Накануне стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла рекордного показателя — 55 720 рублей за тонну Накануне стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла рекордного показателя — 55 720 рублей за тонну Фото: «БИЗНЕС Online»

Биржевые цены топлива в России обновляют рекорды

Стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла рекордного показателя — 55 720 рублей за тонну. Бензин Аи-95 также торгуется близко к рекорду, который был установлен в июле 2020 года — 59 602 рубля. По итогам торгов понедельника цена Аи-95 на бирже составила 59 207 рублей за тонну. Цена дизельного топлива (51 879 рублей) находится у своих максимальных значений, исторический рекорд зафиксировали в июне 2021 года — 52 686 рублей за тонну.

При этом минэнерго фиксирует повышенные объемы производства и поставок топлива на внутренний рынок. «Ежесуточные отгрузки по бензинам на внутренний рынок с начала июля находятся на уровнях в 55,9 тысячи тонн по АИ-92 и 42,7 тысячи тонн по бензину АИ-95, что превышает уровень аналогичного периода 2019 года, — цитирует „Коммерсантъ“ пресс-службу министерства. — Что касается биржи, то на ней также не наблюдается дефицита товара, часть топлив остается невостребованной — ежедневно с начала июля через биржу проходило 31,2 тысячи тонн бензинов, что на 2,5 процента больше, чем в аналогичный период 2019 года».

Розница уже устремилась вслед за оптом. По данным Татарстанстата, 5 июля в Казани 95-й бензин стоил 47,88 рубля за литр, 92-й — 44,46, дизель — 48,09 рубля за литр. Однако на стелах ТАИФа сегодня ценники наблюдаются другие — 95-й стоит уже 48,25 рубля, 92-й — 44,70, а ДТ — 48,60. Чуть дешевле — на 5–10 копеек — топливо у «Татнефти». На других АЗС цены примерно те же.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал сегодня на одной из АЗС Татнефть. По словам женщины-оператора, цены поднялись вчера. «Все виды бензина примерно на 50 копеек поднялись» Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал сегодня на одной из АЗС «Татнефти». По словам женщины-оператора, цены поднялись вчера. «Все виды бензина примерно на 50 копеек повысились» Фото: Александр Гавриленко

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал сегодня на одной из АЗС «Татнефти». По словам женщины-оператора, цены поднялись вчера. «Все виды бензина примерно на 50 копеек повысились», — заметила она. Покупателям это удовольствия не доставило. 

— Конечно, мы этому не рады, — глядя на чек, досадливо пожимает плечами Гузель. — Вот, уже 1 446 рублей за 30 литров. А было 1 360 рублей. Но ограничивать себя в потреблении бензина мы не будем.

— Дети учатся, мы также работаем, всех надо возить, всех встречать, — тяжело вздыхает собеседница.

ТАИФ-НК по данным операторов поднял цены еще 9 июля. Водителям при виде новых цен становится «тяжело» ТАИФ-НК, по данным операторов, поднял цены еще 9 июля. Водителям при виде новых цен становится «тяжело» Фото: Александр Гавриленко

ТАИФ-НК, по данным операторов, поднял цены еще 9 июля. Водителям при виде новых цен становится «тяжело».

— Не все могут позволить себе покупать бензин при таком росте цен, — говорит водитель Юрий. — Цены поднимаются на все, люди уже не знают, откуда брать деньги. Людям не хватает зарплаты, им приходится себя в чем-то ущемлять. Им необходимо ездить на работу, тратить такие деньги на бензин и, что самое главное, начинать экономить на детях, оставлять их без сладкого, без подарков. Так нельзя.

«Цены поднимаются на все, люди уже не знают, откуда брать деньги. Людям не хватает зарплаты, им приходится себя в чем-то ущемлять. Им приходится ездить на работу, тратить такие деньги на бензин и, что самое главное — начинать экономить на детях, оставлять их без сладкого, без подарков. Так нельзя» «Цены поднимаются на все, люди уже не знают, откуда брать деньги. Людям не хватает зарплаты, им приходится себя в чем-то ущемлять. Им необходимо ездить на работу, тратить такие деньги на бензин и, что самое главное, начинать экономить на детях, оставлять их без сладкого, без подарков. Так нельзя» Фото: Александр Гавриленко

«Если розничные цены окажутся под угрозой, правительство может запретить экспорт»

По мнению аналитиков, основной фактор, который сейчас разогревает топливный рынок, — рост мировых цен на нефть. С начала года они увеличились более чем на 40%. Главной причиной этого стало восстановление экономики после локдаунов и, как следствие, рост спроса на топливо. «Основной механизм сдерживания роста цен на топливо — демпфер», — напоминает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман. По условиям демпфера бюджет компенсирует нефтекомпаниям часть разницы между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней стоимостью, которая остается постоянной и не привязана к динамике оптовых цен. Если цены внутри России выше экспортных, уже нефтяники доплачивают в бюджет.

