– Зульфия Исмагиловна, как родилась идея собственного и столь специфического бизнеса?

– У нас с подругой был цех по пошиву штор, и когда я приходила к клиентам с готовым заказом, ко мне часто обращались за советами – куда поставить диван, какую люстру выбрать. Аргументировали это тем, что я шью красивые шторы, значит, должна что-то понимать в дизайне. Я, конечно, советы давала, но понимала, что не очень правильные - в дизайне есть свои правила, каноны, которым надо учиться. И я пошла в школу дизайна Веры Алексеевны Кузнецовой при КИСИ. Увы, на получение высшего образования не было ни времени, ни возможности - я тогда осталась одна с двумя детьми, с мужем мы развелись, а младшей дочери было всего семь месяцев. Поэтому приходилось работать и получать образование одновременно. Но мы справились: дети - колоссальный стимул к жизни…

Девять лет работали в паре с подругой как свободные художники, без всяких юридических договоров. А три года назад я решила: хватит, пора становиться на официальные рельсы. Причина вполне объяснима – у свободного художника никакой защиты нет. Так совместно с моими коллегами-партнерами по творчеству и бизнесу мы создали дизайн-студию «АРТЭГО». И сегодня у нас все официально – с договорами, бухгалтерией, юридической поддержкой.

– Я так понимаю, что вся фирма – это вы и еще два учредителя?

460.jpg
Мои друзья и партнеры - Роман Миронов и...
460-2.jpg
...Андрей Васильев

- Да. Роман Миронов и Андрей Васильев – мои равные партнеры. Познакомилась с этими ребятами, когда еще была «в свободном плавании», их многие рекомендовали как талантливых дизайнеров, 3D-визуализаторов. Когда наступил переломный момент, уговорила их объединить усилия. По сути, я их переманила! Ребята занимаются тем же, что и я. Это не наемные работники: они - друзья и партнеры… Три года назад оформили ИП и стали работать одной командой. Первоначально снимали офис у наших знакомых, с их же мебелью, буквально за бесценок. Потом уже переселились в бизнес-центр, оснастились хорошей оргтехникой.

– Кто генератор идей в команде?

– Скорее всего, я - опыта все же побольше. А вообще ребята замечательно справляются и без меня.

- Много ли времени понадобилось на раскрутку?

- Стартовали мы с одного спонсорского проекта – делали квартиру для друзей. А дальше пришли друзья друзей, знакомые знакомых. Считаю, что дизайнер, как и хороший портной, стилист, должен работать только по рекомендации. Это очень ответственная работа, легко ошибиться. Люди доверяют тебе свое жилище, и очень важно, насколько грамотно каждая розетка встанет на свое место. Словом, рекламу мы не даем, а в журналах позиционируемся чисто для самоудовлетворения. Я бы сама не пошла к дизайнеру с улицы: доверить человеку, которого не знаешь, свой дом – глупость.

460-квартира-министра-лесного-хозяйства.jpg
«Когда я начинаю объяснять заказчику, что такое дизайн, говорю одну и ту же фразу: «У нас роддом – мы планируем, вынашиваем и, наконец, рожаем то, что хотим получить»

- Вы работаете в Казани, или есть предложения и из других регионов?

- Работали в Альметьевске, Чистополе, был заказ в Москве. Когда объект не в Казани, постоянно находимся на online-связи с заказчиком. Если надо, едем в Москву, топаем ножками - ищем люстры или диваны.

– Насколько насыщен рынок? Конкурентов много?

– Я бы не сказала, что конкурентов много, но рынок очень насыщен, потому что есть дизайнерские курсы, школы, студии. Дизайн очень востребован. Но у каждого - свои наработки, свой авторитет. Руку дизайнера видно, как видно руку художника.

- В чем конкурентные преимущества вашей фирмы?

- Когда я начинаю объяснять заказчику, что такое дизайн, говорю одну и ту же фразу: «У нас роддом – мы планируем, вынашиваем и, наконец, рожаем то, что хотим получить». Поэтому когда нам говорят: «Сделайте нам дизайн-проект и продайте», - мы отказываемся? ведь мы должны еще и объяснить, как сделать то, что мы нарисовали. Дальше строитель теряет сознание, видя этот потолок и не зная, как сделать по-нашему. Нет, мы делаем все под ключ, проект не продаем… Начинаем со встречи, с изучения психотипа заказчика, с домашнего задания. Да, да, мы, наверное, единственная компания, которая дает заказчику домашнее задание - изучить журналы. Просто открываете журналы и говорите, что вам нравится. Вот здесь вам понравились дверные ручки, а там – окно или вазочка. А психотип заказчика важно узнать потому, что дизайн – это 80 процентов психологии.

