Саида Мухаметзянова: «Какая тут может быть личная жизнь? Нужно было думать, как закончить колледж, как закончить КФУ, потом еще параллельно с этим вести концертную деятельность, работать в филармонии и заниматься творчеством. Это очень тяжело, всему свое время» Саида Мухаметзянова: «Какая тут может быть личная жизнь? Нужно было думать, как окончить колледж, КФУ, потом еще параллельно с этим вести концертную деятельность, работать в филармонии и заниматься творчеством. Это очень тяжело, всему свое время» Фото: Евгений Жура

«Певец может украсить ее своими мелизмами, тембром, но основную мелодию оставив для будущих поколений»

— Саида, важная новость для артиста — этим летом у вас вышел дебютный альбом. Как можно обрисовать его концепцию?

— Альбом мы назвали именем песни, которая полюбилась множеству слушателей. В этом альбоме я хотела показать истинную красоту татарской народной песни, поэтому мы использовали минимальное количество современных электронных средств, чтобы сохранить аутентичность и перенести восприятие слушателя в эпоху этих песен. В качестве аккомпаниатора мы пригласили прекрасного музыканта, хорошо чувствующего музыку былых времен, заслуженного артиста Татарстана  Рината Валеева. Идея и концепция альбома, а также воплощение ее в звуке легли на плечи моего хорошего друга — звукорежиссера и композитора Искандера Мустафина, с которым мы уже несколько лет подряд вместе ставим цели и движемся к их воплощению в жизнь.

Моя учительница Венера Хасановна Гараева (народная артистка ТАССР, многолетний главный хормейстер Госансамбля песни и танца РТ — прим. ред.) всегда напоминала, что народные песни испокон веков передавались из уст в уста и главной задачей исполнителя является сохранение той формы, которую нам оставили наши предки. Певец может украсить ее своими мелизмами, тембром, но основную мелодию оставив для будущих поколений в таком виде, как пели наши прадеды, бабушки и дедушки.

Хочу добавить, что для большей наглядности на каждую песню мы сняли видеоклип в старинном стиле и народных костюмах, что, как мы думаем, поможет зрителям глубже окунуться в эпоху зарождения этих прекрасных песен. Наши клипы будут транслироваться на телеканале ТНВ, а желающие посмотреть их отдельно, в свободное время, смогут найти эти клипы на моем YouTube-канале. Любителей послушать в наушниках ждет сюрприз: специально ко Дню Республики Татарстан мы приурочили релиз нашего альбома на всех музыкальных площадках, который состоится 29 августа 2023 года.

— Название альбома — «Су буйлап», именно с нее началась ваша всероссийская известность еще в юном возрасте.

— Конечно, с нее все началось. Альбом я решила посвятить памяти моей дорогой учительницы Венеры Хасановны Гараевой, она была моим путеводителем в народном творчестве. Именно она научила меня самым редко исполняемым песням, с которыми я познакомлю вас в будущем.

— Еще одна важная новость: вы анонсировали появление собственной студии. У вас теперь есть команда, которая будет помогать записываться музыкантам? Может, стоит ждать нового лейбла «Саида» наподобие лейбла «Элвин Грей»?

— Насчет лейбла пока не могу ничего сказать, у меня еще много своих творческих планов, которые мы с Искандером-абыем намереваемся воплотить и вообще продолжать сотрудничество в течение нашей жизни. Мы с ним хорошо спелись! (Смеется.)

Также я очень охотно работаю и с другими композиторами. Творчество Луизы Батыр-Булгари сыграло большую роль в моем становлении. Музыка этого, не побоюсь сказать, гениального композитора наполнена красотой, гармонией и любовью к нашей Родине, что очень созвучно с моим мировоззрением. Музыка Рушаны Брандангер — нашей соотечественницы, живущей в Норвегии, автора песен «Яратам» и «Су анасы», — наполнена природной силой и красотой норвежских фьордов, ее музыка эхом откликается в моем сердце. Радмир Шайхутдинов — молодой композитор — пишет очень красивые песни. В общем, мы всегда открыты к сотрудничеству.

