«Почти 40-летний опыт работы позволил сформироваться «ДАШКЕ» как некоему уникальному проекту, имеющему особую специфику, направленную на развитие творческих способностей ребенка, выявление таланта к архитектуре, образному восприятию мира», — говорит директор детской архитектурной школы («ДАШКА») Казанского государственного архитектурно-строительного университета Мария Латыпова. В интервью нашему изданию она рассказала об истории создания школы, уникальных методиках, делающих практически невозможным создание клонов (аналогов) «ДАШКИ», критериях оценки работы коллектива и перспективах развития школы.
Детская архитектурная школа КГАСУ приняла 3 тыс. детей
— Мария Сергеевна, расскажите немного о школе: что означает аббревиатура «ДАШКА»?
— «ДАШКА» — это детская архитектурная школа. Сегодня «ДАШКА» является одной из лучших творческих и профессионально ориентированных образовательных школ в России, в которой обучаются свыше 3000 человек, и количество желающих поступить к нам растет год от года. Для сравнения: в 2014 году у нас обучались 800 учащихся.
Процесс обучения в школе строится по трем полноценным возрастным ступеням с преемственностью между ними: «СТУДИЯ» — для детей от 5 до 10 лет, четырехлетняя ступень «ШКОЛА» для 5–8-классников и двухлетняя ступень «КОЛЛЕДЖ» для 9–10-классников. Такая методика является нашей визитной карточкой. Мы предлагаем комплексный подход к развитию творческих способностей ребенка с плавным переходом от ступени к ступени.
— Когда образовалась школа «ДАШКА»?
— Школа зародилась на архитектурном факультете КИСИ еще в 1987 году, первоначально это была небольшая студия детского творчества. А с 1990 года стала называться детской архитектурной школой «ДАШКА».
Без малого 40-летний опыт работы позволил сформироваться «ДАШКЕ» как некоему уникальному проекту, который практически не имеет конкурентов на рынке, имеющему особую специфику, направленную на развитие творческих способностей ребенка, выявление таланта к архитектуре, образному восприятию мира.
Сегодня можно сказать, что появление «ДАШКИ» вполне логично и коррелирует по времени с созданием знаменитой Казанской архитектурной школы, которая базируется в нашем университете и скоро будет отмечать свой 60-летний юбилей.
— И все же, почему нет конкурентов «ДАШКЕ» в России и почему не удается создать аналогичный крупный проект?
— Почему невозможно быстро создать некий аналог «ДАШКИ»? И здесь мы проводим аналогию с созданием архитектурных школ, которые характеризуются сформированной в течение десятилетий индивидуальной концептуальностью, коллективом из единомышленников — архитекторов, градостроителей и дизайнеров, в котором архитекторы более молодых генераций являются и приумножателями системы архитектурных взглядов старших коллег. Формирование архитектурной школы, как любой научной школы, занимает десятки лет, и данный процесс нельзя ускорить финансовыми накачками и приглашением сторонних архитекторов, это естественный пролонгированный во времени процесс.
Можно сказать, что жизнеустойчивость «ДАШКИ» и ее прогрессирующее развитие подчиняются именно этим естественным постулатам — пролонгированность во времени, наличие концептуальной методики, коллектива единомышленников-профессионалов, постоянно усиливающегося «свежей кровью» креативных, нестандартно мыслящих творческих личностей.
Хочется особенно акцентировать внимание на нашем замечательном коллективе сотрудников, сегодня «ДАШКА» — это одна дружная большая семья единомышленников, патриотов КГАСУ, где огромную роль играет преемственность в передаче методического опыта и принципов при постоянном обновлении поколений преподавателей. Каждый преподаватель школы старается вложить в умы нового поколения свой лучший профессиональный опыт и веру в себя и творчество, вложить в детей любовь к своему делу, важность полета мысли и необходимость находить место созиданию. Именно это всегда притягивает в нашу школу множество талантливых людей — жажда творчества и желание делиться своими знаниями.
В школе с детьми занимаются ведущие преподаватели — доценты и профессора КГАСУ и молодые, начинающие архитекторы. Среди выпускников школы много успешных архитекторов и дизайнеров, победителей всероссийских и международных конкурсов. Для многих «ДАШКА» — это первые шаги в профессию.
Часто наши учащиеся успешно продолжают свое профильное обучение в Институте архитектуры и дизайна КГАСУ.
И для желающих поступить в Институт архитектуры и дизайна представляется очень интересным участие в олимпиаде «Юный зодчий» по рисунку и композиции. Олимпиада проводится для учащихся 8–11-х классов. При поступлении в КГАСУ участники олимпиады получат дополнительно 7 баллов, а призеры — целых 10!
«Нет неталантливых детей, просто нужно уметь раскрыть творческий потенциал каждого»
— В «ДАШКЕ» очень низок процент отказов, когда дети решают, что «ДАШКА» — это не для них. В чем кроется причина такой расположенности учащихся к школе?
— Скажу на своем примере. В свое время я сама еще ребенком пришла туда учиться. Для меня открылся целый мир творчества, полный фантазии и невероятных открытий. Я очень ждала следующего занятия в «ДАШКЕ», так же, как и сегодняшние учащиеся, чтобы снова с друзьями по «ДАШКЕ» погрузиться в интересную и увлекательную среду, мотивирующую на творческие открытия и поиски.
Методика преподавания, дружелюбное и даже с любовью отношение сотрудников к детям помогают раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Нет неталантливых детей, просто нужно уметь раскрыть творческий потенциал каждого. Что мы и делаем с большим удовольствием и профессионализмом!
— Что на сегодня представляет творческая база «ДАШКИ» и есть ли желание расширяться?
