«ПИЛИГРИМ» С «ВОЛГАРЕМ» НА БУКСИРЕ

В конце июля на МССЗ будет заложен теплоход созданного ЗПКБ проекта «Волгарь». Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил коммерческий директор завода Борис Новосельцев. Судно предназначается для самого ЗПКБ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора бюро по стратегическому развитию Сергей Решетов, грузопассажирский теплоход строится по программе перевооружения ЗПКБ и будет работать на васильевской экспериментальной базе - обслуживать испытания самоходных и радиоуправляемых моделей. Класс судна – «О», то есть оно подходит для плавания в водоемах типа Камского Устья. В ЗПКБ рассчитывают, что на платформе «Волгаря» будет создано семейство пассажирских теплоходов для больших рек. Оптимизм базируется на довольно успешном продвижении другого проекта бюро – 23020 «Пилигрим». Именно на его основе и был создан «Волгарь».

«Пилигрим» спроектирован специально для Москвы-реки по заказу частной «Столичной судоходной компании» (ССК) на 10 таких судов. Это однопалубный прогулочный теплоход класса «Р» (высота волны – до 1,2 м), с панорамной раздвижной стеклянной крышей. Длина - 29,9 м, ширина - 5,9 м, осадка - 0,7 м. Скорость - 15 км/час. Экипаж – 2 чел, пассажировместимость – 120 чел. Дальность плавания – 500 км.

Головное судно («Столичный») МССЗ презентовал 30 июня 2011 года. 23 марта нынешнего года на воду спустили «Столичный-2». 22 июня 2012-го завершено строительство модификации «Пилигрима» - теплохода «Усть-Сысольск». Он будет служить как паромная переправа в районе Сыктывкара, на реке Вычегда. Этот вариант рассчитан уже на 141 пассажира, имеет дополнительную теплоизоляцию, утолщенный ледовый пояс позволяет вести эксплуатацию в мелкобитом льду. Также в этому году со стапелей сошел «Светоч» - «Пилигрим» в варианте плавучего ресторана для Москвы-реки – его заказал один из столичных бизнесменов. Это первый в России плавучий ресторан, спроектированный именно как таковой.

«По сути, «Пилигрим» создавался для Москвы-реки, это судно класса «Р», и его использование достаточно ограничено, - разъяснил Решетов. - Но если будет вариант «Пилигрима» класса «О» (высота волны – до 2 метров,авт.), его распространение будет проходить быстрее. У нас есть контакты с Сыктывкаром, Архангельском, где как раз интересуются судами такого класса. Мы надеемся проектировать и другие «Волгари», с иным набором функций». Как заверяет Новосельцев, к этому проекту будет большой интерес, и уже есть официальное обращение от одного из предприятий, расположенных на озере Селигер с его очень сложными условиями судоходства – адаптировать под них «Волгаря». По словам коммерческого директора МССЗ, заинтересовать «Волгарем» удалось благодаря «Пилигриму»: «Это очень удачный, легко трансформируемый проект, предполагающий использование в различных вариантах. Привлекает всех достаточно бюджетная цена, оборудование, которое было выбрано проектировщиком и заказчиком, сроки строительства. «Пилигримы» мы уже стали делать за полгода, «Волгарь» будет строиться месяца на три дольше».

№104 СРЕДИ БОГАТЕЙШИХ БИЗНЕСМЕНОВ РОССИИ

По утверждает Новосельцев, серийный «Пилигрим» будет стоить 39 - 43 млн. рублей, «Волгарь» - около 60 млн. Как уточнил «БИЗНЕС Online» главный инженер ССК Андрей Афонин, «Столичный» обошелся его компании в 45 млн., «Столичный-2» - в 47 млн. Удорожание объясняется введением множества новшеств, подсказанных эксплуатацией головного судна. Деньги немалые, а потому особо интересен и вопрос финансового толчка проекта. Ведь не раз отмечалось, что старый флот ходит по рекам потому, что у судоходных, проектировочных и судостроительных компаний нет денег на создание и покупку судов. К тому же судовладельцы, как правило, говорят: сначала покажите реальный теплоход, а потом посмотрим. Показывать же нечего – денег на строительство нет. Порочный круг, словом.

По словам Новосельцева, «бремя разработки» «Пилигрима» легло на ССК и ЗПКБ, которое «в кратчайший срок сделала очень интересный, не имеющий аналогов в отечественном судостроении теплоход для туристических и пассажирских перевозок на пригородных и внутригородских линиях». Схема строительства предусматривает применение лизинга, лизингодателем выступает на 100% государственное ЗАО «Гознак-лизинг». «У ССК было заседание совета директоров, на котором решили строить «Пилигримы», - в общих чертах обрисовал ситуацию для «БИЗНЕС Online» главный конструктор ЗПКБ по гражданской тематике Вячеслав Емельянов. - С нами был подписан договор на проектирование серии из 10 пароходов. Это частные деньги». А далее у судна появились и другие заказчики: «Когда показываешь живой теплоход, меняется представление – судовладельцы начинают понимать, что покупают», - говорит Новосельцев.

