Проект 03182 - не просто малый морской танкер, но универсальное судно Проект 03182 — не просто малый морской танкер, но универсальное судно Иллюстрации предоставлены Зеленодольским ПКБ

...ПЛЮС ГРУППА БОЕВОГО ОХРАНЕНИЯ

Таких судов, как малый морской танкер (ММТ) проекта 03182, в России до сих пор не было. Он предназначен для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Кроме того, ММТ будет снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов.

Каковы характеристики судна? Длина — 75 м, ширина — 15,4 метра. Водоизмещение — 3500 тонн. Дальность плавания — 1500 миль, автономность — 30 суток, мореходность — до 9 баллов. Экипаж — 18 - 24 человека, а также 8 человек боевого охранения. ММТ имеет площадку для вертолета класса Ка-27. Дедвейт при наибольшей осадке — 1560 тонн. Состав дедвейта: мазут, дизельное топливо, пресная вода, нефтесодержащие воды, сточно-фекальные воды, другие грузы, собственные запасы. «Сегодня есть изменения в проекте, чтобы танкер мог возить еще и вертолетное топливо, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ОАО „ЗПКБ“ Виталий Волков. — Это сверх заданного изначально. Так что проводим доработки».

Впрочем, проект 03182 — это не только танкер, но и универсальная платформа усиленного ледового класса «в обеспечение концепции арктических судов для транспортировки жидких и сухих грузов, разрядных грузов и людей с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций». То есть при некоторых изменениях в проекте это судно для аварийно-спасательного дежурства, технической поддержки в опасных для мореплавания районах, обслуживания транспортных операций в портах, снятия с мелей и рифов аварийных судов и их буксировки; также 03182 может быть пожарным судном.

«Фактически проект можно рассматривать как судно снабжения, в том числе, видимо, береговых объектов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ научный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Михаил Барабанов. — Также, вероятно, оно может использоваться как большой морской буксир-спасатель... Насколько остра потребность ВМФ в такого рода судах? По опыту, их много не бывает».

«Судно такой современной (я бы сказал, модерновой) архитектуры и концепции для нашего флота вполне может считаться не просто новым, а даже инновационным, — рассказал „БИЗНЕС Online“ независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов. — В принципе, танкеры в составе ВМФ России, а ранее — СССР, тоже могли перевозить и выдавать несколько видов топлива — те же мазут флотский, авиакеросин. Но они были судами старых концепций — узкой специализации. Танкеры-ветераны, доставшиеся от Союза, уже все давно выработали ресурс и остро нуждаются в замене. В соответствии с текущими трендами, менять их предпочтительно не на узкоспециализированные суда, а на универсальные многофункциональные, такие как ММТ. 03182 — это не просто малый морской танкер, хотя он будет классифицироваться, скорее всего, именно так, а уже универсальное судно. Судов такого типа нужно на каждый флот по 2 - 4 единицы».

Танкер создан в рамках темы Платформа-Арктика Танкер создан в рамках темы «Платформа-Арктика» Иллюстрации предоставлены Зеленодольским ПКБ

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК СТАНОВИТСЯ СВОИМ В АРКТИКЕ

Обращает на себя внимание северный аспект проекта. Корпус ММТ — усиленного ледового класса Arc4, что позволяет судну работать в арктических морях. И в целом тема называется «Платформа-Арктика».

«Зеленодольское бюро сразу проектирует даже не просто многофункциональное судно, а платформу, пригодную в основе своей ко многим модификациям для различных ведомств с разным функционалом по желанию заказчика, — отмечает Глухов. — Этот проект так и позиционируется — „Платформа-Арктика“. „Арктика“ — потому что будет обладать в том числе и ледоходными возможностями. На основе проекта 03182 могут быть созданы суда для других заказчиков, например для береговой охраны, в варианте как ПСКР, так и судна обеспечения. МЧС может заинтересовать спасательный вариант».

Можно отметить, что важное «арктическое» задание (а эксперты сегодня говорят о разворачивающейся битве за Арктику) неспроста поручили именно Зеленодольскому ПКБ. По данным источника «БИЗНЕС Online», бюро блестяще справилось с предыдущим «северным» проектом, связанным с созданием самого большого и мощного в мире ледокола (проект 22220 ЛК-60Я). ЗПКБ поручили проектирование надстройки для нового поколения ледоколов. Головной ледокол («Арктика») уже спущен на воду и должен быть сдан в конце 2017 года, первый серийный («Сибирь») предполагается сдать в 2019-м, второй («Урал») — в 2020-м. Стоимость каждого — примерно 40 млрд. рублей.

Что конкретно сделано зеленодольцами для нового ледокольного проекта? «Атомоход разбит на несколько строительных районов, — объясняют в бюро. — Нам достался район жилого блока надстройки: каюты, спортзалы, рестораны, лазарет и так далее. И рулевая рубка. Чтобы было проще представить — это такой 9-этажный дом шириной 25 метров и приличной длины. Там даже два лифта есть. Разрабатываем полный комплект документации по всем специализациям, начиная от корпуса и заканчивая последним кабелем. Кстати, среди поставщиков электроники предполагается достаточное количество российских производителей. Сложность в том, что надо учитывать суровые северные условия».

Интересно, что для проекта 03182 уже предусмотрено своего рода продолжение. В начале июня директор департамента по обеспечению гособоронзаказа минобороны РФ Андрей Вернигора сообщил, что программой военного кораблестроения предусмотрено проектирование и строительство вспомогательных судов ледового класса проекта 03183. Они предназначены для использования военными моряками в зоне Арктики. «Это проект специально для арктической группировки войск», — отмечает Глухов. Проектирование должно завершиться до 2018 года. Ранее проектировщик не назывался, но, как сообщил «БИЗНЕС Online» Волков, проект 03183 — тоже тема ЗПКБ.