4,5 ТЫС. АРХИВНЫХ ВИДЕОЗАПИСЕЙ

В прошлом году исполнилось 50 лет Казанской студии кинохроники, которая сейчас – увы – находится на грани вымирания. Юбилейные торжества прошли в не очень веселой атмосфере. Радоваться особенно было нечему.

А сейчас - немного истории: студия была учреждена в 1961 году приказом министра культуры Екатерины Фурцевой и очень быстро стала одной из крупнейших студий документального кино в стране. В период расцвета в штате студии работали более 120 человек, а сама организация имела полноценные корпункты в Чувашии, Мордовии, Республике Марий Эл.

За все время существования Казанской студии кинохроники было выпущено почти 4,5 тыс. единиц кинопродукции, а многие фильмы показывались на всесоюзных выставках, международных кинофестивалях и по центральным телеканалам. Выходцы с нашей киностудии сейчас кое-что значат в российском кино. Среди них, например, Марина Разбежкина - культовый документалист, снимающая при этом и игровое кино, учитель Валерии Гай Германики. Валерий Севастьянов – оператор-постановщик фильмов Станислава Говорухина, Алексея Прошкина, Алексея Учителя. Севастьянов, кстати, снял номинированный на «Оскар» фильм «Край». Можно найти и еще примеры.

Позже Казанская студия кинохроники была преобразована в ОАО «Казанская киностудия», и здесь был создан первый полнометражный фильм на татарском языке «Куктау» Ильдара Ягафарова, получивший приз на «Кинотавре». Здесь же был снят фильм «Инзеень-Малина» - первый полнометражный фильм по сценарию Дениса Осокина, получивший ряд международных призов.

У студии, напомним, уникальный кинофонд – 4,5 тыс. единиц хранения. Вся киноистория республики начиная с 20-х годов прошлого века. Сейчас мы имеем все шансы утратить ее навсегда.

Сегодняшний день студии, пожалуй, даже не печален, а уже трагичен. Татарстанская кинохроника задыхается от безденежья. Большая часть здания обесточена. Вот уже два с лишним года как весь коллектив в целях экономии перешел на двухдневную рабочую неделю. Не помогло – уже накопилась большая задолженность по зарплате – около 3 млн. рублей. Организация завалена судебными исками. И еще один, пожалуй, знаковый штрих – в этом году впервые за 50 лет существования Казанская киностудия не получила вообще ни одного госзаказа, а это традиционно был основной источник ее доходов.

Между тем земля и оборудование студии оценены в 155 млн. рублей. Были желающие все это купить – приезжали бизнесмены из Набережных Челнов, интересовались и казанцы. Сумму предлагали вполовину меньшую – 70 млн. рублей. Киношники, нацеленные на борьбу, не согласились.

Но вот ирония судьбы – недавно был снят фильм, рассказывающий некогда славную историю Казанской студии кинохроники. Сейчас эта юбилейная лента - последний проект Казанской киностудии. Все идет к тому, что он станет последним проектом во всей ее истории.

ФНС УЖЕ ПОДАЛА НА БАНКРОТСТВО

Между тем ситуация усугубляется с каждым днем. В том числе все реальнее маячит перспектива банкротства.

Так, 15 октября Арбитражный суд РТ начал рассматривать заявление федеральной налоговой службы (ФНС) о признании ОАО «Казанская киностудия» несостоятельным. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», заявление было подано еще 4 сентября. Предприятие задолжало по налогам 1,672 млн. рублей. Представитель должника сразу же заявил ходатайство об отложении судебного заседания.

«Я новый директор казанской киностудии – только-только вступил в должность», – представился Николай Борисов. Он рассказал, что начал знакомиться с документами. Выяснилось, что большая часть задолженности - 1,238 млн. рублей - приходится на земельный налог (вместе со штрафами и пени набегает 1,474 млн. рублей).

«В 2009 - 2010 годах предприятие платило 260 тысяч рублей земельного налога, а в 2011 году - уже 1,2 миллиона рублей. Завышена кадастровая стоимость участка. Будем предпринимать меры, чтобы уменьшить земельный налог. Кроме того, за арендаторами числится долг в 400 тысяч рублей - постараемся взыскать», - пообещал Борисов.

