С МЕСТА — В КАРЬЕР

Команда «КАМАЗ-Мастер» стала 14-кратным победителем Дакара, а Эдуард Николаев повторил свой успех 2013 года. Вторым в общем зачете стал еще один российский экипаж во главе с Дмитрием Сотниковым. Впрочем, победы камазовцев уже не удивляют. А вот то, что на первое место в зачете квадроциклов взобрался еще один россиянин — Сергей Карякин, — воистину воодушевляют.

Но обо всем по порядку. Вторая половина «Дакара-2017» в Ла Пасе началась 9 января. Этому предшествовал день отдыха, который был, конечно, условным, так как львиную долю времени механики трудились над автомобилями. Тем не менее команда «КАМАЗ-Мастер» нашла часок и на развлечение — спортсмены устроили флешмоб Mannequin Challenge. Соответствующие видео было опубликовано на канале коллектива на YouTube.

Однако после этого пришлось вернуться к гонке. А она возобновилась, что называется, с места в карьер, то есть с марафонского 7-го этапа. Это когда гонщики на бивуаке после первого дня остаются без механиков. Соответственно, обслуживанием и ремонтом автомобилей экипажам приходится заниматься самостоятельно. Но спортсменам из команды «КАМАЗ-Мастер» повезло, этап они прошли без технических проблем. Что же касается самой гонки, то скоростной спецучасток сокращали аж дважды, до 141 километра. Причина все та же — проливные дожди. Быстрее всего дистанцию преодолел камазовец Сотников. Впрочем, этап был слишком коротким, чтобы это дало челнинцу значительное преимущество перед соперниками. Вообще, результаты этапа оказались очень плотными — отставание 10-го места от 1-го составило менее 10 минут, так что говорить об отсутствии интриги не приходится.

Лидерство же в генеральной классификации на тот момент удерживал голландец Жерар де Рой на Iveco. А следом за ним шли три представителя команды «КАМАЗ-Мастер» — Сотников, Николаев и Айрат Мардеев, уступающие сопернику 2, 6 и 20 минут соответственно. «Боевая техничка» Антона Шибалова находилась на 8-м месте. Голландец, кстати, проявил завидную психологическую устойчивость. Сразу после финиша на вопрос пресс-атташе российского коллектива Эрика Хайруллина, как он выдерживает давление камазовцев, лидер ответил, что вполне уверенно себя чувствует. Но при этом пророчески оговорился, что расслабляться рано...

Восьмой этап (Уюни — Сальта) — и снова сокращение из-за непогоды. От 492 км скоростного спецучастка организаторы оставили грузовикам лишь 171. К удивлению многих, первым на этапе финишировал Мартин ван ден Брик на капотнике Renault Sherpa. Впрочем, это никак не повлияло на его позицию в тотале. Напомним, что уже на третьем этапе у гонщика были серьезные проблемы с двигателем, и его отставание от лидеров составляет целых 13 часов. Пришедший четвертым Сотников после 8-го этапа возглавил генеральную классификацию. Николаев встал сразу за ним. К слову, сразу после того как экипаж остановился, у машины взорвалось правое заднее колесо — на горном участке покрышки сильно нагрелись. К счастью, случилось это уже по завершении этапа. А лидировавший де Рой откатился на третье место с отставанием 2 минуты 20 секунд. На его машине перед третьей контрольной точкой пробило колесо, на замене голландец потерял около 7 минут. К сожалению, неприятности возникли и у челнинца Мардеева. На выходе из русла высохшей реки машина провалилась в мягкий и мокрый песок. Лишь с помощью экипажа Шибалова грузовик с огромным трудом удалось вытащить.

ДЕСЯТЫЙ ЭТАП — ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ

Девятый этап ралли был отменен организаторами. Причиной на этот раз стал сход оползня, который, в свою очередь, был вызван штормовыми дождями и ветрами. Участники гонки переехали напрямую в город Чилесито, где 12 января стартовал 10-й этап ралли-рейда. И он оказался определяющим для «Дакара-2017». Этап организаторы назвали триальным: он изобиловал пересохшими руслами рек, колючим кустарником, извилистыми дорогами, ущельями и обрывами. Плюс еще 50-градусная жара. Экипажам Николаева и Сотникова пришлось на дистанции менять пробитые колеса. К счастью, на итоговом времени это не сказалось. А вот с другой сложностью этапа — решением навигационных задач — наши ребята справились блестяще, не заплутав на трассе. Чего нельзя сказать о главном конкуренте россиян — голландце де Рое. Он-то как раз запутался в поисках контрольных точек. В итоге финишировал лишь 7-м, проиграв Николаеву более 23 минут (в тотале +24.17). Вторым этап завершил Сотников, третьим — Мардеев.

«Сегодня начался настоящий «Дакар». Первая часть — триал, интересный и насыщенный спецучасток, то, что мы встречаем на „Шелковом пути“ и на этапах чемпионата России, и раньше этого было много на „Дакаре“. Мы старались ехать быстро и не сломать автомобиль», — сказал Николаев после финиша. «Этап очень рабочий, настоящий марафонский, давно не было таких каменистых этапов, — вторит партнеру по команде Сотников. — Мы старались ехать быстро, но в то же время беречь колеса. Столкнулись с непростой навигацией, машины просто кружили в разные стороны в некоторых каньонах. Мы разобрались достаточно быстро, не так много времени потеряли, выехали правильно в двух сложных местах».

