Тахир Хадеев Тахир Хадеев напомнил, что нефть в Татарстане добывается в 20 из 45 районов республики

«ГДЕ МОЖНО ЭТОТ БУМАЖНЫЙ ПОТОК ОГРАНИЧИТЬ?»

Депутаты комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ заслушали и обсудили в конце прошлой недели информацию о деятельности 35 нефтяных компаний во главе с крупнейшей «Татнефтью» в сфере обеспечения экологической безопасности. Глава профильного комитета Тахир Хадеев напомнил, что нефть в Татарстане добывается в 20 из 45 районов республики. В зоне добычи проживает около 1 млн. человек.

«Высокий промышленный потенциал создает значительную антропогенную нагрузку на среду», — сказал Хадеев. Порядка 58%, или 170,6 тыс. тонн, атмосферных выбросов в РТ ежегодно приходятся на «Татнефть», «Газпром трансгаз Казань», «Транснефть-Прикамье» и малые нефтяные компании. «Сумма достаточно большая, — отметил глава комитета. — Разработка новых месторождений сопровождается загрязнением водных экосистем, для поддержания продуктивного давления в пласты закачивается значительное количество высокоминерализованной воды. Технологическое несовершенство может испортить водоносные слои для населения. Человеку, который живет на селе и в городе, неважно, какая компания добывает нефть. Ему важно, чтобы была чистая вода, чистый воздух».

Заместитель главного инженера ПАО «Татнефть» Равиль Гареев, озвучив основные показатели компании в сфере экологии, попросил депутатов упростить использование 2,5 тыс. подводных нефтепроводов через реки. Сейчас приходится по каждому из 2,5 тыс. водных объектов оформлять в двух экземплярах договоры на общую сумму 500 тыс. рублей. Пересечение трубопроводами рек, речек, ручейков госнадзорными органами расценивается как вид водопользования из-за установления охранных зон.

Равиль Гареев Заместитель главного инженера ПАО «Татнефть» Равиль Гареев, озвучив основные показатели компании в сфере экологии, попросил депутатов упростить использование 2,5 тыс. подводных нефтепроводов через реки

«Нужно поставить только пять тысяч подписей руководителю, такой объем бумаг и такой объем работ вы представляете, а цена вопроса для бюджета порядка 500 тысяч рублей, — сказал Гареев. — Может быть, как-то упростить этот вопрос? Сопровождение договоров будет стоить несколько десятков миллионов. Я бы хотел, чтобы обратили на это внимание».

Слово взял татарский природоохранный межрайонный прокурор Ильсур Гильмутдинов, который сообщил, что озвученная Гареевым проблема водопользования — результат рассмотрения иска прокуратуры в суде. «Решение обжаловали в Верховном суде, но оно устояло, — сказал Гильмутдинов. — Имейте в виду, при обсуждении вопроса есть такое решение. Это не только для экологии, но и для „Татнефти“, чтобы защитить их трубопроводы».

Глава комитета отметил, что сегодняшний разговор поспособствует упрощению системы. «Где можно этот бумажный поток ограничить, не нарушая природоохранные мероприятия? — спросил Хадеев. — Нефтяники в основном здесь, вопрос мы изучим».

Депутат Рустам Халимов, замгенерального директора по разработке и добычи нефти и газа ПАО «Татнефть», обратил внимание на то, что в конечном итоге 500 тыс. рублей уменьшают налогооблагаемую прибыль. «Это лишние затраты, которые не принесут дополнительных доходов бюджету, а даже снизят их», — сказал Халимов, добавив, что все переходы контролируются с точки зрения безопасности. А вот главы компании, депутата Наиля Маганова, на заседании профильного комитета не было, хотя он входит в его состав.

Ильсур Гильмутдинов Ильсур Гильмутдинов сообщил, что озвученная Гареевым проблема водопользования — результат рассмотрения иска прокуратуры в суде

КТО УТИЛИЗИРУЕТ 120 ТЫС. ТОНН НЕФТЕШЛАМА В БУГУЛЬМИНСКОМ РАЙОНЕ?

Гареев напомнил, что за 70 лет существования компании добыто более 3 млрд. тонн нефти и назвал цели в области охраны окружающей среды: снижение техногенного воздействия, рациональное использование ресурсов. Первая экологическая программа за счет компании была реализована в 1990 - 1995 годах, в 2015 году завершилась третья, в настоящее время принята четвертая программа до 2020 года.

Системы улавливания легких фракций с 1991 года позволили компании уловить 1,6 млн. тонн цельного углеводородного сырья, удалось минимизировать сжигание газа на факельных установках, перечислял спикер. Уровень эффективного использования попутного газа достигает свыше 95%. Внедряются внутренние и наружные антикоррозионные покрытия труб.

Замруководителя Росприроднадзора по РТ Лилия Гайнутдинова сообщила, что актуальным остается вопрос утилизации попутного нефтяного газа малыми нефтяными компаниями. Нефтяные компании только на 85% используют попутный нефтяной газ, наибольший показатель у «Татнефти», а у малых — 70 - 74%. Из положительных примеров — «СМП-Нефтегаз» депутата Госсовета Фоата Комарова, «Трансойл», «Дружба нефть». За два последних года эти компании провели работу на 150 млн. рублей и в итоге добились 95% использования попутного газа.