По словам Борисова, даже если бы были средства, погасить задолженность он бы не смог – у киностудии арестованы все счета. «Я еще окончательно не вступил в права (не внесены изменения в ЕГРЮЛ – ред.), чтобы открыть дополнительный расчетный счет», - изложил ситуацию он.

Представитель ФНС Евгений Шестопалов был настроен решительно: «Мы против отложения. Рассматривается заявление о признании банкротом. Должник не представил факт оплаты даже части задолженности». «Введение процедуры банкротства - тем более стадии наблюдения - не мешает погасить долги», - отметил он.

Судья Олег Иванов тем не менее внял просьбам новоиспеченного директора и отложил рассмотрение заявления ФНС на 31 октября.

СТАВКА НА ХОЗЯЙСТВЕННИКА

Борисов признался газете «БИЗНЕС Online», что к области деятельности Казанской киностудии не имеет никакого отношения. «Я хозяйственник, - сказал он. - С опытом вывода предприятий из проблемных ситуаций».

Борисов уточнил, что распоряжение о его назначении датировано 18 сентября – ему предшествовало собеседование в российском минкульте.

Новый руководитель настроен оптимистично. «Я только начал разбираться, но уже вижу, что потенциал для того, чтобы закрыть имеющиеся долги, есть – не обязательно банкротить предприятие. У киностудии большое, порядка 2 тысяч квадратных метров, двухэтажное здание рядом с «Тасмой». Сегодня очень много площадей в нем сдано в аренду – по низкой цене. Некоторые договоры вообще не заключены и не проплачены. Да, в этом году по каким-то причинам Казанская киностудия не получила госзаказ. Но у предприятия есть уникальное оборудование по реставрации фильмов, пленки. На этой неделе рассчитываем заключить договор с Национальным архивом – будет задействована часть людей…» Борис считает приоритетным погашение задолженности по налогам, выведение предприятия из кризиса и сохранение кинематографической истории республики.

«Через казанскую киностудию прошла вся история становления Татарстана – новостройки, назначения, знаменитые люди. Предприятие фиксировало эти этапы. И просто так его уничтожить, а архив – разбросать? Часть истории республики просто-напросто окажется выброшенной на помойку. Вряд ли новые собственники будут разбираться, какая пленка здесь хранится. Они приходят со своими целями», – отметил он.

Знакомый с ситуацией источник рассказал газете «БИЗНЕС Online», что теруправление Росимущества инициировало смену руководства Казанской киностудии еще в феврале, так как было недовольно его работой. Письмо было отправлено на согласование в центральный аппарат ведомства в Москве. Затем куратору - министерству культуры РФ. В итоге кадровый вопрос затянулся едва ли не до конца сентября.

По словам источника, бывшего директора ранее пыталась отстранить от должности прокуратура. Но он эти действия обжаловал. Руководитель киностудии неоднократно вызывался и на комиссии по неуплате зарплаты в минтруда РТ. Ему предписывалось уменьшить кадровый состав, потому что он был сильно раздут: «Порядка 45 человек для неработающей киностудии – это слишком». Были и другие моменты, из-за которых киностудия фактически не вела хозяйственную деятельность для того, чтобы не опуститься ниже точки безубыточности. Предыдущее руководство преодолеть их не смогло. Возникла критичная ситуация…

Акционер - РФ - не видел, какая ситуация на месте. А у теруправления Росимущества не было полномочий. Но сейчас сформирован новый состав совета директоров ОАО. Его возглавила как раз-таки руководитель теруправления Росимущества в Татарстане Елена Паткина. «Теперь вопросы будут решаться гораздо быстрее и эффективнее», - считает источник.

Тем временем прежний директор киностудии Михаил Михайлов, которого корреспондент «БИЗНЕС Online» нашел в деканате факультета кино и телевидения КГУКИ, заявил, что не покидал своего поста. По его словам, Борисова прислали из Росимущества для оказания экономической поддержки. «Он реализует антикризисную программу», - заявил Михайлов.

