Здесь должно быть «Я прошел четыре цикла химиотерапии. Сейчас пятый цикл назначен на шестое ноября. Улучшений в самочувствии нет», — заявил в понедельник в зале суда Аглям Садретдинов «Я прошел четыре цикла химиотерапии. Сейчас пятый цикл назначен на 6 ноября. Улучшений в самочувствии нет», — заявил в понедельник в зале суда Аглям Садретдинов

Свой срок Садретдинов «мотает» в казанском СИЗО-1

Ходатайство от бывшего главы Буинска и экс-министра экологии РТ Агляма Садретдинова поступило в Вахитовский райсуд еще в сентябре этого года. В феврале 2022 года суд признал его виновным в подстрекательстве к убийству помощника депутата Госдумы Рашида Садыкова. По версии следствия, к которой прислушался суд, Садыкова расстреляли участники ОПГ «27-й квартал» еще в 2003 году — и две обоймы патронов в него всадили по заказу Садретдинова, которому Садыков якобы мешал постоянным жалобами.

Садретдинову дали 8 лет колонии, но оттуда он попросился на свободу в связи с появлением у него злокачественных новообразований — они якобы входят в список заболеваний, препятствующих отбытию наказания.

Темные тучи вокруг личности Садретдинова начали появляться еще в 2009 году. Тогда его заподозрили в причастности к убийству буинского бизнесмена Садыкова в 2003 году. Как станет ясно далее, его заказали членам ОПГ «Квартала»: Динару Галимжанову, Виталию Токинову. За это дело заказчик заплатил 180 тыс. рублей.

В 2009 году Токинов сдался правоохранителям и написал повинную. Тогда он рассказал о причастности к убийству бизнесмена Маскуда Назмиева. Новая фигура в уголовном деле получила 4,5 года за подстрекательство, а после вывела следствие на Садретдинова — как в итоге решил суд, главным заказчиком был именно он.

В интервью тех лет для «БИЗНЕС Online» тогда еще министр экологии РТ рассказал, что таким образом Назмиев пытался его очернить. Это была якобы месть за годы работы главой Буинского района.

За отсутствием состава преступления задержанного тогда Садретдинова отпустили, однако через 10 лет следственный комитет снова вспомнил о нем. После длительных разбирательств в 2022 году экс-министра и бывшего главу Буинска посадили на 8 лет в колонию строгого режима. Закончить тюремную жизнь и выйти на свободу Садретдинов должен только к 79 годам.

16 октября в Вахитовском суде прошло заседание, где рассматривался вопрос о признании болезни осужденного причиной для освобождения его от наказания. С самого начала было неясно, станет ли участвовать в рассмотрении сам Садретдинов. Адвокат осужденного Равиль Туктаров говорил, что ему об этом ничего не известно. Точно так же отвечал Айрат Зарипов, заместитель начальника СИЗО-1, там, на улице Япеева, сейчас отбывает срок осужденный. Вместе с Зариповым в качестве эксперта появился приглашенный начальник медицинской части следственного изолятора Руслан Хафизов.

Садретдинов все же появился: перед этим сотрудники ФСИН осмотрели зал и «аквариум» на наличие запрещенных предметов. В зал экс-министра привели двое оперативников и усадили в камеру.

После появления судьи Алмаза Мухаметшина и доставки осужденного адвокат попросил всех подождать в коридоре, пока он не переговорит со своим подзащитным.

Адвокат Садретдинова: «Из текста заключения видно, что онкологическое заболевание прогрессирует, в настоящее время полыхает. Как следует из объемов раковых клеток, которые…» Адвокат Садретдинова: «Из текста заключения видно, что онкологическое заболевание прогрессирует, в настоящее время полыхает. Как следует из объемов раковых клеток, которые…»

Адвокат: «Онкологическое заболевание прогрессирует, полыхает…»

Выступить и рассказать о заболевании Садретдинов попросил своего адвоката. На заседании осужденный попросил обращаться к судье с места, т. к. находиться в положении стоя ему не позволяло состояние здоровья.

Как стало ясно из слов Туктарова, диагноз «онкология» осужденному поставила комиссия уголовно-судебной системы ФСИН: «Установлено, что Аглям Киямович страдает рядом заболеваний, в том числе онкологическим заболеванием, которое называется „мышечная неврома“, в стадии 3Б. По заключению комиссии, нуждается в постоянном уходе, специализированном лечении в учреждениях онкологического профиля. По состоянию здоровья он не может содержаться в исправительных учреждениях», — заявил адвокат.

Также защитник Садретдинова хотел добавить о развитии истории болезни: «Из текста заключения видно, что онкологическое заболевание прогрессирует, в настоящее время полыхает. Как следует из объемов раковых клеток, которые…» Но тут его прервал судья, объяснивший, что ознакомлен с материалом.

Таким же образом Мухаметшин поступил с подготовленной речью представителя СИЗО-1 Зарипова — тот хотел зачитать характеристику осужденного Садретдинова. Как стало известно со слов самого экс-министра экологии РТ, до приговора он работал советником в некой строительной компании. По нашей информации, в материалах дела фирма называется НПО «Строительная керамика», однако, по данным «Контур.Фокуса», оно прекратило свою деятельность еще в феврале 2023 года.

Внезапно заговорил разнервничавшийся Садретдинов. Он захотел рассказать судье о том, как сейчас проходит его лечение от онкологии: «Я четыре цикла химиотерапии прошел. Сейчас пятый цикл назначен на 6 ноября. Улучшений в самочувствии нет».

Прокурор Саитов в ответ на заявления адвоката и осужденного усомнился в полноте предоставленных доказательств, необходимых для установки заболевания как препятствующего к отбываемому наказанию. Он сослался на текст постановления правительства РФ, где сказано, что для подтверждения онкологии диагноз должен быть подкреплен морфологическим исследованием опухоли или метастатического очага. Этого в материалах уголовного дела судья и прокурор совместно с адвокатом найти не смогли.

Экс-глава Буинска: «Мое содержание под стражей является пыткой, бесчеловечным обращением!»

В ответ на замечание прокурора Садретдинов пустился в объяснения о своем диагнозе. По его словам, у него болезнь крови, лейкоз — соответственно, опухоли быть не может. Исходя из этого, дополняет осужденный, врачебная комиссия могла установить онкологию только посредством анализа крови. «Когда я заходил, 14 было, а сейчас 38. Другого не может быть», — объяснял он судье изменения состава крови по неким градиентам.

А вот начальник медсанчасти сразу предупредил, что он не онколог и единственное, что он может, — объяснить заключение комиссии ФСИН. Минуту выступления эксперта судья сократил в одно предложение: «Взяли пункцию мозга, исследовали ее и говорят, что она поражена раком. Так?»

Эти объяснения для судьи и представителя прокуратуры, видимо, оказались не совсем достаточными. Было удовлетворено прошение о доставке на допрос членов и председателя врачебной комиссии — это три человека, некие Анисимов, Набиев и Усманова. В связи с этим судья объявил о перерыве, который продлится до 23 октября.