Евгений Кубышкин: «Сейчас в основном хотят, чтобы их ребенок пел или танцевал. Им кажется, что это самое простое — не надо покупать инструмент, подолгу заниматься дома и легче добиться успеха» Евгений Кубышкин: «Сейчас в основном хотят, чтобы их ребенок пел или танцевал. Им кажется, что это самое простое — не надо покупать инструмент, подолгу заниматься дома и легче добиться успеха» Фото: Андрей Титов

«Меня даже не видно было за баяном»

«Я ни о чем не жалею. Помню, сколько было пролито слез, но я благодарен маме за то, что она не забрала меня из школы», — говорит баянист Евгений Кубышкин, мечтавший в детстве стать военным. Сначала судьба привела его в детскую музыкально-хоровую школу, затем в Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова, а в 25 лет он вернулся в свою альма-матер, став самым молодым руководителем образовательного учреждения в городе.

Сегодня у педагога с более чем 20-летним стажем ученики являются лауреатами международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. А сам он говорит, что может взяться за ребенка четырех лет и научить его играть на баяне.

— Евгений, есть стереотип, что музыкальная школа — это место, куда дети чаще приходят по желанию родителей, обучаются без особого энтузиазма, а после выпуска мало кто идет дальше по творческой стезе. Так ли это или что-то изменилось?

— Иногда амбиции родителей идут впереди интересов ребенка. «Я когда-то хотел стать известным певцом/пианистом/баянистом, но у меня не получилось, а у тебя обязательно получится», — говорят они. И это самое страшное. Ребенок плачет, говорит, что не хочет, а родитель ему: «Нет, ты хочешь». Они не понимают, что есть сложные музыкальные инструменты и необходимо определенное время для получения результата.

Есть родители, нацеленные на результат на начальном этапе обучения. Сейчас в основном хотят, чтобы их ребенок пел или танцевал. Им кажется, что это самое простое — не надо покупать инструмент, подолгу заниматься дома и легче добиться успеха. В каком-то смысле соглашусь, так как за полгода научить играть на скрипке невозможно, в то время как можно научить издавать элементарные вокальные звуки и выпустить на сцену. Но во многом результат зависит от желания и терпения родителей, так как они должны поддерживать и стимулировать ребенка. Если они привели в школу и забыли — это конец. Я к себе в класс такого ребенка не возьму точно.

«Во многом результат зависит от желания и терпения родителей, так как они должны поддерживать и стимулировать ребенка»Фото предоставлено Евгением Кубышкиным

— А как начинался ваш путь в музыке?

— Мой путь к музыке начался больше 35 лет назад, когда меня в пятилетнем возрасте привели в музыкальную школу, в которой сейчас являюсь руководителем. Я был очень маленького роста, поэтому мне рекомендовали учиться играть на блок-флейте. Это сейчас есть возможность подобрать баян по росту, а в мое время такого не было. Но, поскольку отец играл на баяне, меня записали в класс баяна. Сначала меня даже не видно было за инструментом, а когда учился на нем играть, то дома катал его по полу. Мой первый педагог Наталья Анатольевна Протасова с раннего детства привила мне любовь к музыке, ее уроки были как театральное представление. Так получилось, что после консерватории в 25 лет меня назначили директором музыкальной школы. В этом году учебному заведению исполнилось 40 лет, как и мне.

— То есть ваш концерт 8 декабря будет своего рода юбилейным бенефисом?

— Концерт будет проведен непосредственно по линии моей жизни. Если я впервые на большую сцену вышел в 6 лет, то хочу вывести на публику своего ученика этого же возраста Аскара Закирова, который уже успел завоевать 50 первых мест на различных конкурсах. Будет петь капелла мальчиков и юношей (в детстве я тоже был солистом капеллы мальчиков, которой руководил Владимир Павлович Ульянов), капелла девочек, ожидается яркое выступление ансамбля ложкарей и гармониста Умара Бикбаева (на счету более 150 первых мест), который является стипендиатом фонда «Новые имена» Дениса Мацуева и мэра Казани Ильсура Метшина.

Также будут выступать мои коллеги — заслуженные артисты РТ, лауреаты международных и всероссийских конкурсов Наиль Сагдиев, Азат Хамидуллин, солист Государственного оркестра народных инструментов РТ Айдар Валиев, гармонист-виртуоз Святослав Шершуков, певица Марина Карпова и другие. Я очень горд тем, что на сцену выйдут мои преподаватели — педагог Казанского музыкального колледжа заслуженный работник культуры РТ Ринат Галявеев и профессор Казанской консерватории Александр Протасов.