ДЛЯ СПАСЕНИЯ НУЖНО 4 МЛН. РУБЛЕЙ

Для покрытия долгов студии нужна смехотворная по меркам бизнеса сумма – 4 млн. рублей. Но их нет. Что делать? Смириться с ударами судьбы или подобно лягушке, попавший в кувшин со сметаной, шевелить лапками, пока сметана не собьется в ком, чтобы можно было выпрыгнуть?

«Сложившаяся ситуация – это результат системной государственной политики, - говорит Михайлов. - Ведь в Советском Союзе существовало достаточно много студий кинохроники – в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Хабаровске и других городах. Практически все они давно перестали существовать, и тот факт, что Казанская киностудия еще жива, – это почти чудо. В свое время все киностудии страны попали в список на приватизацию, а приватизировать было что, как правило, у всех киностудий есть завидные помещения, и часто в центре города. Еще один момент – приватизация совпала с созданием фонда кино, которому были переданы 3,5 миллиарда рублей, их раньше распределяли по студиям, а сейчас все мы лишились финансирования. Слава Богу, приватизация студий была остановлена, и пока мы сохранили свои помещения и оборудование».

СЛИЯНИЕ, НО НЕ ПОГЛОЩЕНИЕ

Михайлов видел выход в проекте, который, по его мнению, мог не просто спасти киностудию, но и сделать Татарстан одним из самых влиятельных кинематографических регионов в России.

Речь шла о создании на базе Казанской киностудии Приволжского института кино и телевидения под патронатом Казанского государственного университета культуры и искусств. А уже при нем, при этом институте, может существовать сама Казанская киностудия как производственное предприятие.

Михайлов, который, напомним, по совместительству является деканом факультета кино и телевидения КГУКИ, рассказывал нашему изданию: «Между киностудией и университетом культуры уже давно сложились партнерские отношения. Сотрудники киностудии преподают в университете, а лекции и практические занятия нередко проходят в помещениях студии. При этом киностудия практически уже не может содержать собственное здание, а Университет культуры очень нуждается в площадях для расширения учебного процесса. То есть налицо взаимная выгода».

Так и возникло решение: а что если передать Казанскую киностудию в управление университету культуры? Уникальность ситуации заключается в том, что и киностудия, и КГУКИ – это организации, напрямую подчиняющиеся министерству культуры Российской Федерации. То есть решение о передаче, по сути, может быть принято внутри одного министерства. Тем более удивительно, что здание киностудии до 1961 года принадлежало техникуму – оно по своему проекту изначально было заточено под учебный процесс.

Университет в результате мог бы получить здание площадью 3 тыс. кв. м плюс оснащение. К этому следует добавить успешный опыт существования факультета кино и ТV, укомплектованного штатом преподавателей, студенты которого уже отметились на международных кинофестивалях.

На такой базе действительно можно создать целый кинематографический институт федерального значения, который станет третьим в стране после ВГИКа и СПбГУКиТа, первым – среди всех региональных киношкол России. То, что этот вуз будет востребован, подтверждает нынешний высокий спрос на факультет кино и ТV КГУКИ: в этом году конкурс превысил 8 человек на место.

«Раз мы открыли факультет кино, для него необходима материальная база. В техническом смысле казанская киностудия находится в хорошем состоянии. Если сейчас ее продадут и снесут эти стены, то, конечно, можно будет построить еще одну автостоянку. Но лучше было бы оставить студию за нами. Главное, у нас ведь все шло благополучно, мы получили одобрение Рустама Минниханова, но смены в российском минкульте, конечно, не улучшили нашу ситуацию. А Михаил Михайлов прав, что спасает киностудию», - комментирует ситуацию первый проректор университета культуры Павел Терехов.

Но быть учебным полигоном – это еще не все. Казанская киностудия вела речь и о второй части проекта – о Казанском кинопроизводственном дисконт-центре, который в 2009 году был одобрен тогда еще премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым. Речь идет о киноцентре, предоставляющем услуги московским кинокомпаниям для съемок телесериалов.