«По атмосферному воздуху показатели вроде прекрасны, 95 процентов по многим довели, но опять же, если ехать по трассе, то можно почувствовать, что накрывает, — обратился к нефтяникам и депутатам Гильмутдинов. — Это результат того, что с изменениями законодательства данные вбиваются не от каждой скважины, а в целом. Где-то есть, а где-то нет 95 процентов».

Представитель Росприроднадзора подтвердила: проблема загрязнения воздуха особо актуальна для юго-востока РТ. «Основной вкладчик — это нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность», — сказала Гайнутдинова.

Замруководителя Росприроднадзора по РТ Лилия Гайнутдинова сообщила, что актуальным остается вопрос утилизации попутного нефтяного газа малыми нефтяными компаниями

Гареев продолжал: снизился годовой забор воды для поддержания пластового давления, 100% сточной воды, образующейся в ходе техпроцесса, возвращается обратно в пласт. «Сброс неочищенных сточных вод полностью прекращен», — сказал представитель «Татнефти», уточнив, что действует система мониторинга пресных поверхностных и подземных вод. Всего 1,9 тыс. пунктов наблюдений.

«За последние годы изъятия земель для несельскохозяйственных целей существенно сократились», — сказал Гареев, рассказав о применении технологии горизонтального бурения без выделения значительных земельных участков. Объем отходов на одну тонну нефти в 2014 году у компании составлял 2,9 кг, в 2015 году — 2,3 килограмма.

Замруководителя управления Россельхознадзора по РТ Ленар Фаттерахамов показал слайды, доказывающие, что нарушения у «Татнефти» все же имеются (ее «дочки» НГДУ «Елховнефть»), как и у других нефтяных компаний. В этом году обнаружили 7 нарушений на площади 4,5 га, сумма штрафов — 355 тыс. рублей.

«Наиболее частые — самовольное снятие, перемещение, уничтожение плодородного слоя почвы в результате перемешивания, разлива нефтяного шлама», — сказал Фаттерахамов.

Природоохранный прокурор тут же озвучил проблему утилизации нефтешлама: в Бугульминском районе его накопили более 120 тыс. тонн. «Как начали добычу в Татарстане, так он и накапливался, проблема утилизации до сих пор есть», — сказал Гильмутдинов.

А Росприроднадзор обнаружил несовпадение образовавшихся отходов с утилизированными. «Отсутствует должный учет отходов», — обратила внимание Гайнутдинова, уточнив, что из-за этого платежи за негативное воздействие на окружающую среду приходят в неполном объеме.

Замруководителя управления Россельхознадзора по РТ Ленар Фаттерахамов показал слайды, доказывающие, что нарушения у «Татнефти» все же имеются, как и у других нефтяных компаний

«КАК КОПАЛИ СЕРОКОПАТЕЛИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ, ТАК И КОПАЮТ»

Особое внимание депутаты обратили на 11 населенных пунктов с населением в 2,5 тыс. человек, живущих в зоне добычи сверхвязкой нефти — СВН (там пробурено 279 добывающих и 27 нагнетательных скважин, 487 оценочных, 119 экологических и контрольных). По итогам исследований загрязнений почвы, воздуха, родников и поверхностных вод не обнаружено, сказал Гареев.

«К сожалению, проектом не предусматриваются промежуточные наблюдательные скважины в радиусе нагнетательных, — сообщила Лилия Гайнутдинова, уточнив, что на имя Маганова направлено письмо с просьбой о принятии мер. — Специфика добычи высоковязкой нефти отличается от традиционных видов, и мы не можем предполагать, к каким последствиям может привести использование пара, так как не имеем такого опыта. Если результаты воздействия проявятся на качестве подземных вод, то населенные пункты останутся без питьевых источников, а оздоровление будет долгим».

Любопытным для депутатов оказался и пример снижения класса опасности нефтесодержащих отходов от бурения скважин на Ашальчинском месторождении СВН. Технология института органической и физической химии им. Арбузова с использованием препарата мелафен позволяет снижать класс опасности отходов до пятого.

«Препарат увеличивает аппетит аборигенных бактерий, — сказал Гареев. — То, что получается, можно будет использовать в качестве раскислителя почв. Республика тратит огромные средства, занимаясь известкованием. Получается технология из отходов в доходы».

Природоохранный прокурор сообщил, что, к сожалению, многие нефтепроводы в РТ и морально, и физически устарели, а частые прорывы в порядке вещей. Еще одна большая проблема — это более 300 выявленных незаконных карьеров.

«Вроде никакой связи нет, но на юго-востоке основными потребителями этой продукции являются нефтяные компании, — сказал Гильмутдинов. — Сырье используется для отсыпки месторождений. Как копали серокопатели без лицензии, так и копают. Отмечу лишь, что стали меньше». Прокурор назвал сумму ущерба одного недавно выявленного нарушения — 120 млн. рублей. Всего в этом году по аналогичным фактам завели 18 уголовных дел, в производстве еще несколько.

Фото: gossov.tatarstan.ru