У ЖЕНЩИН-ДИЗАЙНЕРОВ ПРЕВАЛИРУЕТ МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ

– Какие направления сейчас наиболее востребованы: модерн, классика, хай-тек, что-то еще?

– Классика была, есть и будет. Приходит заказчик в спортивном костюме и говорит: «Хочу колонны, лепнину и стиль ампир». И понимаешь, что где-то в подсознании классический дизайн живет в каждом… А вообще стилей много, и понять, что хочет человек, при первой встрече невозможно.

- В 90-е годы, с появлением новых русских, в моде был эдакий помпезный стиль: лепнина, позолота, бархат – в общем, такой, чтобы богатство бросалось в глаза, постперестроечный китч. С тех пор предпочтения состоятельных людей изменились?

– И сейчас такое есть: «Хочу, чтобы у меня было так же, как у Габдельбара, но чтобы у меня золото было золотее». То есть он дает понять, что у него должно быть богаче. Тот самый китч с бархатом и золотом просто перешел в арт-деко и стал очень модным.

460-4.jpg
«Я бы сама не пошла к дизайнеру с улицы: доверить человеку, которого не знаешь, свой дом – глупость»

– Когда пошла мода на хай-тек, все сразу захотели у себя стеклянную мебель, хромированные поверхности…

– Стиль хай-тек тоже остался. Но мы стараемся немного его скруглить, смягчить. Стеклянные столы… Мы категорически против них! Потому что стекло подсознательно вызывает чувство опасности. Вот представьте: мама стоит у кухонного гарнитура, ребенок за ее спиной стучит ложкой по стеклянному столу. Сердце матери начинает скакать: она знает, что стол не разобьется, но в подсознании есть страх, а вдруг ребенок поранится? И дальше что? Психоз, невроз, потеря аппетита. Весь вопрос в психологии. Причем у мужчин-дизайнеров одна психология, у женщин – другая, превалирует материнский инстинкт, уже думаешь, что у тебя тоже есть дети, и как им, детям, будет удобно.

– Бывают клиенты, требующие, чтобы дизайном занялся исключительно мужчина?

– Да, было такое. Одна 19-летняя заказчица категорически сказала: «Не хочу работать с вами и вообще не люблю женщин, со мной будет работать только мужчина». За этот проект, очень тяжелый в моральном плане, взялся Андрей. Эта девочка – дочь высокопоставленного чиновника из другого региона страны, приехала в Казань учиться, родители ей приобрели шикарную квартиру. Но такого хамства, какое она позволяла по отношению к руководителю проекта, подрядчикам, да и вообще ко всем окружающим, я за всю жизнь ни от кого не слышала. Когда я разговаривала с ее мамой по телефону, говорила: вы же знали, куда отправляете свою дочь, здесь Татарстан, здесь женщинам непозволительно вести себя так. А вы бы слышали, какой стоял мат по отношению к подрядчикам! Да ребята просто хватали сумки и уходили, и никаких денег не надо. И тем не менее мы закончили эту квартиру, сдали ее, выставили ее на сайт и гордимся ею. Так что, как и в любом бизнесе, есть свои подводные камни.

– По вашим наблюдениям, много приезжих покупают квартиры в Казани?

– Почти бум! Видимо, в преддверии Универсиады.

460-Квартира-ул.-Ульянова-2-федорович-_.jpg
«Мы, наверное, единственная компания, которая дает заказчику домашнее задание - изучить журналы. Вот здесь понравились дверные ручки, а там – вазочка. Важно узнать психотип заказчика, потому что дизайн – это 80 процентов психологии»

- Заказать дизайн интерьера - «развлечение» только для богатых?

– Нет, не только. У нас клиенты разные, есть даже студенты, у которых абсолютно нет денег. Но мы понимаем, что делать надо, потому что у них кроме квартиры, в которую вложили последние деньги, больше ничего нет. Беру его за ручку, идем в самый дешевый магазин и выбираем из того, что там есть. Бывает и такое, что заказали дизайн, работы вовсю идут, а деньги кончились (всякое же в жизни случается!), мы ждем, не требуем, проходит год, два, приносит человек по десять тысяч, просит подождать. Мы ждем, понимая, что ему в первую очередь нужна кровать ребенку, это важнее… Или был заказчик, который ездил на автобусе, смешной такой, в коротких штанишках, курил дешевые сигареты. Но он заказал три дизайна ванной комнаты! Потому что не мог определиться, что ему нравится больше. И мастеру, который клеил плитку, позволял в день делать не более одного квадратного метра, говорил: «Все, дальше ты устаешь, глаза устают, и ты не сможешь работать нормально».