Концерт будет не классической музыки, исполним известные русские и татарские народные песни, популярную музыку для баяна. Например, ученик школы Азат Вакказов исполнит песню из репертуара Филюса Кагирова с одновременным нахождением на сцене 150 артистов. Представьте, он поет, капелла поет, ложкари стучат, звучит оркестр народных инструментов «Казан нуры» под руководством народного артиста РТ Расима Ильясова, играют пять гармонистов. Уверен, праздник состоится! Очень хотелось бы увидеть на творческом вечере всех коллег, представителей Министерства культуры, управления культуры, Исполкома Казани.

«Успех ребенка зависит от трех составляющих — хороший педагог, заинтересованность родителей и желание самого ребенка. Ничего не выйдет даже при сильном педагоге в отсутствии двух других элементов цепочки» «Успех ребенка зависит от трех составляющих — хороший педагог, заинтересованность родителей и желание самого ребенка. Ничего не выйдет даже при сильном педагоге в отсутствие двух других элементов цепочки» Фото предоставлено Евгением Кубышкиным

«У нас небольшая школа, всего 200 детей»

— Просто талантливый ребенок не может стать музыкантом?

— Успех ребенка зависит от трех составляющих — хороший педагог, заинтересованность родителей и желание самого ребенка. Ничего не выйдет даже при сильном педагоге в отсутствие двух других элементов цепочки. Еще есть шанс, когда этого хотят родители и есть сильный педагог. Но если у ребенка имеются все данные, но у родителей нет планов по его продвижению по музыкальной карьере, то все бесполезно. Потому что зачастую они воспринимают музыкальную школу как некий кружок, куда приводят чадо, чтобы тот без дела не болтался. Обычно от таких детей толку не бывает.

Вы же понимаете, нужно вкладываться в конкурсы, фестивали, даже на уровне оргвзносов и костюмов. Добиться успеха без каких-либо вложений невозможно. Это дорогое удовольствие, на каждого ребенка нужно 50–100 тысяч рублей в год. Бессмысленно играть дома на кухне, если, кроме соседей, никто не слышит.

— Много ли в вашей школе талантов, которые могут стать звездами?

— У нас небольшая школа, всего 200 детей. Но могу точно сказать, что 20 процентов из них действительно сильные и талантливые — они стипендиаты мэра Казани, лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Мы также гордимся такими выпускниками, как Алексей Тихомиров (оперный бас, солист театров «Новая опера» и «Геликон-опера»), Айрат Кашаев (дирижер Большого театра), Руслан Замилов (директор оркестра Центра современной музыки имени Губайдулиной) и другими.

«У нас очень много направлений подготовки — домбра, гитара, балалайка, татарский хор, ансамбль ложкарей и многое другое»

Исчезнет ли баянист как профессия?

— Действительно ли по сравнению с советским периодом уровень подготовки музыкантов снизился?

— Да, это так. Поэтому мы стараемся идти в ногу со временем, пришлось поменять и программу, и подход к детям. Например, произведения, которые играл я, давать современным детям не можем, поскольку это уже неинтересно, не востребовано. У нас очень много направлений подготовки — домра, гитара, балалайка, татарский хор, ансамбль ложкарей и многое другое. В этом году даже открыли класс саксофона и хореографии. В целом идей очень много, площадей только не хватает. Помещений меньше, чем мыслей в голове. Школе давно нужно отдельное здание, поскольку находимся на базе общеобразовательной школы и в распоряжении всего 11 кабинетов.

«Есть ребята, которые целенаправленно приходят с идеей стать профессиональными музыкантами, поэтому поступают в колледжи и консерватории»

— Куда идут дальше ваши выпускники?

— Есть ребята, которые целенаправленно приходят с идеей стать профессиональными музыкантами, поэтому поступают в колледжи и консерватории. Среди них бывают и те, кто, дойдя до подросткового возраста, когда программа усложняется, отказываются учиться дальше. Бывает, что идут за красивой картинкой, которую увидели в интернете. Но дети не всегда понимают, что за этим стоит большой трудный путь, некоторые не доходят его до конца. Есть и суперодаренные, которые могут стать звездами, но родители говорят, что им этого не надо, и таких случаев достаточно много.

Кто-то выбирает совершенно другую профессию, поскольку понимает, что больших денег не заработает. Как-то встретил своего выпускника. «Работаю на тракторе, денег больше платят», — говорит он. В Казани не так много музыкальных коллективов. Учиться играть на скрипке в надежде попасть в ГАСО РТ к Сладковскому — безумие. Поэтому всегда нужно держать в голове, что зарабатывать придется педагогом в музыкальной школе. И, когда узнают, что будут получать 20–30 тысяч рублей, желание работать по профессии испаряется. Саксофонист и пианист еще могут подрабатывать, играя в ресторанах, а баянисту это труднее. Раньше можно было на юбилеях выступать, сейчас это редкость, если только людям возраста 60+ не понадобится баян на мероприятии.

— Вам не обидно?

— Знаете, если в России будет ровно столько известных музыкантов, сколько учится в музыкальных школах, многие будут сидеть без работы. Получается, до успеха доходят самые стойкие и профессиональные.