«Но демпфер компенсирует лишь 68 процентов разницы между внутренней и экспортной стоимостью топлива, в связи с чем существенный рост внешних цен все равно может давить на внутренние, — говорит Кауфман. — Правительство на данный момент имеет конкретную цель — не допустить роста цен на бензин выше уровня инфляции. Пока что данная цель выполняется. Если розничные цены окажутся под угрозой, вероятно, что правительство примет дополнительные меры, среди которых могут оказаться запрет на экспорт бензина, очередной рост нормативов продажи топлива на бирже, а также еще одна корректировка демпферного механизма».

«Мы сейчас наблюдаем с вами инфляционный шок, — говорит аналитик „Алор-брокер“ Алексей Антонов. — Помимо бензина видим подорожание практически всех сырьевых активов. Этот тренд мировой, и Россию он не обошел. Почему не работает ручное регулирование, которое ввели два года назад, когда была подобная ситуация? Просто пока регулирование не успевает за стремительным взлетом цен на нефть и бензин. Сейчас отпускные цены на бензин станут стабилизироваться, и мы не увидим двузначного роста стоимости бензина и дизельного топлива. Будут работать с поставщиками, увеличивать предложение, чтобы не создавать дефицит».

Повышение стоимости топлива накручивает общую инфляцию всех товаров, заметил аналитик. «Действия, в том числе и Центрального банка, направлены на стабилизацию роста цен. Безусловно, если данный момент не решить, то все прогнозы по инфляции в этом году можно выбрасывать в корзину. Эта проблема очень серьезная, я думаю, что ее сейчас оперативно будут решать», — подчеркнул Антонов.

«Еще до вчерашних рекордов был постоянный рост цен на 130 рублей за тонну. Теперь независимые АЗС точно будут вынуждены поднять стоимость топлива. А винки будут держать, дать команду — как скажут поднять, тогда поднимут. У них запас прочности большой» «Еще до вчерашних рекордов шел постоянный рост цен на 130 рублей за тонну. Теперь независимые АЗС точно будут вынуждены повысить стоимость топлива. А винки станут держать, ждать команду — как скажут увеличить, тогда поднимут. У них запас прочности большой» Фото: Александр Гавриленко

«По состоянию на 13 июля цена бензина АИ-92 составила 55,6 тысячи рублей за тонну, при этом индекс экспортной альтернативы составил 73,7 тысячи рублей на тонну, — рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ директор ООО „Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора“ (ООО „НААНС-МЕДИА“) Тамара Сафонова. — Нефтеперерабатывающие предприятия закупают нефтяное сырье по мировым ценам за минусом таможенной пошлины, а продают топливо на внутреннем рынке по цене ниже мировой на 18,1 тысячи рублей. При сложившейся конъюнктуре маржинальность НПЗ, реализующих топливо на внутреннем рынке, сложно вывести в положительную зону. Поэтому цены на бензин корректируются в сторону роста вслед за мировыми».

Владелец ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов уверен, рост цен на оптовой бирже продолжит конвертироваться в розничное подорожание. «Еще до вчерашних рекордов шел постоянный рост цен на 130 рублей за тонну, — говорит он. — Теперь независимые АЗС точно будут вынуждены повысить стоимость топлива. А винки станут держать, ждать команду — как скажут увеличить, тогда поднимут. У них запас прочности большой».

По словам Автономова, наценка на топливо уже давно не устраивает АЗС. Розничные сети вертикально интегрированных компаний терпят «огромные убытки», говорит он и добавляет: «А мы тем более». «Надо было сделать как в Узбекистане — ввести госрегулирование цен на заводах, и все были бы довольны, и было бы все понятно, — рассуждает собеседник издания. — Продукты выросли, морковь уже 90 рублей стоит, а бензин такой же товар, только на него более пристальное внимание обращают».