- Сколько стоит ваша работа?

– 1200 рублей за квадратный метр по полу.

– Насколько понимаю, это только услуги вашей студии. А какова стоимость всех работ?

– Самым дорогим объектом была квартира в 120 «квадратов» - она обошлась заказчику в 14 миллионов рублей… Если говорить о коттеджах… Честно говоря, здесь мы уже сбились со счета. По одному мы уложились в три миллиона, по другому – в восемь.

- А какие цены в других городах, например в Москве, Санкт-Петербурге?

– Цены зависят от уровня жизни, а он в этих городах на порядок выше, чем в Казани. Поэтому и услуги дороже как минимум в три раза.

- С кем чаще приходится иметь дело - с мужчинами или женщинами? С кем проще работать?

– И с теми, и с теми. Есть капризные женщины, есть капризные мужчины. Есть женщины – и немало! - с мужским характером, которые не допускают к дизайну своих мужей. С такими работать проще. Есть мужчины, которые берут все на себя.

- Как выстраиваете отношения с клиентом? К примеру, он заявляет, что хочет то-то, а вы видите, что это полнейшая безвкусица. Убеждаете, навязываете, уговариваете или уступаете пожеланием клиента?

- На поводу никогда не иду, но и навязывать свое мнение не буду. Стараюсь очень мягко сделать так, чтобы моя идея переросла в идею заказчика, чтобы она была высказана из его уст: это именно он так захотел, он так придумал.

460-Квартира-ул.-Меридианная-Ж.К,-БЕРЕГ-(Хусаинов-А.-Татне
«Самым дорогим объектом была квартира в 120 «квадратов» - она обошлась заказчику в 14 миллионов рублей… Если говорить о коттеджах… По одному мы уложились в три миллиона, по другому – в восемь»

- А бывают такие, что категорично настаивают на своем?

– Наверное, нет. У меня были очень хорошие учителя. Покойная Вера Алексеевна Кузнецова говорила: «Когда вы встречаетесь с клиентом, никогда не думайте о том, сколько денег вы с него возьмете. Сначала – глобальное: вы делаете колоссальную вещь и только потом думаете о вознаграждении, которое вас ждет».

- Встречаются ли среди заказчиков самородки с природным дизайнерским чувством, но которым не хватает теоретических знаний?

– Да. Но я думаю, если человек чувствует в себе талант, призвание, он не будет его зарывать, пойдет учиться. Могу вспомнить своего заказчика Никиту, с ним было безумно интересно работать. Он так яростно включился в проект! Я начинала фразу, он заканчивал. Он жил своим объектом. Гораздо сложнее, когда человек говорит: «Я не знаю, чего хочу, сделайте что-нибудь». Но это же ваше жилье, и вы должны включатся в процесс!

- Обычно интерьер соответствует внутреннему миру человека, а бывает так, что человек изменяется, начав жить в новом интерьере?

– Человек не будет жить там, где ему некомфортно. Интерьер, если он наработан в тандеме с заказчиком, несет позитив.

460-6.jpg
«Было время, когда мы одновременно вели 39 объектов! В настолько напряженном режиме работали, что разбуди меня в два часа ночи, я скажу: «Там-то розетка в 30 сантиметрах от пола». Сложно было. Но мы справились»

КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАНИ НА ТРИ С МИНУСОМ

– Сколько объектов всего сделали за время существования студии?

– Не веду подсчета сделанному. И считать ли одну комнату в трехкомнатной квартире? Мы понимаем, что на ней заработаем копейки, но все равно беремся.

- На скольких объектах можете работать одновременно?

– Вы удивитесь, но было время, когда мы одновременно вели 39 объектов! Что-то находилось в стадии проектирования, что-то завершалось. В настолько напряженном режиме работали, что разбуди меня в два часа ночи, я скажу: «Там-то розетка в 30 сантиметрах от пола». Сложно было. Но мы справились.

