IMG_0542.jpg
Дом Варвары Дружининой площадью 366 кв. метров имеет участок в 672 кв. метра и находится на ул. Зои Космодемьянской. Из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле его прозвали «чайным домиком»

СТАРТОВАЯ ЦЕНА НА ДОМ ДРУЖИНИНОЙ ВЫРОСЛА В 1,6 РАЗА

Сегодня в Казани в ходе торгов была решена судьба дома Варвары Дружининой. Один из немногих в Казани уникальных памятников деревянного зодчества, построенный в 1908 - 1911 годах, был выставлен на торги по стартовой цене в 3,5 млн. рублей. Сильно пострадавший от времени и вандалов дом площадью 366 кв. метров имеет участок в 672 кв. метров и находится на тихой улице Зои Космодемьянской.

Всего на торги заявились пять участников. На старте карточки подняли все, однако затем активно участвовали только трое торгующихся – цена поднималась по 176 тыс. рублей за раз и в итоге выросла до 5,8 млн. рублей.

Торги выиграл участник под номером один – девушка в красном платье торговалась активно, и в итоге она стала обладательницей исторической недвижимости. Как выяснилось после торгов, она представляла некое ООО «Рента». От комментариев представительница ООО «Рента» отказалась.

ЗАСТРОЙЩИК САМОЙ ДОРОГОЙ КВАРТИРЫ В КАЗАНИ ИНТЕРЕСА К ТОРГАМ НЕ ПРОЯВИЛ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», большой интерес к дому проявляла компания «Аврора» - застройщик 20-квартирной элитной шестиэтажки по соседству.

В ходе объезда казанских стройплощадок президентом РТ Рустамом Миннихановым реставрация дома Дружининой обсуждалась с ООО «Аврора» - застройщиком «Падишах плаза». Инвестор тогда дал согласие взяться за реставрацию дома Дружининой, и как сообщила пресс-служба президента РТ, Минниханов поручил мэрии в кратчайшие сроки оформить все необходимые документы для передачи памятника новому инвестору.

Более того, известно, что «Аврора» разрабатывала проект реконструкции, согласовывая его с минкультом РТ.

В «Падишах плаза» (ул. Бехтерева, 9) находится самая дорогая квартира в Казани: апартаменты площадью 436 кв. метров стоят 104,6 млн. рублей. Другие квартиры тоже не намного дешевле. Учредитель ООО «Аврора» Рустем Асханов также владеет ООО «Восток-Авто», ООО «ТиРа Инвест». Генеральный подрядчик - ООО «ПСК «Стройальянс» (владелец и генеральный директор – Андрей Харченко), субподрядчиком участвовавшее в отделке дворца единоборств «Ак Барс», строившее и отделывавшее крытый бассейн на улице Кул Гали, а также дома в деревне Универсиады.

460-3.jpg
На торги заявились пять участников, но активно участвовали только трое торгующихся – цена поднималась по 176 тыс. рублей за раз и в итоге выросла до 5,8 млн. рублей

Одним словом, инвестор серьезный. Однако от активного участия в аукционе представитель компании воздержался, подняв карточку только на стартовую цену объекта. Почему «Аврора» проявила такую пассивность на торгах – остается загадкой. Хотя источник «БИЗНЕС Online», близкий к мэрии Казани, не исключил, что на публике был сыгран спектакль, а за победителем в лице «Ренты» скрывалась «Аврора» (что развязывает ей руки с точки зрения закона, если будут какие-то проблемы в плане выполнения всех норм восстановления исторического объекта).

ЭТОТ ДОМ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПОД ОФИСЫ, ТАК И ПОД МУЗЕЙ

По мнению гендиректора «АС-Ком» Виктора Токарева, если покупатель выложил за дом такую цену, значит он просчитал варианты его использования.

- Если цена приобретения здания – результат торгов, то вопроса об адекватности цены даже стоять не должно, - пояснил Токарев. - За язык участников никто не тянул, значит, было желание, конкуренция. Поэтому цена формируется такой, какая есть, из соображений заинтересованной стороны. Покупатель, вероятно, имеет вид на здание и хочет его приобрести.

Кстати, в сумму 5,8 млн. рублей входит далеко не само здание, а потенциальные возможности этой площадки, территории. Насколько она удобна, публична, близка к транспорту. Иногда готовое здание в хорошем состоянии, например, наша компания не приобретет из-за неудобного месторасположения. А иногда можно за площадку, снесенное здание заплатить цену в 3 - 4 раза больше по причине потенциальных видов. Поэтому не нужно упираться только в цену. Покупатель, очевидно, уже просчитал в уме выгоду, которая поможет окупить потраченные деньги и получать постоянную прибыль.

Для использования дома – очень большой диапазон. Там могут быть офисы, музей. Если покупатель увлекается чем-либо, то может экспонировать в доме свою продукцию. Дом может стать и центром туризма для продажи путевок. Может быть небольшой производственный центр или торговля. Я бы не сказал, что заплаченная цена не такая уж и высокая. Важно, что мы можем получить потом, а не то, сколько заплатили сейчас.

ЕЩЕ НЕ ФАКТ, ЧТО ПОБЕДИТЕЛЬ ВЫКУПИТ ОБЪЕКТ

Согласно правилам аукциона, победителю предстоит заплатить окончательную цену через 10 дней. Однако, как пояснил зампредседателя комитета земельных и имущественных отношений исполкома Рафис Билялов, в практике аукционных торгов неоднократно случалось, что победитель отказывался от выкупа объекта.

