Рустам Минниханов вместе с гостями из Казахстана и Туркменистана попытался проделать на сцене феерический химический опыт, который должен был продемонстрировать одну из версий происхождения нефти

ГЕНЕРАТОР НЕФТИ И ГОСТИ-АЗИАТЫ

Традиционный нефтегазохимический форум Татарстана в годовщину столетия со дня рождения Валентина Шашина проходит с размахом. Отметим новую оргконцепцию. Выставка, которая в этом году заняла на 20% площадей больше обычного, вместо привычного скопления стендов представляла из себя поделенный на крупные зоны холл. Первыми гостей встречали богато оформленные уголки «Татнефти» и ее сервисной компании «Таграс». В середине холла разместилась выставка нефтегазового кластера Башкортостана, чуть далее — «Транснефти». Таким образом, основное пространство заняли крупнейшие игроки нефтяного рынка, а более мелкие компании рядами разместились по бокам. На видеоэкранах зачем-то непрерывно транслировались предвыборные ролики, точнее, плакат, на котором портрет президента РТ Рустама Минниханова иллюстрировал лозунг «Сильный Татарстан — Единая Россия».

В 10:00 на сцену у выставочного павильона вышли Минниханов, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в модном желтом галстуке и ряд представителей нефтехимической элиты, в том числе гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов и гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов. Важными гостями стали заместитель премьер-министра Башкортостана Дмитрий Шаронов, министр экономики и развития Туркменистана Батыр Базаров, первый заместитель акима Атырауской области Казахстана Гумар Дюсембаев. На форуме, как отметила ведущая, собрались представители 216 компаний из 19 стран мира.

На этот раз приветствия обошлись без внешнеполитических заявлений. Минниханов поблагодарил гостей и, хмурясь, внимательно вслушивался в речи спикеров. Базаров старался говорить по-русски, а Дюсенбаев — и по-татарски. Последний похвастался, что Атырауская область с ее нефтяными запасами — «идеальное место для развития нефтегазохимического производства», где реализуются 49 инвестиционных проектов на $9 миллиардов. Минниханова эта цифра явно заинтересовала. Под конец выступления казахстанский гость вручил президенту РТ благодарность в ярко-голубой папочке — за поддержку юношеского геологического движения. Глава союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль произнес долгую проникновенную речь, в которой поздравил со 150-летием развития нефтяной промышленности России и 100-летием давшему имя «Татнефти» Шашина — «человека, которому мы все обязаны поклониться». Последнее событие, по его словам, «Лукойл» и «Татнефть» отметили «достаточно широко».

Гостей встречали богато оформленные уголки «Татнефти» и ее сервисной компании «Таграс»

Татарстанский президент вместе с гостями из Казахстана и Туркменистана попытался проделать на сцене феерический химический опыт, который должен был продемонстрировать публике одну из версий происхождения нефти. В причудливую конструкцию из разноцветных колб «химики» под взрыв конфетти, осыпавшего всех с ног до головы, одновременно вылили три порции прозрачной жидкости. Опыт с первого раза не удался — помощнику-организатору пришлось подлить чего-то в колбу, чтобы смесь потемнела и стала хоть чуть-чуть похожа на черное золото. После этого VIP'ы отправились смотреть выставку.

«СНАЙПЕРСКИЙ ВЫСТРЕЛ» ПО ДОРОГАМ И НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ КФУ

Первым делом делегация подошла к выставке «Татнефти», где президенту рассказали о добыче битумной нефти: «Всего 600 горизонтальных скважин. В основном используем отечественное оборудование. Импортозамещение — 95 процентов». А еще ему поведали об уплотнении сетки скважин: «Мы к этому вопросу давно подступались, но никак не удавалось на основе существующих подходов, потому что экономика не получалась. Пришлось в корне пересмотреть все затраты. Например, стоимость скважин снизилась в 1,6 раза. Разработали новый цепной привод, который в 1,6 раза дешевле обычного, в 2,7 раза дешевле, чем станки-качалки, которые идут на рынке. Это позволило выйти на хорошие экономические показатели. Провели апробацию в Вишнево-Полянском месторождении, получили индекс доходности 1,7. И самое главное — коэффициент извлечения нефти увеличился на 55 процентов».

Минниханов выслушал эти победные реляции и, гордо улыбаясь, отправился к самому большому стенду — Башкирского нефтехимического кластера. Там президенту РТ представили научную разработку, которая, по выражению спикера, «выстреливает» как «снайперский выстрел». Как выяснилось, нефтяной университет Башкортостана совместно с «Татнефтехиминвест-холдингом» разработал покрытие дорог из битума «Татнефти», которое в два раза прочнее европейских разработок. «20 тысяч прокатов — и глубина колеи 2,5 миллиметра! Лучший европейский асфальтобетон — 5 миллиметров!» — восклицал спикер, после чего частичку твердого дорожного покрытия подарил на память президенту, который многократно просил ученых о чем-то подобном.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров, пока делегация ходила по выставке, безвылазно находился возле стенда НПФ «Пакер». Позже стало понятно почему: на этом форуме университет публично заключил соглашение с компанией-поставщиком нефтегазового оборудования. Напомним, Гафуров всерьез занимается созданием собственной практической базы для нефтяников, в том числе присматривает для университета собственную нефтяную компанию.

Ильшат Гафуров на форуме заключил соглашение с компанией-поставщиком нефтегазового оборудования

Делегация обошла стенды и других гигантов Татарстана — «Нижнекамскнефтехима», который представил новые виды каучука, ТАИФ-НК, который напомнил о проекте переработки тяжелых остатков нефти, «Казаньоргсинтеза», после чего Минниханов, как и обещал, остался заслушивать пленарные сессии ученых-нефтяников.

«ПОД БЕСКОНЕЧНЫЕ РАЗГОВОРЫ О ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

Первая пленарная сессия стартовала чуть ли не политическими заявлениями, хотя в качестве спикеров были заявлены исключительно представители узкоспециальных научных институтов. В преддверии российских выборов в Госдуму широко и обстоятельно о состоянии отрасли рассказал Шмаль. Он раскритиковал общую линию госполитики в ТЭК — и законодательство, и налогообложение, проиллюстрировав свою речь слайдами и подытожив ее конкретными предложениями. Главная его претензия — в желании государства пополнять бюджет за счет доходов ТЭК. «По сей день основным источником нашего нищенского бюджета являются нефть и газ страны. Надо сказать, что в прошлом году несколько снизилась его роль (речь идет о нефтегазовом комплексе — прим. авт.) и в бюджете, и в валютных поступлениях за счет цены на нефть. Но хочу подчеркнуть: драйвером роста нашей российской экономики нефть и газ сегодня быть не могут!» — заявил глава союза нефтегазопромышленников России.

Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (слева) и первый заместитель акима Атырауской области Казахстана Гумар Дюсембаев

Будущее нефтяной отрасли — за технологиями добычи труднодобываемой нефти, однако они очень затратны, а «в нынешнем состоянии налоговой политики и законодательства разработка трудной нефти просто нерентабельна», говорил Шмаль. «Перед нефтяниками и газовиками резко обострился конечный национальный вопрос: что делать? — констатировл он. — Каким образом не сократить инвестиции в российскую нефтедобычу в 2016 году и в последующие годы?» Но единственный путь стимулирования для нефтянки — налоговые льготы. «В разговорах исполнительной власти, в Государственной Думе вроде бы все понимают, соглашаются с нашими доводами и аргументами, а до дела доходит ноль!» — возмущался Шмаль. Он признает, что правительством и органами регулирования ТЭК «что-то делается», чтобы предприятия нефтегазохимической отрасли работали более эффективно, например, им дают льготы на НДПИ и по месторождениям с трудноизвлекаемыми запасами. Однако этого явно недостаточно. «Вместо разумной финансовой политики — непонятные решения, такие как налоговые маневры минфина, которые нефтяники расценили как план «Барбаросса». В результате такого маневра были созданы диспропорции, которые привели к тому, что и так высокая нагрузка на Западную Сибирь возросла еще больше», — критиковал Шмаль.

Досталось критики от главы союза и народным депутатам: «Перед уходом на каникулы — вообще говоря, у законодателей какие каникулы могут быть в сложнейшее для страны время?! — депутаты какие только законопроекты не рассматривали и не принимали! И по поводу автовидеорегистраторов, и в области генной инженерии. Но я вновь с горечью вынужден упомянуть такой факт: уже более двух десятков лет мы ждем новых редакций закона РФ о недрах, закона о магистральном трубопроводном транспорте, о стимулировании добычи на низкопродуктивных месторождениях, о развитии ресурсной базы страны, о малых и средних предприятиях и целого ряда других».

«И такое положение дел происходит под бесконечные разговоры о построении правового государства, — припечатал Шмаль, дав понять, что терпение союза нефтегазопромышленников во взаимоотношениях с властью, по-видимому, уже на исходе. — Если правительство и финансовый блок не слышат доводов промышленников и не имеют достаточно строгой экономической стратегии, требовать разумной политики, экономически выверенных решений не приходится». Спасти ситуацию, по его мнению, может срочное создание экспертного совета по развитию нефтегазового комплекса, который должен иметь весомый статус и вести целенаправленную работу по увеличению геологоразведочных работ, развитию НИОКР и снижению зависимости отрасли от импорта. Малые же месторождения для более эффективного освоения нужно отдать малым компаниям, используя опыт Татарстана, к которому сейчас не прислушиваются, подчеркнул Шмаль.

Последующие спикеры продолжили развивать заданные генералом отрасли темы. Один из представителей научных институтов заявил, что со сравнением «налогового маневра» с планом «Барбаросса« трудно не согласиться. Ученые продолжили обсуждать прогрессивные новшества в отрасли уже в мирном ключе.

«ПАТЕНТ ЕСТЬ? ЭТО СОДРАНО У КОГО-ТО ИЛИ?..»

Во второй половине дня Минниханов отправился на круглый стол «Расширение использования нефтехимической продукции республиканского производства в капитальном строительстве». И выслушивать голословные басни научных разработчиков президент явно не был настроен. Прежде чем приступить к основным докладам, модератор круглого стола — министр строительства РТ Ирек Файзуллин — сразу заметил, что производители, проектировщики и надзорные службы должны обращать особое внимание на качество материалов. «Сегодня есть примеры (некачественных материаловприм. авт.), которые портят жизнь строителей, — заметил министр строительства РТ, констатировав приверженность некоторых строителей старым и проверенным технологиям. — Консерватизм в строительной отрасли есть, всегда был и будет».

Ректор КГАСУ Рашит Низамов рассказал об импортозамещающих конструкциях для мостов, которые в 2 - 3 раза дешевле аналогов; композитной арматуре с максимальной температурой эксплуатации до 300 градусов и полимерно-битумных вяжущих — совместной разработке с КНИТУ-КХТИ. «Мы традиционно просим помочь с дооснащением лаборатории, потому что изменяются требования к материалам... А проектировщикам хочется пожелать смелее включать эти разработки в проектные решения», — заключил ректор. «Первый раз я видел эту арматуру 5 - 6 лет назад... Где сегодня применяете ее?» — поинтересовался Минниханов, явно недовольный докладом. «Там, где можно, применяется», — встал на защиту арматуры Файзуллин. «Значит, плохо!» — сделал вывод президент.

Герман Дьяконов не был готов к атаке со стороны Минниханова

Сидевший рядом с Низамовым ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов тоже явно не был готов к атаке со стороны Минниханова. Он начал было презентовать ему какие-то новые удивительные обои (подробности темы сложно было понять из-за плохой слышимости в зале), но сразу последовали четкие вопросы Минниханова: «Мы насколько дешевле? Патент есть? Это содрано у кого-то или?..» На что последовал ответ, что патента у вуза нет, хотя это чисто их разработка. «Патент взял, можно сказать, что подарил. У нас [в России] патентная система не работает... Мы готовы, только определите мне партнера», — заметил Дьяконов. Президента ответ явно не удовлетворил — ученым был устроен настоящий разнос: «Дорогой мой, ну, „определите мне партнера“, „найдите мне жену“ — это неправильно!» По мнению главы республики, если научная разработка на самом деле привлекательна, разработчики с легкостью нашли бы партнеров сами: «Это же бизнес!»

«И еще мне не очень понравилась ваша позиция. Все стараются запатентовать себя и за границей, и внутри страны, а ты говоришь... Или вы содрали это у кого-то, раз не патентуете?» — строго вопрошал Минниханов. На что слышались невнятные ответы Дьяконова, мол, патентоваться за границей — дорого, а у нас менталитет такой, что разработку в итоге скопируют. Критика президента по поводу патентов звучит далеко не впервые. «Так нельзя. Все патенты должны быть оформлены, уважаемые директора! Одно дело — недооцененные, другое — неоформленные! И там, где мы участвуем в наших проектах, должно быть оформлено в республиканскую собственность», — говорил президент руководителям промышленных предприятий на одном из собраний «Татнефтехиминвест-холдинга».

Оставшаяся часть совещания прошла в том же строгом тоне. Глава РТ ушел, дав указания еще раз проверить все представленные ему проекты, которые «реально нужно продвигать» и предложив коллегам активнее работать с партнерами.