Вчера цена золота на ожиданиях заявлений главы Европейского центробанка Марио Драги пробила отметку $1700 за тройскую унцию. На пресс-конференции глава ЕЦБ отметил, что выкуп облигаций периферийных стран ЕС будет стерилизован, то есть существенного увеличения ликвидности не будет. В результате стоимость «желтого металла» скорректировались с $1714 за тройскую унцию до $1695.

Заметим, что отметка в $1714 стала максимальной с 13 марта 2012 года, практически за полгода.

Ведущим драйвером стали ожидания заявлений по итогам заседания в Джексон Хоуле, и растущие надежды на новую волну смягчения от ФРС. Так, в завершении собрания представителей центробанков мира 31 августа глава ФРС Бен Бернанке очередной раз дал понять, что готов предоставить дополнительную ликвидность в случае ухудшения показателей экономики США. В итоге оптимизм у быков только прибавился, и котировки устремились к новым локальным максимумам: за день (31 августа) цена преодолела $46 – с $1646 за тр. унцию до $1692 за тр. унцию. А за последние три недели золото прибавило 6,9% ($109) - с $1590 за тр. унцию (на 15 августа) до 1699 за тр. унцию (4 сентября).

Интересно, что при этом золото пока торгуется существенно ниже исторического максимума на отметке $1920 за тр. унцию, принадлежащий сентябрю 2011 года. Но, надежды на свежие порции дешевых денег от центральных банков растут, и отдельные эксперты прогнозируют новые рекорды по золоту уже в этом году.

ЗОЛОТО РАСТЕТ В ПРОТИВОВЕС НЕФТИ

По мнению экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», цены на золото в ближайшее время будут расти, и к концу года могут составить $1750-1800 за тройскую унцию.

Михаил Хазин – президент группы «Неокон»:

- Полагаю, что цена на золото в ближайшее время будет расти. Скажу больше – цена на этот металл будет системно расти на протяжении многих лет, поскольку золото замещает доллар с позиции единой меры стоимости. Это единственный актив, который позволяет гарантированно сохранить сбережения на долгие сроки. Поэтому Центробанк его и скупает.

Наталья Лесина - начальник аналитического отдела ГК «АЛОР»:

- Наблюдаемый рост цен на золото связан преимущественно с сигналами с валютного рынка, где пара евро/доллар торгуется на высоких уровнях – 1,26. К тому же, сейчас высока неопределенность в отношении стимулирующих мер ФРС - заседание по этому поводу пройдет уже на следующей неделе. Соответственно, если ФРС все же пойдет на стимулирующие меры, то доллар ослабнет, а это не поспособствует росту спроса на него. Что касается евро, то долговые проблемы данного региона сейчас крайне остры, что также не поддерживает спрос на нее. В итоге защитным средством многие инвесторы выбрали золото. Спрос на него может удержаться вплоть до конца года, поскольку впереди не только заседание ФРС, но также и выборы в США, за которыми последует обсуждение задолженностей страны. Полагаю, что к концу года стоимость золота может составить более $1750 за тройскую унцию.

Олег Абелев - начальник аналитического отдела компании «Риком»:

- Золото обладает неким свойством, помогающим инвесторам ориентироваться. Когда инвесторы видят, что на рынке углеводородов нельзя заработать больших денег или же наблюдают, что риски неимоверно растут за определенный промежуток времени, они традиционно обращаются на рынок металлов. Это и происходит сейчас.

Мы видим, что доходность по американским десятилетним казначейским облигациям впервые за несколько месяцев начала расти, а не снижаться, а это говорит о снижении спроса на эти бумаги. Происходит это в связи с тем, что участники рынка понимают, что после президентских выборов вопрос об американском долге на алкоголь будет отодвигаться, а это так или иначе отразится на доходностях облигаций.

Что касается рынка нефти, то мы наблюдаем, что цена на нефть застряла на продолжительное время на уровне 114-115 долларов. Но все понимают, что эта цена включает в себя субъективную составляющую, поскольку ближневосточный фактор уже исчерпан – по крайней мере новых столкновений не появилось на карте. Да и сирийский фактор уже отыгран... Рост цен на нефть возможен в случае, если вокруг Ирана накалится ситуация. Вероятно, там начнут или возобновят какую-то операцию.

Пока же по большому счету участников рынка не устраивает та цена, на которой можно зарабатывать. Нефть уже давно находится в боковом, ярко выраженном диапазоне, и преодолеть это можно только на каких-то новостях, которых пока что нет.

Ситуация, когда доходность по облигациям и рынки нефти не демонстрируют нужные ликвидности тех объемов торгов, которые необходимы спекулянтам, приводит к тому, что они обращают внимание на рынок металла. Это всегда происходит и будет происходить.

Напомню, полгода назад была абсолютно противоположная ситуация: цена золота упала с 2 тыс. за унцию до почти 1,5 тыс.. В то же время цена на нефть росла – с 89 долларов до 115 за барель. Эти вещи обратно зависимые…

Если не будет каких-то политических проблем на Ближнем Востоке либо где-то еще, где находятся большие залежи нефти, то цены на нефть будут снижаться, а на металл расти.

На России рост цен на золото отразится косвенно. Прямым образом это только отразится на рынке нефти, и, конечно же, на котировках металлургических бумаг.