11-й и 12-й этапй ралли Николаев и Сотников преодолели также без проблем, увеличив преимущество над де Роем до 41 минуты. Голландец в итоге в генеральной классификации стал третьим. Мардеев занял 5-е место, Шибалов — 19-е.

СЫН НАИЛЯ МАГАНОВА — ТРЕТИЙ

Надо заметить, что день 9 января вообще на «Дакаре» получился российским. Как мы уже отмечали, в зачете грузовиков победил Сотников. А в классе UTV (или мотовездеходы, багги) лучшим стал экипаж татарстанца Равиля Маганова, сына гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, и его штурмана Кирилла Шубина. На своем Polaris они преодолели дистанцию за 3 часа и 2 минуты и на 47 секунд опередили представителя Китая Ли Дуншэна, третьим стал также житель Поднебесной Мао Жуйцзинь. Еще одну победу россияне праздновали в классе квадроциклов, где первое место занял Сергей Карякин. Остальные наши спортсмены — мотоциклисты Анастасия Нифонтова и Александр Иванютин, а также Сергей Шихотаров, выступающий в классе «Авто», — звезд с неба не хватали, но проехали достаточно уверенно и без поломок.

10-й этап стал для Маганова серебряным. Победил же в классе мотовездеходов Ван Фуцзян, опередивший татарстанца на 43 с лишним минуты. Но зато на дистанции Маганов выручил земляков. У машины Шибалова закипел двигатель, и сын гендиректора «Татнефти» отдал ему всю питьевую воду экипажа, за исключением небольшого НЗ.

«Золото» и «серебро» на двух этапах, радостные сами по себе, к сожалению, не добавили ему шансов бороться за общую победу на «Дакаре-2017». Из-за большого штрафа на первых этапах ралли татарстанец в тотале занял третье место, отстав от лидера, бразильца Леонардо Торреса, более чем на 6 часов.

А вот квадроциклист Карякин на своем Yamaha выиграл завершающие этапы. Например, на 11-м этапе спортсмен опередил чилийца Игнасио Касале на 20 с лишним минут. Общее гигантское преимущество в 1 час 14 минут россиянину сохранить было несложно. Третье место в зачете квадроциклистов занял аргентинец Пабло Копетти.

ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА — ТЕПЕРЬ И В АФРИКЕ

Не забываем и о еще двух экипажах «КАМАЗ-Мастера», которые также в эти дни боролись за победу. Только не в Южной Америке, а в Африке — на ралли Africa Eco Race. На 6-м этапе пелатон выехал с территории Марокко и провел первый этап в Мавритании. Скоростной участок, кстати, был сокращен до 172 километров. Но погода, в отличие от «Дакара», тут ни при чем. Просто организаторы не исключали всевозможных задержек при прохождении границы, вот и подстраховались.

Этап был очень скоростным с большим количеством прямых участков. Камазовцы ехали настолько быстро, что их обогнал лишь один из джипов, остальные так и ехали позади. Первым в итоге финишировал чемпион «Дакара-2014» Андрей Каргинов, тем самым упрочив свое лидерство в генеральной классификации. Вторым пришел его партнер по команде Сергей Куприянов, отстав от победителя на 2 минуты 38 секунд. Напомним, кстати, что он выступает на «КАМАЗе», работающем на газомоторном топливе. Третьим на этапе стал чех Ярослав Валтр на Tatra.

7-й этап не был таким благополучным для челнинцев. Сначала автомобиль Куприянова подсел в песках, Каргинову со товарищи пришлось выручать партнера по команде. А затем на машине пробило колесо — замена и потеря времени. В итоге наши ребята заняли третье и четвертое места, а первые два достались Валтру и Томашу Томичеку, также представителю Чехии и выступающему на Tatra.

8-й этап камазовцы преодолели без происшествий и вновь выиграли тандемом — Каргинов первый, Куприянов второй, — опередив Валтра на 14 минут. А вот на 9-м ­ кольцевом этапе челнинцам не удалось избежать сложностей. На машине Куприянова отказала подкачка колес, поэтому спускать и накачивать их (перед дюной и после нее) пришлось через золотник. В результате потеря времени. У Каргинова проблем не было, но наши гонщики решили песчаные этапы проходить вместе на всякий случай, как следствие и этот экипаж отстал. Финишировали челнинцы на 4-м и 5-м местах, проиграв победителю этапа Валтру чуть более получаса. Тем не менее Каргинов сохранил лидерство в общем зачете. Не изменилась ситуация в тотале и после 10-го этапа, хотя на машинах и Каргинова, и Куприянова пробивались колеса, на их замену ушло время. Тем не менее на первом месте в генеральной классификации остался представитель команды «КАМАЗ-Мастер».

Последние этапы Каргинов преодолел также без проблем и оформил итоговую победу на Africa Eco Race. Куприянов в итоге стал четвертым.