— Школа расположена в центре города на улице Ершова, 31б и занимает площадь 2 750 кв. м (из них 2-й корпус — 350 кв. м). Для родителей имеется удобная бесплатная парковка, зал, где можно в уютной обстановке пообщаться, попить чай, пока дети занимаются.
На первом этаже преимущественно располагаются учебные классы младшей возрастной ступени «Студия», в том числе и многофункциональная аудитория, где проходят наши торжественные вручения выпускных документов, а также любимые новогодние мероприятия для учащихся, где преподаватели школы предстают в новой для своих учеников роли сказочных персонажей и почти волшебников.
На втором этаже находится рекреация, предназначенная для отдыха и общения учеников на переменах, а также учебные классы средней возрастной ступени «Школа», в том числе оборудованные для таких дисциплин, как рисунок и композиция.
На третьем этаже, помимо учебных классов, также располагаются конференц-зал, библиотека, небольшой выставочный зал, где экспонируются дипломные работы выпускников школы последних лет, а также специализированные компьютерные классы. Ученики нашей школы являются постоянными участниками ежегодного чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в номинации «дизайн интерьера». Наша ученица Вероника Воронова (руководители Киносьян М.А., Каюмова И.А.) в 2023-м заняла 2-е место, а в 2024 году — 3-е место на Всероссийском этапе чемпионата в Москве.
На четвертом этаже занимаются учащиеся старшей возрастной ступени «Колледж». В больших и светлых классах проходят занятия по колористике, архитектурному рисунку, основам архитектурного проектирования, на которых юные дарования создают, а потом и защищают перед комиссией экспертов свои первые архитектурно-дизайнерские проекты. Из-под их карандаша выходят смелые идеи пешеходных мостов и парков для любимого города, книги с авторскими иллюстрациями, тематические коллекции одежды и аксессуаров. Это лишь малая толика проектов.
У нас очень интересная дворовая локация с авторским арт-объектом (архитектор — Искандэр Сайфуллин, один из авторов проекта мечети Кул Шариф) и небольшим амфитеатром, особенно горячо любимым учениками и их родителями в погожие солнечные дни.
Растет численность обучающихся, и, соответственно, идет территориальное расширение «ДАШКИ». В перспективе намечаем увеличение площадей еще более чем на 1500 квадратных метров.
— Что изучают учащиеся в каждой возрастной группе? Какие направления подготовки вызывают особый интерес?
— Целями образовательной программы для младших учащихся ступени «СТУДИЯ» являются общее эстетическое развитие и стимулирование интереса к занятиям творчеством. Мы особенно гордимся уроками «Приглашение к музыке», направленными на синэстетическое развитие детей: знакомство с музыкальной культурой и использование музыки в процессе изобразительно-художественного обучения.
Средняя ступень «ШКОЛА» нацелена на развитие способностей детей, проявляющих склонность к архитектурно-дизайнерскому творчеству, развитие объемно-пространственного и образного мышления, их изобразительных умений, а также расширение кругозора в области искусства и архитектуры.
В старшую ступень «КОЛЛЕДЖ» приходят ребята, как правило, уже проявившие склонность к художественно-проектной деятельности. Задачей является их углубленная предпрофессиональная подготовка, развитие объемно-пространственного и композиционного мышления, умений в области рисунка, черчения, макетирования, а также погружение в мир современного искусства и архитектуры.
Кроме основных образовательных программ, мы проводим тематические мастер-классы и образовательные курсы по пластилиновой мультипликации, 2D-анимации, диджитал-иллюстрации, моушен-дизайну, а также курсы живописи для взрослых. Развиваем направления 3D-моделирования и прототипирования в архитектуре и дизайне. Ведь для творчества нет границ.
Особое значение для всех ступеней придается архитектурно-дизайнерским акциям и сооружению малых архитектурных форм, реализуемым либо в городской, либо в природной среде. Благодаря этому ребята приобретают опыт разработки идеи и строительства в натуре небольших объектов, опыт работы в команде и знакомятся со средой как с объектом проектирования.
Например, для движения «Сәләт» осуществлена реализация профильных архитектурно-дизайнерских лабораторий, включающая создание кинетических арт-объектов. Для архитектурной смены летнего лагеря международной школы «Унискул» проведена архитектурно-дизайнерская смена.
Мы также стараемся приобщать детей к участию в профессиональных выставках, конкурсах и акциях, к созданию уникальных продуктов их творческих замыслов — открыток, календарей, новогодних игрушек. Мы рады возможности познакомить наших учеников с широким спектром возможностей, открывающихся их таланту, а вместе с тем стать участниками вдохновляющих проектов, например, таких как «Международная конференция TCI» (организатор — «Татнефтехиминвестхолдинг»), для которой наши ученики создали серию стикерпаков.
— Какими вы видите следующие шаги в развитии школы?
— Мы стремимся всегда идти в ногу со временем и отвечать его актуальным запросам. Наш мир круто повернулся в сторону цифровизации и интегрального развития. И профессии архитектора, дизайнера, градостроителя, реставратора также претерпевают сильные изменения.
Но мы всегда помним, что в основе Казанской архитектурной школы, несомненно, творческое начало. Все наши преподаватели, студенты и, конечно, выпускники имеют хорошую художественно-графическую подготовку. Они не просто хорошо обученные проектировщики, умеющие работать со всевозможными программными продуктами, но и творческие, креативные личности, которые пропускают проекты через сердце. И в основе этого особый дух корпоративных отношений в институте архитектуры и дизайна, наполненных творческой свободой и нигилизмом, верой в свое замечательное архитектурное будущее.
Поэтому поиск правильного сочетания цифровых технологий и творчества — одна из наших основных задач.