Но Афонин не столь оптимистичен: «Да, банк дал нам деньги, но не знаю, как мы будем их отбивать, – очень дорогое удовольствие получается. Когда окупятся «Пилигримы» - сложный вопрос: они только первую навигацию работают, и выводы, в том числе, и о строительстве оставшихся восьми судов, будем делать по ее итогам». Афонин не исключил, что вместо них закажут суда поменьше (но тоже на базе «Пилигрима»), более подходящие для работы на Обводном канале Москвы. «45 и 47 миллионов, да еще с процентами, это очень много, лизинговая схема – очень дорогая, и не каждый на нее решится, - считает главный инженер ССК. - Мы понимаем, что флот надо обновлять, но для коммерсантов это очень накладно. При Советском Союзе было проще».

Но, как дал понять Афонин, в деле не обошлось без административного толчка - сверху была дана установка: «Надо». В общем-то, можно понять, если учесть, что руководство у всех трех компаний – ЗПКБ, МССЗ, ССК – на тот момент было общим. МССЗ и ЗПКБ входят в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), которой до 1 июля руководил Роман Троценко (он написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности, планирует сконцентрироваться на развитии собственного бизнеса, отметим; по версии Forbes, Троценко - №104 среди 200 самых богатых бизнесменов России). И он же владеет группой AEON (судостроение, речной транспорт, аэропорты, недвижимость), в которую входят и МССЗ, и ССК. Что ж, если это та самая «политическая воля» без которой, как говорят, невозможно запустить ни судо-, ни авиастроение, то почему бы и нет?

А ГДЕ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ УНИВЕРСИАДЫ?

Как говорит Емельянов, суда на платформе «Волгаря» могут найти хорошее применение и в Татарстане, но правительство республики перед конструкторами таких решений пока не ставило. «Мы много с нашими речниками работаем, я встречался с государственным советником Татарстана Минтимером Шаймиевым, докладывал о наших возможностях. Всем интересно, но никто не может найти деньги. Это удивительно», - недоумевает Емельянов.

Любопытная деталь выяснилась в разговоре с Новосельцевым. Оказывается, руководство МССЗ примерно год назад («еще до «Булгарии») писало обращение в правительство РТ (в числе еще нескольких судоходных регионов РФ) - предлагало рассмотреть возможность строительства пассажирских судов. «Пока нам ничего не ответили, - констатирует топ-менеджер МССЗ. - Я понимаю, что при наличии в Татарстане собственного завода… С другой стороны, у нас эти суда уже на потоке, и можно было бы построить несколько штук для той же Универсиады. Был бы неплохой проект, бюджетный. Мы бы успели. А по завершении крупных мероприятий такие теплоходы всегда найдут себе работу».

Об этом сегодня почему-то забывают, но среди предуниверсиадских мероприятий изначально заявлялась и подготовка водного транспорта РТ. В 2008 году на коллегии минтранса РТ говорилось, что на это понадобится примерно 1,3 млрд. рублей, упоминалось о приобретении 20 современных судов.

На коллегии минтранса этого года министр Ленар Сафин охарактеризовал положение на водном транспорте как «крайне сложное». Не на чем возить гостей Универсиады и туристов в возрождающиеся Булгар и Свияжск, констатировал Сафин. Он обратился к присутствовавшему на коллегии министру (сегодня уже – бывшему) транспорта РФ Игорю Левитину с просьбой разработать программу модернизации предприятий внутреннего водного транспорта. По задумке, федералы должны выделять регионам субсидии в размере 50% от стоимости речных судов, при условии софинансирования в объеме 50% из бюджета субъекта или средств инвестора. «Уже в текущем году можно начать строительство двух речных судов на зеленодольском заводе им. Горького (отметим, что предприятие от вхождения в ОСК всеми силами уклоняется; контролируется республиканским гигантом – ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»), а в 2013 году ввести их в эксплуатацию и использовать для обслуживания гостей Универсиады», - отметил глава минтранса РТ. С тех пор об универсиадском речном транспорте ничего не слышно. Отметим, что строящиеся сегодня серийно зеленодольским заводом им. Горького пассажирские теплоходы А45 и А145 стоят, соответственно, 150 и 270 млн. рублей.

Кстати, по словам Новосельцева, МССЗ планирует развернуть вокруг «Волгаря» рекламную кампанию.

Справка

Роман Троценко родился 12 сентября 1970 в Москве. В 1992 окончил экономический факультет института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова (специализация «Экономика Японии»), в 2001 - юридический факультет МГУ.
1987 - 1988 проходил стажировку в Йельском университете (США), Коимбрском университет (Португалия).
1989 - 1991 - коммерческий директор казахской республиканской телекомпании «Азия ТВ».
1989 - 1992 - председатель правления МССБ «Альбарак-Казахстан».
До 1993 - генеральный директор АО «Интермедбиржа».
1994 - генеральный директор АО «Стройлизинг».
1994 - 1996 - председатель правления КБ «Платинум банк».
1996 - 1998 - председатель правления ЗАО «Промышленное развитие».
1996 - возглавил совет директоров АО «Пассажирский порт», в 1997 - совет директоров ООО «Южной речной порт».
С 1999 - помощник министра в министерстве транспорта РФ.
2000 - 2002 - генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство».
2007 - создал AEON Corporation.
С октября 2009 по июнь 2012 гг. - президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).

(По данным газеты «Ведомости»)