ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ID НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ И ОПЫТЫ ЭББИНГАУЗА

Человеческий мозг — удивительное изобретение природы. За последние 40 тыс. лет эволюции в нашем мозгу сформировалась neocortex, или новая кора. Подумать только, этот слой нейронов (нервных клеток) составляет всего лишь 2 - 3 мм, но именно он определяет наш ID: мышление, интеллект, память, то, что мы называем сознанием или личностью.

Важным свойством нашего головного мозга является память, то есть способность сохранять, хранить и воспроизводить информацию. Примечательно, что эту психическую функцию начали изучать относительно недавно. В ХIХ веке немецкий ученый Герман Эббингауз проводил эксперименты на себе, запоминая разные несвязанные по смыслу слова, а потом пытаясь их воспроизвести. Оказалось, что с течением времени количество заученных слов уменьшалось до 20%, что привело Эббингауза к выводу о том, что память бывает кратковременная и долговременная. 

Итак, наша память может быть кратковременной и долговременной, и существуют способы перевода наших воспоминаний из одной памяти в другую — это называется  научным термином «консолидация памяти».

ДЕНЬ СУРКА ГЕНРИ МОЛИСОНА, ГИППОКАМП И ГОЛЛИВУДСКОЕ КИНО

В истории изучения памяти есть один интересный клинический случай. Человека звали Генри Молисон, родился он 26 февраля 1926 года в США, но в историю вошел под псевдонимом «пациент Г.М.». Генри в детстве получил серьезную травму головы, упав с велосипеда, после чего у него развилась эпилепсия, приступы которой не давали ему спокойно жить и учиться в школе. Нейрохирург Уильям Сковвил предпринял хирургическое лечение, удалив часть гиппокампа и повредив энториальную кору и миндалевидное тело (части мозга), что помогло вылечить эпилепсию, но привело к сильной антероградной амнезии у Генри, то есть он не помнил события, которые с ним происходили, утратив долговременную память. При этом интеллект и личность были сохранны, Генри мог запоминать простые моторные навыки и помнил кое-что о своей прошлой жизни. Он не мог удерживать в памяти события больше нескольких минут, решал один и тот же кроссворд по нескольку раз, перечитывал одну и ту же книгу или пересматривал один и тот же фильм много раз. Весь мир открывался ему заново каждый день, и это был его «день сурка». Примечательно, что Генри прожил долгую жизнь и умер в возрасте 82 лет. Его случай хорошо послужил науке и показал роль гиппокампа (отдел головного мозга) в консолидации памяти, то есть переводе кратковременной памяти в долговременную.

В голливудском кинематографе, кстати, подобные случаи нашли свое отражение во многих коммерчески успешных фильмах. Мне вспоминается, например, одна голливудская романтическая комедия «50 первых поцелуев», где главная героиня, обаятельная блондинка Люси (Дрю Бэрримор), страдает подобным же расстройством долговременной памяти вследствие автомобильной аварии и каждый день проживает с чистого листа. По сюжету в нее влюбляется сердцеед и ловелас Генри Рот (Адам Сэндлер), который вынужден ежедневно заново знакомиться с Люси и делать все, чтобы ей понравиться. Весьма забавно.

У НАС В ГОЛОВЕ НАКОПИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ В МИЛЛИОН ГИГАБАЙТ

Головной мозг — это суперкомпьютер, который потребляет 20% всей энергии нашего тела, но при этом его мощность составляет всего 8 ватт, что сравнимо с  обычной лампочкой дневного света. Ошеломляет скорость и количество операций в секунду. «Технические характеристики» головного мозга превосходят все суперкомпьютеры, созданные человеком.

В головном мозге насчитывают около 100 млрд нервных клеток — нейронов, которые взаимодействуют друг с другом с помощью синапсов и нейромедиаторов (химических веществ), то есть работа мозга — это сложный электрохимический процесс.

Формирование памяти в коре можно представить в виде образования нейрональных сетей клеток-нейронов, объединенных между собой синапстическими контактами (синапсами). Чем больше контактов имеет нервная клетка, тем больше информации она может хранить. Кроме того, формирование «памяти» — это сложный процесс синтеза белка в самой клетке-нейроне, в реализации которого участвуют специальные гены памяти. В настоящий момент известно, что в работе головного мозга задействовано более 80% всех генов нашего организма! Кстати, ученые-нейрофизиологи приблизительно подсчитали объем нашего жесткого диска — он составил около 1 миллиона гигабайт!

Повторение изученного материала и запоминание приводит к образованию новых связей между нервными клетками, к активации генов памяти и синтезу белковых молекул в нейронах, а процесс забывания выглядит как разрушение этих связей. Другими словами, у нашей памяти есть свойство форматироваться и удалять то, что не нужно.

