Мэр Казани Ильсур Метшин на совещании с директорами школ поручил сохранить все плюсы дистанционного образования и транслировать их на будущий учебный год. Сегодня посредством дистанционных технологий стабильно занимаются 93% казанских школьников, для 7% обучение организовано в смешанной форме. Потребность в ноутбуках или компьютерах сохраняется еще для 2 670 учащихся 1−8-х классов. Директора в числе плюсов отметили организацию обучения в одну смену и потенциал к переходу в будущем на пятидневку.

При этом более 78% опрошенных учащихся положительно оценивают организацию онлайн-обучения, сообщает пресс-служба мэрии Казани.

«Мы пригласили обсудить дистанционное обучение директоров школ, которые не просто являются руководителями образовательных учреждений, но и сами преподают, — сказал градоначальник, открывая совещание. — Вы знакомы с этой работой не понаслышке, сами сталкиваетесь со всеми проблемами и поэтому знаете о ситуации изнутри».

Обучение в дистанционном режиме школьники Казани начали с 6 апреля, напомнил начальник управления образования Ирек Ризванов. Он ознакомил участников совещания с результатами опроса, который был запущен 14 апреля для совершенствования процесса дистанционного обучения.

«Опрос был разработан совместно с ситуативно-аналитическим центром Казанского федерального университета. К разработке подключились также коллеги из Университета 20.35 и социологи Высшей школы экономики и КФУ, — пояснил чиновник. — Это анкета для учителей, учащихся и их родителей, которая не занимает у респондента больше 5 минут, а нам позволяет увидеть полные данные о том, как проходит „дистант“».

За первые сутки в опросе приняли участие почти 40 тыс. человек, из них 2 728 учителей, 10 тыс. учащихся и 26 тыс. родителей. А на сегодняшний день на вопросы ответили 916 учащихся младших классов, 7 211 — среднего школьного звена, 2 266 старшеклассников.

«Такой формат обучения для многих школьников является новым, поэтому мы задали им вопрос, удовлетворены ли они организацией образовательного процесса в ситуации дистанционного обучения», — сказал начальник управления образования. По его словам, на этот вопрос 29,8% учащихся ответили «Однозначно да», еще 48,4% — «Скорее да», 17,7% — «Скорее нет», лишь 4,1% респондентов — «Однозначно нет».

«Мы попросили поделиться мнением от дистанционного обучения и родителей. И, честно говоря, были готовы встретить негатив, но результаты показали, что более 55 процентов опрошенных оценивают „дистант“ очень хорошо, — рассказал он. — На вопрос, легко ли вашим детям учиться в таком формате, большинство родителей поставили средний балл».

«Результаты опроса показывают, что в целом система дистанционного обучения налажена и работает, — прокомментировал Метшин. — Когда мы только начинали организовывать дистанционное обучение, многие родители жаловались на это, но, к счастью, ситуация меняется».

Опрос педагогов показал, что 42,4% испытывают сложности во взаимодействии с учащимися. У 39% опрошенных учителей такой формат работы вызывает стресс, а на избыток работы с отчетностью пожаловались 18% преподавателей, добавил Ризванов.

Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться при переходе на дистанционное обучение, — отсутствие гаджетов у отдельных категорий школьников. На начало дистанционного обучения в технике нуждались порядка 7,2 тыс. учеников Казани, сообщил чиновник. Уже в первую неделю это число сократилось до 3 755 школьников за счет того, что родители либо приобрели технику, либо одолжили у знакомых.

Еще 691 планшет выдали ученикам по инициативе президента РТ, 47 гаджетов передали школьникам от Казанского федерального университета. По словам Ризванова, это позволило обеспечить всех учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов из малоимущих семей гаджетами. Кроме того, 700 гаджетов выдано учреждениями образования.

Еще 155 ноутбуков и компьютеров передали ученикам благодаря благотворительной акции, в ходе которой техникой со школьниками, оказавшимися в трудной ситуации, делились жители города. Всего детям из малообеспеченных семей удалось передать 1 593 гаджета.

«Потребность на сегодня сохраняется — в ноутбуках или компьютерах нуждаются 2 670 учащихся 1−8-х классов», — сказал начальник управления образования. Он отметил, что пока эти школьники общаются с учителями по телефону и занимаются по распечаткам с электронных носителей. «По последним данным, посредством дистанционных технологий стабильно занимаются 93 процента казанских школьников, для 7 процентов обучение организовано в смешанной форме», — сообщил Ризванов.

Мэр Казани поручил усилить работу по обеспечению школьников техникой для онлайн-обучения.

Многие родители отмечают, что учебный процесс «сжался» и изменилась загруженность детей, отметил Метшин. «Раньше у меня ребенок уезжал в 8 утра, приезжал в 4 часа дня. А сейчас он в обед уже свободен. Так во всех школах? Какова в среднем загрузка учителей, старшеклассников, младших классов?» — спросил он.

Руководители учебных заведений пояснили, что нагрузка распределяется в целом, как и раньше, с сокращением длительности уроков до получаса.

«В целом загруженность зависит от возрастной группы, потому что в начальной школе уроки короткие, по 15−20 минут. Но обычно всем школьникам ставят в день 5−6 уроков, длительность одного занятия не превышает 30 минут», — сказал директор школы №165 Айдар Шамсутдинов.

Его поддержала директор школы №25 Елена Глухарева. Она сообщила, что в 25-й школе уроки также длятся в среднем по 30 минут, а перерывы — по 10. У старшеклассников в день в расписании примерно по 6 уроков, добавила директор.

Мэр поблагодарил педагогов за работу и призвал сохранить весь позитивный опыт от нового формата деятельности. «Учителя справились с лавинообразной ситуацией за одну неделю. Они десятилетиями, веками преподавали предметы у доски в классах — и вдруг более 100 тысяч детей нужно обучать в режиме онлайн, — сказал Метшин. — Но сегодня мы видим, что дистанционное обучение работает, к нему адаптируются школьники, учителя, родители. Есть и сложности, но постепенно мы их преодолеваем».