«В случае отказа оплаченный участником задаток остается в городской казне, - сказал Билялов. – Они участвовали в торгах, предупреждены об обременениях – обеспечить сохранность и отреставрировать объект… Что до «Авроры», судя по торгам, они особо не торговались. Почему – не знаю…»

Прецеденты отказов уже были – есть они и по последним торгам на исторические здания. В частности, не внесли итоговую цену владельцы объектов на Тукая, 84 - 86. Теперь казанская казна решает, что делать с этими домами – вероятнее всего, они будут повторно выставлены на торги.

IMG_0549.jpg
Уникальный памятник деревянного зодчества, построенный в 1908 - 1911 годах, сильно пострадал от вандалов: выгорела кровля, утрачены резные элементы, окна выбиты...

По словам Билялова, 3,5 млн. рублей – это не та цена, по которой должен продаваться участок такой площади в центре города. Но цель исполкома – не заработать на собственниках, а максимально быстро восстановить объект.

Напомним, что курс на привлечение инвесторов к восстановлению казанской старины власти начали активно проводить в прошлом году. В результате из 12 зданий, которые выставлялись на торги, были проданы 8. С молотка ушли знаменитый дом Фукса, флигель Петонди-Лошкина и флигель Толстого, здание на Карла Маркса и бывшая типография «Миллят», дома купца Свешникова, Апанаева (на ул. Московской) и дом на ул. Марджани. В начале года состоялись торги еще по трем объектам.

Поначалу на торги заявлялись единицы, но затем инвесторы начали проявлять интерес, и в аукционном зале стали собираться десятки участников. В результате по итогам прошлого года казанская казна выручила за исторические развалины почти 63 млн. рублей.

«САМОЕ ВАЖНОЕ В ЭТОМ СЛУЧАЕ – СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКА»

Андрей Петров - архитектор, АСП «М-стар»:

- Дело даже не в том, за сколько продали домик и кто его купил, а важно то, чтобы продали этот участок с ГПЗУ на него с его строгим соблюдением. Самое главное – это назначение участка. Участок ведь может быть продан абсолютно свободно, а может с обязательствами, что гораздо важнее для города. То, что продали за такую сумму, – это хорошо, потому что у города нет сил на восстановление всех памятников архитектуры. Во всем мире такое восстановление также делается за счет частных инвесторов, но там четко устанавливаются законы и все требования.

Самое важное в этом случае – сохранение памятника. Как бы он ни был разрушен, пока это все-таки только разрушение, а не утрата, и его можно восстановить. Также надо знать условия продажи покупателю – с какими обременениями продан участок. Сегодня действуют рыночные условия, и теоретически 10 метров можно купить за 10 миллионов. У хозяина «Ренты» могут быть воспоминания к этому дому, и он может восстановить его как кусочек истории.

ДОМ МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ

По мнению известного главного архитектора проектов центра разработок генплана Казани Сергея Саначина, дом Дружининой необходимо буквально спасать.

IMG_0543.jpg
По оценке московского реставратора Бориса Лурье, дом подлежит реставрации. Однако на это может понадобиться не менее двух лет

- Дом находится в отвратительном состоянии… У меня было косвенное обращение к президенту по поводу этого дома – я осенью прошлого года давал интервью журналу «Вся недвижимость». Понятно, что очень многие здания нуждаются в срочном спасении в Казани, но есть некий эффект девальвации. Чем больше список таких нуждающихся объектов, тем больше возможность у некомпетентного начальника урезать его по собственному усмотрению.

Вот среди всего этого списка в любой момент могут погибнуть деревянные памятники: это усадьба Боратынских – последний представитель деревянного ампира, и дом Дружининой – последний представитель деревянного модерна начала XX века. Он построен по проекту архитектора Олешкевича... Министерство культуры в сборнике от 2006 года просто «похоронило» здание, но на самом деле оно еще стоит. Вот тогда еще я сказал, что, кроме президента РТ, спасти этот дом не может никто.

По дому Боратынского пошли сдвиги – он включен в программу «Мирас», а вот по дому Дружининой… Его же ведь просто так отдавали в 90-е годы союзу художников Татарстана. Но они отказались – понятно, почему, ведь вкладывать надо огромные средства. Рядом – богатые соседние инвесторы, и, думаю, можно было отдать этот дом «в нагрузку», но решили выставить на торги.

Справка

Дом Варвары Дружининой

1908 - 1911 гг. постройки - образец деревянного зодчества в стиле модерн на ул. Зои Космодемьянской. Площадь дома - 366 кв. метров, площадь участка - 672 кв. метра. Разрешенное использование: под незавершенный строительством жилой дом, на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.

Двухэтажный деревянный дом с балконами, когда-то богато украшенный резьбой, из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле казанцы прозвали «чайным домиком».

Сейчас дом находится в аварийном состоянии: с одного конца он горел - уничтожен участок кровли, утрачено большое количество резных элементов, окна выбиты, бревна пришли в ветхое состояние. Тем не менее, по оценкам известного в России московского реставратора Бориса Лурье (он известен в Татарстане своими работами по реставрации Троицкой церкви на острове Свияжск), дом подлежит реставрации. Однако на это может понадобиться не менее двух лет.