— И все-таки вернемся к студии. Другие артисты тоже могут записываться на ней?

— Конечно. Я буду рада видеть коллег и наших друзей у нас в гостях. Первооткрывателями нашей студии были солисты проекта «Yзгәреш җиле».

Если считать студию звукозаписи сердцем нашего комплекса, в котором мы творим, то самая большая часть — это зал со сценой на 60–80 посадочных мест с прекрасной акустикой, современным оборудованием, как звуковым, так и световым. Наши песни как продукт нашего творчества не будут иметь смысла, пока не будут услышаны и оценены зрителем. Наш зал создан именно для этого. Хотя он многофункционален. Здесь можно проводить творческие вечера, съемки, репетиции, лекции, мастер-классы, медитации, коучинги, квартирники, которые все больше набирают популярность в нашей жизни.

Также есть вокальный класс. Я получаю много обращений в соцсетях с просьбой от родителей отдать своего ребенка на занятия вокалом. Вообще, такие планы у меня есть, я в принципе люблю детей и заниматься с ними, но это, скорее всего, в будущем. Сейчас все-таки хочу заниматься творчеством, у меня довольно много планов, о которых не хотела бы сейчас рассказывать, потому что это секрет. Возможно, когда-нибудь возьму несколько учеников для продолжения наследия, которые передадут мои знания и народную песню будущим поколениям. Пока же вокальный класс мы будем сдавать в аренду.


«Недавно я получила дипломы, дальше все будет идти по намеченному творческому плану»

—  Вы сегодня солистка Казанской городской филармонии. Что дает этот статус — постоянную работу и зарплату? В этом качестве какие у вас обязанности перед городской филармонией? И расскажите о спектакле «Зәңгәр шәл», где вы сыграли главную роль.

— Главное, что мне дает работа в городской филармонии, — это огромный опыт. Опыт взаимодействия с людьми, работы в прекрасном коллективе, постоянное обучение чему-то новому у своих более старших товарищей. Я очень благодарна городской филармонии и лично Чулпан Ринатовне (Чулпан Закирова — художественный руководитель Казанской городской филармонии — прим. ред.) за предоставленную возможность сыграть главную роль в спектакле «Зәңгәр шәл». В образе Майсары я будто бы проваливаюсь в прошлое и погружаюсь в совершенно новый для меня мир, с иными нравами и ценностями. Для непрофессиональной актрисы это был бесценный опыт и огромная ответственность перед коллективом и зрителем.

— Для непрофессиональной драматической актрисы.

— Да, но в жизни мы с Майсарой немного даже похожи, поэтому играть ее было не так сложно, потому что некоторые ее качества свойственны и мне. У нас была премьера в театре имени Камала в прошлом году 16 ноября, потом уже прошли гастроли по городам и районам. Спектакль пользуется большой популярностью, всегда были аншлаги.

— А в плане сольной карьеры есть какие-то четкие планы, помимо вышедшего альбома? Вы иногда даете сольные концерты — то в Петербурге, то на Tat Cult Fest, но хотелось бы, чтобы это происходило на постоянной основе. Чтобы висели афиши по городу — Саида в «Пирамиде» или «УНИКСе». Когда этого ждать?

— Хороший вопрос. В Санкт-Петербурге провела концерт, а здесь еще нет… Я надеюсь, концерты будут, Алла бирса, и в «Пирамиде», и в «УНИКСе». Вопрос приоритетов. До этого у меня была главная цель успешно завершить учебу в двух учебных заведениях, тем более очно. Если готовиться к сольному концерту, то нужно готовиться минимум за полгода, максимум за год, чтобы поставить хороший качественный концерт. Чтобы не было скучно, чтобы не было типично — просто вышел, спел песню и ушел. Недавно я получила дипломы, дальше все будет идти по намеченному творческому плану. Буду творить!

— Сами будете писать песни?

— Отвечу веселой цитатой: «В этом мире все быть может. Только то не может быть, что, быть может, быть не может. Остальное может быть». Предела совершенству нет!

— Вы окончили музыкальный колледж имени Аухадеева, что дальше — консерватория?

— Помимо музыкального колледжа, я окончила и факультет востоковедения Института международных отношений КФУ, у меня два красных диплома. Диплом бакалавриата есть, но мой папа говорит, что четыре года бакалавриата — это базовые знания, нужно еще два года магистратуры, чтобы получить полное образование. И меня можно поздравить — на днях я поступила в магистратуру КФУ по направлению «история искусств тюрко-мусульманского мира», два моих базовых образования соединились в одном направлении.

— Совмещать магистратуру и консерваторию не получится?

— Консерватория готовит в основном специалистов академического пения. У меня другой профиль. Я не вижу смысла тратить еще пять лет.

«Я, конечно, ничего не ожидала, просто выставила пост с моим субъективным мнением, где описала вещи, которые, на мой взгляд, не должны происходить на мероприятиях подобного рода. Мне начали звонить, высказывать недовольство. В общем, нервы потрепали изрядно, я даже заплакала»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я была права и останусь при своем мнении»

— Еще был один инфоповод, связанный с певицей Саидой Мухаметзяновой. Вы ожидали такого резонанса на свой пост с критикой организаторов женского ифтара в этом году?

— На самом деле, когда писала этот пост, я, конечно, ничего не ожидала, просто выставила пост с моим субъективным мнением, где описала вещи, которые, на мой взгляд, не должны происходить на мероприятиях подобного рода. Не ожидала, что это произведет такой резонанс. Организаторы со мной после этого не связывались, некоторые отписались от меня. Мне начали звонить, высказывать недовольство. В общем, нервы потрепали изрядно, я даже заплакала.

Но поддержка большого количества моих подписчиков, в том числе артистов, верующих и влиятельных людей и моих друзей, не дала мне впасть в отчаяние. Я была права и останусь при своем мнении.

— Мы обратили внимание на твое выступление на открытии памятника Сююмбике в Касимове. Не примеряла ли ты на себя образ царицы? Вообще, кажется, что тебя очень любят в ДУМ РФ Равиля Гайнутдина, часто приглашают на свои мероприятия.

— Часто приглашают? Я бы не сказала, что часто. У нас идет сотрудничество с Луизой апа Батыр-Булгари (кстати у нее этот год юбилейный, и на днях ей исполнится 70 лет), и мы с ней выставили клип, снятый на кантату «Сөембикә», состоящую из двух частей, где рассказывается о роли Сююмбике в истории нашего народа. Этот клип также был показан на ТНВ, его тоже можно посмотреть на моем YouTube-канале. Я не царица, к сожалению или к счастью (смеется). Судьба вершителей мира зачастую очень печальна. Но ее образ я все же примерила как раз на открытии памятника и в видеоклипе «Сөембикә».


«Ну какая тут может быть личная жизнь?»

— Что вообще думаешь о культурной жизни Татарстана, есть какие-то позитивные изменения? Кажется, несмотря на все усилия, продвигать национальную музыкальную культуру по-прежнему сложно.

— Да, сложно, моя цель, в принципе, довольно-таки четкая и ясная, я как раз за то, чтобы продвигать национальную культуру не только в пределах Татарстана, но и в России, и в мире. Есть некоторые артисты и проекты, которые работают в этом направлении, и дай бог, чтобы у кого-то это получилось. О такой цели я в прошлом интервью «БИЗНЕС Online» говорила и маленькими шажками буду идти к ней.

Саида Мухаметзянова: «Муж – арабский шейх? Он же не разрешит петь!»

— Вот пример. Все были в таком восторге от публичного исполнения оперы Миляуши Хайруллиной «Кави – Сарвар», но после единственного показа с ГАСО РТ тишина. А оперу Жиганова «Джалиль» показывают в театре имени Джалиля раз в год, да и то призывникам.

— Есть такое, я не знаю, почему оно происходит. Сама, к сожалению, не была на премьере оперы Миляуши Хайруллиной, но мои соцсети были заполнены восторженными откликами: «Вау, наконец-то появилось что-то еще, помимо „Алтынчач“, оперы „Джалиль“, что-то национальное, сделанное современным композитором». Так как я не была тогда в ГБКЗ имени Сайдашева, то хотела бы сходить, посмотреть, но ни слуху ни духу. Не знаю, почему дальше не ставят, я думаю, имело бы успех, если эту оперу поставить площадке театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Сделали бы реквизиты, оформление, организовали бы на качественном уровне…

Почему не ставят сейчас на сцене оперного театра национальные произведения? Повторю, у меня нет какого-то однозначного ответа, потому что это должно поддерживаться не только такими активистами, как Миляуша Хайруллина, творческими людьми, которых она смогла собрать в команду, а должно поддерживаться на уровне государства. Вот мы видим спорт, там есть серьезная поддержка, это хорошо, но надо и культуру поддерживать.

— Вас поддерживает государство? Вы часто выступаете на каких-то официальных мероприятиях. Нет опасений так к этому привыкнуть и стать «паркетной певицей», представляющей татарскую культуру исключительно на приемах для сильных мира сего?

— Нет таких опасений. Да, меня приглашают и на официальные приемы тоже, но это не мешает мне претворять в жизнь свои проекты, то есть одно другому не мешает, потому что на самом деле выступление на официальных приемах для певца — это честь. На них ты представляешь уже не себя, а республику.


— Какие собственные проекты сейчас в работе?

— У нас готовится макет книги первого тома «100 татарских народных песен» с нотами и словами, хочется воплотить эту идею, потому что, когда заходишь в книжный магазин, очень тяжело найти ноты. Раньше мне было проще, потому что у меня был студенческий билет и я могла приходить в библиотеку моего музыкального колледжа, но, так как я его окончила, мой читательский билет отобрали, и теперь я не могу туда попасть. Могу, но только по договоренности, мне нужно предупредить учителей, что я приду. Студенткой было легче в этом плане, я там столько книг перефоткала с татарскими народными песнями, но в общем доступе их как будто бы и нет.

Мне часто пишут из других регионов, просят ноты, например, той же «Су буйлап». Вроде бы такая популярная песня, а ноты не могут найти. Поэтому мы и хотим выпустить сборник из 100 популярных, народных, татарских песен. Это будет первый том книги с последующим изданием продолжения. В идеале хорошо было бы перевести все татарские песни в электронный формат, у нас это уже делается в колледже, даже есть сайт с этой оцифровкой. О доступности пока не знаю, но процесс идет, и это радует. Надеюсь, что когда-нибудь туда сможет зайти любой желающий, чтобы начать изучать.

Кроме этого, в наших планах вместе с Луизой-апой Батыр-Булгари создавать мюзиклы для детей из дошкольных заведений и школ Татарстана как на русском языке, так и на татарском.

— Что в личной жизни? Вроде как в 22 года девушка из традиционной татарской семьи, тем более такая красавица, должна уже быть замужем.

— Как я не люблю такие вопросы. У меня все-таки была учеба в двух заведениях, насыщенная студенческими заботами жизнь. Ну какая тут может быть личная жизнь? Нужно было думать, как окончить колледж, КФУ, потом еще параллельно с этим вести концертную деятельность, работать в филармонии и заниматься творчеством. Это очень тяжело, всему свое время. Хочу сделать максимально все, чтобы будущие поколения знали татарский язык, культуру, музыку, слушали и любили народные песни, чтобы татарскую песню знали во всем мире.

Я не ставлю целью ее популяризовать. Моя цель — довести ее до совершенства, чтобы ее хотели петь, чтобы к этому совершенству стремились. Тогда это будет лучшей популяризацией нашей самобытной культуры и необычайной красоты песен.