– Как выбираете подрядчиков? Идея - это хорошо, но замечательна она все же в законченном варианте, в своем воплощении…

– Все просто - отбор. У некоторых заказчиков есть собственные бригады, мы смотрим, как эти люди читают чертежи, насколько они грамотны в строительстве, архитектуре, и потом предлагаем свой объект. Если они выдерживают экзамен, продолжаем сотрудничество. Пока у нас один единственный прораб, которому мы отдаем проект, просто закрыв глаза. Мы доверяем ему, как себе… Или, к примеру, работаем с великолепной семейной фирмой штукатурщиков-декораторов. У них абсолютно творческий подход к делу.

- Насколько трудно найти профессионалов, умеющих работать руками?

– Желающих очень много, просто поток. Но с шабашниками мы не работаем по определению. У нас есть корпусник, и я знаю, что он единственный человек в Казани, которому я доверю корпусную мебель. Вроде и специалисты в этой области имеются, но Виктор пока незаменим. Он мебель собирает с зазором «ноль-ноль», очень профессиональный и интеллигентный человек.

460-Квартира-ул.-Нигматуллина-�льшат-4-тат.jpg
«На поводу никогда не иду, но и навязывать свое мнение не буду. Стараюсь очень мягко сделать так, чтобы моя идея переросла в идею заказчика, чтобы она была высказана из его уст: это именно он так захотел, он так придумал»

- Сколько по времени займет обустройство «под ключ» квартиры, коттеджа, офиса, магазина?

– На дизайн-проект уходит месяц. Если делать все одновременно, то в два-три месяца уложиться реально. Конечно, если есть средства.

– Хотелось бы уточнить: вот вы вошли в квартиру с черновой отделкой…

– Вошли 1 июня, а 31 августа выехали, оставив квартиру в полной готовности. Но это при условии, что мы не ждем мебель из Италии, которая сюда идет 90 дней, не ждем эксклюзивные обои, которые идут 60 рабочих дней. Если мы хотим здесь и сейчас, мы бежим в казанский магазин за обоями, покупаем сантехнику, берем мебель, изготовленную частным предпринимателем. И из всего этого можно сделать много интересного.

- То есть из дешевых материалов?

– Из дешевых! У нас есть очень интересная квартира одного известного человека, бывшего кэвээнщика. Нам нужно было его творческий порыв внести в этот дом. И появилась идея! Мы взяли пластичную штукатурку (это нечто среднее между творогом и пластилином), покрыли ей стену, и они – муж, жена и ребенок – своими руками делали отпечатки. Когда все застыло, подшкурили, отшлифовали, но дотрагиваешься до стены – и чувствуешь тепло их рук. Это так здорово! В эту квартиру не были вложены миллионы, но она получилась замечательной! Горжусь этим объектом.

– А коттедж "под ключ" за сколько реально сдать?

– Примерно за полгода. Потому что это инженерные системы, определенные СНИПы по технологии, еще многое зависит от того, в какое время года ведется ремонт, от погоды, от качества самого строительства. Скажем, решаем утопить радиатор под подоконник, снимаем первый слой кирпича, а оттуда сыпется мусор, вплоть до бутылок и банок. И это коттедж! Ну просто «замечательные» строители!

- Как оцените качество квартирного строительства в Казани?

– На три с минусом. Стараются делать быстро, и получается не очень качественно. Очень мало людей, которые действительно переживают за свою работу. У нас ведь как? Строитель кивает на каменщика – исправит, каменщик – на штукатура, тот – на маляров. То есть идет постоянное перекладывание своей ответственности на других. В конце концов, получаем кривые стены. В результате из 100 «квадратов», что вы купили, минимум два уходит на выравнивание стен.

460-Квартира-ул.-Ульянова-2-федорович.jpg
«Руку дизайнера видно, как видно руку художника»

- Какой из своих объектов можете назвать самым оригинальным?

