уверены — оптимистичному сценарию быть! Директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков уверен, что магазины сейчас настолько же нужны, насколько и раньше. Например, сервисы доставки продуктов питания везут заказ не из другого города или региона, но из ближайшего магазина. «И что произойдет с магазином? Может быть, ассортимент магазина немного поменяется, но кооперация — это шикарный тренд, омниканальный опыт будет развиваться», — считает он.

А как добиться успеха селлерам? Главные лица е-ком еще раз подтвердили: онлайн-торговля — серьезный бизнес, в котором важно считать экономику. «Нужно хотеть быть предпринимателем и быстро адаптироваться, но, если не умеешь считать „штучку“ (юнит-экономику одной единицы продукцииприм. ред.), успешным быть сложно. Мы все думаем, что мы рациональны, но на цифрах часто видим, что поведение игрока носит нерациональный характер. Надо научиться отбрасывать эмоции и переводить их в экономику, на единицу товара», — высказался Дмитрий Ким.

Форум собрал 1,4 тыс. участников из Татарстана, еще 1,6 тыс. зарегистрировались для просмотра онлайн-трансляции мероприятия Форум собрал 1,4 тыс. участников из Татарстана, еще 1,6 тыс. зарегистрировались для просмотра онлайн-трансляции мероприятия Фото: Сергей Елагин

«У нас разрывались телефоны, как попасть на форум»

После пленарки форум не замер, а продолжил работу на повышенных оборотах. Организаторы выстроили программу так, чтобы участники получили как можно больше практических кейсов, и участники буквально сновали между бизнес-сессиями. Уникальный формат позволил не просто обсудить основные тренды рынка и планы компаний, но и получить практическую консультацию по продвижению.

Фишка прошлого года — зона «Техподдержка на выезде» — в этом году снова сорвала куш популярности у участников форума. Еще до официального начала работы зоны в холле собрались сотни селлеров, а специалисты Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета», «Магнит Маркета» и «Мегамаркета» консультировали, какую нишу лучше выбрать, что делать, если возникают сложности с отгрузкой товаров, какие инструменты использовать, чтобы наращивать обороты, и отвечали на множество других вопросов.

На бизнес-сессиях, которые шли до самого вечера, представители цифровых платформ и крупные селлеры делились реальными кейсами по использованию искусственного интеллекта бизнесменами в сфере е-ком, по транграничной торговле с Китаем, раскрывали секреты продвижения бренда на «Авито» и во «ВКонтакте».

«Мы провели опрос среди предпринимателей, что бы они хотели увидеть и услышать на этом форуме. Конечно, был большой интерес непосредственно к представителям маркетплейсов. Отметили зону техподдержки — в прошлом году многим предпринимателям удалось решить свои вопросы с помощью живого общения с представителями маркетплейсов. Эти кейсы мы реализовали и в этом году», — рассказывает исполнительный директор АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“» Инесса Яруллина.

Такая популярность дает надежду, что мероприятие станет ежегодной доброй традицией Такая популярность дает надежду, что мероприятие станет ежегодной доброй традицией Фото предоставлено АНО «Центр электронной торговли»

Форум собрал 1,4 тыс. участников из Татарстана, еще 1,6 тыс. зарегистрировались для просмотра онлайн-трансляции мероприятия, но, по словам Яруллиной, суммарное количество заявок приближалось к 4 тысячам — много заявок было из Удмуртии, Чувашии, Марий Эл. Еще один селлер был готов приехать на форум из Новосибирска. Но участие подтверждали только предпринимателям из Татарстана, которые входят в реестр МСП.

«У нас разрывались телефоны, было очень много звонков с вопросом: „Как попасть на форум, почему мне приходит отказ?“ Объясняли каждому, что форум проходит в рамках региональных мер поддержки для предпринимателей Татарстана. Пригласили всех регистрировать свой бизнес в республике», — с улыбкой отметила Яруллина.

«Быть среди лидеров по продажам производимой в республике продукции — это задача, которую ставит для нас руководство республики и предприниматели» «Быть среди лидеров по продажам производимой в республике продукции — это задача, которую ставит для нас руководство республики и предприниматели» Фото: Сергей Елагин

Такая популярность дает надежду, что мероприятие станет ежегодной доброй традицией. «У нас и первый блин получился не комом. А второй получился даже е-комом. Предприниматели узнали из первых уст, что нас ждет в 2025 году. Кто-то сказал про финтех, кто-то рассказал, какая группа товаров даст рост, на что обратить внимание, — резюмировал бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. — Цифры говорят за себя, руководитель АКИТ Артем Соколов сказал сегодня, что по всем показателям Татарстан — в пятерке регионов – лидеров по развитию электронной коммерции. Мы не стремимся быть первыми по потреблению, но быть среди лидеров по продажам производимой в республике продукции — это задача, которую ставит для нас руководство республики и предприниматели. Они в это поверили, и мы удерживаем лидерские позиции».

Организаторами форума выступали Центр «Мой бизнес» Фонда поддержки предпринимательства РТ совместно с АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“» при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан.  Форум проводился в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».