«СТУДИЮ МОГУТ ЗАВАЛИТЬ ЗАКАЗАМИ»

Художественный руководитель ОАО «Казанская киностудия» Алексей Барыкин рассказывает, что в 2005 году он снял в Татарстане сериал «Любовь по заданию», который удостоился приза Восьмого евразийского телефорума. На этом же телефоруме с ним связались несколько руководителей крупных московских киностудий. Их предложение было заманчивым: если в Казани будет создана база для кинопроизводства, то они готовы обеспечить ее постоянным потоком заказов на производство телесериалов.

В подтверждение своих серьезных намерений они даже предлагали подписать договор о намерениях и лично участвовать в переговорах с инвесторами. Увлеченный этим проектом Барыкин начал вести переговоры об инвестициях с крупными татарстанскими компаниями. Эти переговоры уже дошли до стадии разработки бизнес-плана, но, к сожалению, проект был прерван наступлением финансового кризиса. В 2008 году Барыкин пришел на Казанскую киностудию и начал продвигать проект на новой базе – пока в 2009 году он не получил одобрения нынешнего президента РТ.

Но почему же Приволжский институт кино и телевидения до сих пор не создан? Почему не началась реализация кинопроизводственного дисконт-центра? Ведь оба проекта получили официальную поддержку Минниханова, а из его аппарата в минкульт России с просьбой сохранить нашу киностудию от татарстанского президента ушло письмо. И это при том, что оба проекта рентабельны, коммерчески выгодны и напрямую связаны с престижем Татарстана.

«Это не наш вопрос, студия и университет – структуры федеральные. Это они там между собой разобраться не могут», - лаконично ответил газете «БИЗНЕС Online» ведущий советник сектора кино минкульта РТ Владимир Николаев.

В федеральный минкульт редакцией также был отправлен запрос о будущем киностудии в Казани. На момент подготовки данного материала ответ получен не был.

Михайлов полагает, что все упирается в человеческий фактор. «Письма президента Татарстана о спасении Казанской киностудии застряли где-то в минкульте», - считает он. Где-то в недрах минкульта РТ покоятся письма с просьбой спасти студию и с реальными предложениями как не дать ей погибнуть. В минкульте России сменилось руководство, и сейчас вопросы кино курирует небезызвестный Иван Демидов в ранге заместителя министра. Он, правда, создал отдел, который будет заниматься вопросами кинематографа. Пока отдел еще не работает в полную силу.

«УНИВЕРСИТЕТ СТАНЕТ ПАЛОЧКОЙ-ВЫРУЧАЛОЧКОЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали ситуацию вокруг киностудии.

Рамиль Тухватуллин - актер, кинорежиссер:

- Присоединение к университету – это один из выходов из тупика. Я всем сердцем ратую за сохранение студии, одной из старейших в стране, где до сих пор есть люди редчайших профессий, на которые сейчас нигде уже не учат. Не знаю, как ее довели до такого состояния… Москва далеко, но наш-то минкульт, он о чем думает? Эта студия – она же наша гордость. Хорошо, если такой проект спасения студии удастся, университет может стать палочкой-выручалочкой.

Юрий Гвоздь - режиссер, кинооператор, заслуженный деятель культуры РФ:

- На сегодня присоединение студии к университету – это реальный шанс студию спасти. И это будет то сакральное место, где станут работать наши будущие кинематографисты. И затраты на этот проект, насколько я знаю, минимальны. Кстати, в студии есть большой спортивный зал – это, по сути, уже готовый павильон для съемок. Все рано или поздно проходит - и кризис, и Универсиада. И фильмы татарстанские понадобятся, и этот киноцентр будет востребован.

Роберт Копосов - кинокритик, сценарист, бывший главный редактор Казанской студии кинохроники:

- Любой проект хорош, чтобы спасти киностудию, которую хотят продать и вовсе уничтожить. Даже если это будет просто учебный центр для будущих кинематографистов, и с этим можно согласиться. Но студию надо спасать!

Справка

ОАО «Казанская киностудия» основано в 1961 году, в настоящее время на 100% контролируется территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан. По данным СПАРК, уставный капитал составляет 9,13 млн. рублей. Выручка студии за 2011 год составила 3,7 млн. рублей, чистый убыток – 2,03 млн. рублей, кредиторская задолженность – 7,54 млн. рублей.