Александр Осин - главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

- Полагаю, что повышение цен на золото продолжится при поддержке реального спроса, обусловленного положительными темпами роста мировой экономики и покупок со стороны мировых Центральных банков, а также под влиянием сохраняющихся на относительно высоком уровне долгосрочных инфляционных ожиданий. В то же время, последние решения ЕЦБ и ФРС свидетельствуют о возможном сокращении на рынке ожиданий, связанных с ростом мировой денежной базы. Сдерживающим фактором цен на золото является проводимое в США регулирование рынка деривативов. А также ограничения, вводимые в США на процесс формирования позиций в секторе торговли сырьевыми фьючерсами, которые будут фактически замедлять для игроков возможности по наращиванию позиций. Ожидаю повышения цен на золото к концу этого года до значений около $1800 за унцию.

Для чего центробанки скупают золото? С одной стороны, драгметаллы служат надежным средством перекрытия валютных и инфляционных рисков. С другой стороны, поддержку им оказывает распространенная методика работы на рынках крупными игроками, когда они, покупая «качественные» низко доходные активы, хеджируют риски роста инфляции покупкой драгметаллов. Эта практика стала весьма активно применяться в последнее десятилетие мировыми центробанками. Но в определенный момент цены на драгметаллы и темпы их роста уже сами по себе провоцируют повышенные инфляционные ожидания и ухудшают, тем самым, прогнозы прироста мирового ВВП, ослабляя антикризисную политику регуляторов. Дальше следуют меры регулирования. В данном случае такой мерой в прошлом году было ужесточение условий торговли фьючерсами на драгметаллы, предложенное американской комиссией по товарным рынкам и биржам. Сказалось и определенное ужесточение денежной политики, завершение в последние месяцы практики количественного ослабления - то есть предоставление рынку значительных объемов денежной ликвидности со стороны ФРС, ЕЦБ, Банка Японии. Эти факторы во многом сохранят свою актуальность, и в ближайшие кварталы они будут сдерживать активность спроса на драгоценные металлы. Но параллельно в развивающихся странах начался цикл смягчения монетарной и бюджетной политики, цикл стимулирования инвестиций. В последние месяцы ЦБ Бразилии, КНР развивают цикл смягчения кредитной и денежной политики, в конце апреля банк РФ начал цикл активизации предоставления рынку денежной ликвидности. Резервный банк Индии снизил ключевую ставку РЕПО. Власти развитых стран проводят «точечную» политику, направленную на стимулирование спроса (она определяется, к примеру, американской «операцией твист»).

Мировая экономика замедлилась, но остается достаточно большое число отраслевых и региональных сегментов, сохраняющих благоприятные тенденции. Спрос на сырьевом сегменте, особенно в сфере АПК и натурального газа, усилился в середине года, что отражает стабильность сравнительно высоких инвестиционных и инфляционных ожиданий в мировой экономике. Решения последних мировых форумов демонстрируют, что в июне, возможно, произошло очень важное для создания устойчивого экономического спроса снижение среднесрочных политических рисков.

С точки зрения реального спроса на металл у крупнейших его импортеров надо отметить спад спроса в Индии. После бума покупок золота в Индии в прошлом году, когда страна, по данным Всемирного Совета Золота, World Gold Council, импортировала 753 тонны этого металла, для индийского рынка золота наступил циклический спад, и за первые семь месяцев этого года в страну было импортировано лишь 350 тонн золота. Активность импорта золота в КНР была заметно выше, импорт золота в КНР составил за первое полугодие 382,79 тонн, увеличившись на 64,95 тонн год к году. Тем не менее, полностью индийский спад спроса данный фактор не компенсировал. Центральные банки и МВФ, крупнейшие держатели активов золота в первом полугодии также наращивали позицию в золоте в первом полугодии сравнительно медленными темпами. К примеру, российский Центробанк нарастил реальную позицию в золоте, исчисляемую в унциях металла за первое полугодие этого года лишь на 1,5%, для сравнения за первое полугодие прошлого года и за весь прошлый год данный показатель увеличился на 7% и 13%.

Но крупнейшая мировая отраслевая исследовательская структура, World Gold Council, прогнозирует, что в этом году покупки золота мировыми ЦБ и МВФ превзойдут по объему прошлогоднее значение в 456 тонн. Эти прогнозы отражают преобладающее среди регуляторов ожидание ускорения прироста мирового ВВП во втором полугодии, а также вероятное влияние проводимого или планируемого ведущими странами денежно-кредитного и бюджетного стимулирования на спрос. Характерно, что Банк РФ в июле увеличил реальную позицию в золоте на 4%(м/м).

С точки зрения влияния на цены золота денежных факторов и динамики ожидаемой инфляции золото сейчас представляется недооцененным. Его цены уже начали получать поддержку на фоне ожиданий дополнительных мер монетарного стимулирования и кредитной поддержки мировых ЦБ во втором полугодии, планируемых и начатых, реализованных в июле и августе.

Рост цен на золото отражает позитивный для инвестиций тренд в мировой и российской экономике. Параллельно он поддерживает позитивные инфляционные тренды, но они на данный момент носят сравнительно сдержанный характер.

Рост цен на золото благоприятно отразится на мне, а точнее на моей работе, поскольку он отражает позитивный для инвестиций тренд в мировой и российской экономике.