– Все, потому что все они – мои дети, а детей не бывает хороших или плохих. Но, пожалуй, самым оригинальным проектом был женский стриптиз-бар. Мы делали тогда и мужской, и женский. Но мужской – это понятно, ничего особенного. А вот женский… Тут надо было влезть в женское подсознание. По этому объекту я работала и с психологами, в том числе и семейными, и сексопатологами, изучала все, что влияет на подсознание женщины: в каком цвете должен быть интерьер, какой запах предпочтительнее - кожи или бархата, какое освещение. Вы же понимаете: если женщина в нашей мусульманской республике пришла в стриптиз-бар - это уже подвиг. Считаю, справилась - получилось роскошно… На другом объекте нам пришло в голову сделать кружевной потолок. Кружево резали из гипсокартона, рабочие раз десять сознание теряли: смотрели на рисунок и падали… У одной заказчицы сделали на потолке репродукцию Моны Лизы. Потолок – восемь на шесть метров, и мы на тканевой основе печатали портрет. Роман неделю сидел – выводил черные пятна, эти мегапиксели. Сделали, но возник вопрос: а откуда будет свисать люстра, из носа, из груди Мадонны? В результате, нашли место… Был проект, где художник полтора месяца рисовал светящимися красками - 52 слоя красок в черном куполе под проектором. Получился такой эффект: когда включаешь ультрафиолет, на стене появляются звезды, планеты и начинают двигаться, загорается зодиакальное созвездие заказчика – Скорпион. Клиент был в восторге.

- С чем чаще приходится иметь дело - с квартирами, коттеджами, офисами, торговыми помещениями?

– Квартир - порядка 70 процентов, загородных домов - 25. А вот офисы - это интересный вопрос. Потому что люди в офисы не хотят вкладываться. Объясняешь бизнесмену, что офис – его второй дом, где он проводит большую часть времени. Говоришь: пожалуйста, не вещайте жалюзи на окна - совсем скучно, не делайте серые стены. Но пока над этим надо работать, надо воспитывать, говорить, что офис – это второй дом, где должно быть комфортно, где можно расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки и расслабиться, где можно прилечь на диван, вытянув ноги. Нужно добавлять краски, картины, шторы, чайный столик, семейные фотографии. Ощущение тепла и уюта даст больше сил для работы.

– А чиновники что заказывают?

– С чиновниками сложнее. Они почти не участвуют в проекте, видимо, потому, что это у них не первая и не последняя квартира. Они не знают, чего хотят. «Вот тебе ключи, деньги, и я вхожу в уже готовую квартиру».

460-3.jpg
«Чтобы чего-то добиться в бизнесе, в него надо вкладывать. Обязательно надо холить, лелеять свое дело, дышать тем, что вы делаете. Придется в чем-то себе отказывать, если хотите, чтобы бизнес пошел»

«ЛЮБЛЮ, ЖДУ. РАБОТА» - ЭТО ПРО МЕНЯ»

- Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три совета для успеха в бизнесе?

– Все исходит из жизненного кредо. Первое. Не надо бояться поражений, ведь невозможно просчитать все наперед. Плохой результат - это тоже результат. Второе. Чтобы чего-то добиться в бизнесе, в него надо вкладывать. Обязательно надо холить, лелеять свое дело, дышать тем, что вы делаете. Придется в чем-то себе отказывать, если хотите, чтобы бизнес пошел. Третье. Нельзя оставлять дело без присмотра – оно, как ребенок, требует постоянного внимания.

– Несколько слов о себе…

– Родилась в Казани, на военной базе в 13 километрах в сторону аэропорта: папа у меня - танкист. Высшего образования нет, а профессий у меня много: повар шестого разряда, технолог по приготовлению пищи, торговый техникум, художественное училище, теперь вот дизайн. Работала на швейной фабрике, администратором в столовой, завпроизводством в ресторанах и кафе, свой портьерный цех как был, так и остался… Увлечения? Люблю спорт, бассейн, занимаюсь верховой ездой. Зимой люблю лыжи: горных боюсь, а беговые обожаю!.. У меня две замечательные дочери, старшей - 24 года, она закончила университет, недавно вышла замуж. Младшая перешла в 8-й класс, занимается верховой ездой, мечтает стать ветеринаром. Я не замужем - наверное, потому, что ни один мужчина не выдержит мой ритм жизни. К сожалению, анекдот про эсэмэску: «Люблю, жду. Работа» - это про меня.

460-коттедж-загородный-клуб.jpg
«Человек не будет жить там, где ему некомфортно. Интерьер, если он наработан в тандеме с заказчиком, несет позитив»

Справка

Визитная карточка руководителя

Зульфия Хашимова - руководитель студии дизайна «AРТЭГО».
Дата и место рождения: 05.12.1969, Казань.
Образование: КГАСА.

Визитная карточка компании

Компания «AРТЭГО»
Год основания: 2005.
Сфера деятельности – услуги (дизайн, проектирование интерьера).
Численность сотрудников – четыре человека.