ПИСАТЬ ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПОЛЕЗНО

Когда я был студентом медицинской академии, у меня сформировалась полезная привычка писать шпаргалки, которыми, однако, я никогда не пользовался на самом экзамене. Но сам процесс написания информации давал мне возможность лучше запомнить материал и его структурировать.Таким образом я задействовал сенсорную память. В настоящий момент память классифицируют на сенсорную (зрительную, моторную, обонятельную, болевую, звуковую, вкусовую),  пространственную, эмоциональную и словесно-логическую.

«У МЕНЯ СКЛЕРОЗ, НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ!»

В народе говорят: «У меня склероз, ничего не помню!» Однако расстройство памяти в медицине называют амнезией. «Склероз» — это скорее процесс «обызвествления» сосудов, например, в головном мозге при атеросклерозе, что может приводить к нарушению кровотока и снижению памяти.

Что может приводить к амнезии? Некоторые неврологические заболевания (рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера), травмы головы, сотрясение и ушибы головного мозга могут стать причиной снижения памяти.

Также при депрессии снижается количество нейромедиатора серотонина, что приводит к нарушению передачи импульса от нервных клеток и ухудшает память.

Ухудшение памяти и уменьшение объема головного мозга с возрастом — это естественный физиологический процесс. Однако активная умственная деятельность на протяжении жизни тормозит процесс старения мозга. Люди умственного труда имеют больше шансов остаться в здравом уме и памяти в старости.

При хроническом стрессе в организме накапливается избыток гормона стресса кортизола, что приводит  к гибели нейронов и ухудшению памяти. Научно доказано, что кратковременный стресс и выброс кортизола способствует консолидации воспоминаний, а вот длительный стресс, наоборот, приводит к деградации гиппокампа и амнезии.

Также к нарушению памяти приводят дефицит сна и нарушение биологических ритмов (см. мои статьи про сон и биологические ритмы), интоксикации (например алкоголь и курение), нахождение в душном плохо проветриваемом помещении, а также хронические заболевания шейного отдела позвоночника. 

ЧТО УЛУЧШАЕТ НАШУ ПАМЯТЬ

Нашу память улучшает регулярная умеренная физическая нагрузка, при которой увеличивается выработка некоторых нейромедиаторов (ГАМК). Ученые из Калифорнийского университета выявили, что достаточно 20 минут тренировки в день, чтобы улучшить память.

Способствуют улучшению памяти здоровый сон и следование биологическим ритмам. Во время сна головной мозг анализирует полученную в течение дня информацию, сортирует и удаляет ненужное.

Продукты питания, богатые глюкозой, серотонином, аминокислотами, омегой-3, могут существенно влиять на нашу память: орехи, морская капуста, льняное масло, шоколад, мед, кофе.

Улучшают память и некоторые биологические активные вещества, содержащиеся в растительном сырье, например в листьях гинкго билоба. Фармакологи давно заметили этот эффект и используют его в производстве лекарств — ноотропов.

Чтобы лучше запоминать, важно усвоить мнемонические правила: частое повторение материала, эмоциональный окрас информации, ассоциации, а также личный интерес. В школе не должно быть скучно!

ОСТЕОПАТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ПАМЯТИ

Хронические заболевания шейного отдела позвоночника могут сопровождаться ухудшением питания головного мозга — за счет сдавливания позвоночной артерии спазмированными мышцами или костными образованиями. Кроме снижения памяти, пациентов могут беспокоить боль в шее и голове, мигрень, головокружение, «мелькание мушек» перед глазами, нарушение сна, панические атаки.  В таких случаях рекомендую обратиться к врачу-остеопату, пройти соответствующее обследование и лечение.

ЛАЙФХАКИ ПО ЗАПОМИНАНИЮ ОТ ДОКТОРА ИВАНОВА:

1. Распределите повторение материала по времени: повторите сразу, через 15 минут, через 8 часов и через сутки. Полезно повторить материал перед сном и утром на свежую голову.

2. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами. К тексту обращаться через две-три минуты, если вспомнить материал не удалось.

3. Если информация нужна для долговременной памяти, повторять материал следует по происшествии нескольких дней, недель и так далее.

4. В запоминании задействуйте как можно больше органов чувств (пишите, проговаривайте, рисуйте картинки и схемы).

РЕЗЮМЕ

1. Память — это способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию, что важно в обучении.

2. Память — это продукт деятельности головного мозга, сложный электрохимический процесс, с образованием новых контактов между нейронами, активацией генов памяти в ядре нервной клетки и синтезом белковых молекул.

3. Память бывает кратковременной и долговременной, а еще сенситивной, пространственной, словесно-логической, и ее можно тренировать и улучшать на протяжении всей жизни.

4. Память может страдать при заболеваниях головного мозга, травмах головы, депрессии, хроническом стрессе, интоксикации, дефиците сна и отдыха, остеохондрозе позвоночника.

5. Память может ухудшаться с возрастом.

6. Улучшают память постоянная умственная деятельность, сон, физическая активность, некоторые продукты питания и фитопрепараты.

7. Остеопатия может быть эффективна при некоторых нарушениях памяти.

Будьте здоровы!  

Александр Иванов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции