По словам Радика Гайзатуллина, первоначальный дефицит в 5,8 млрд. рублей намерены покрыть за счет федерального кредита По словам Радика Гайзатуллина, первоначальный дефицит в 5,8 млрд. рублей намерены покрыть за счет федерального кредита

ДЕНЬГИ НА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ДОРОГИ И СТРОИТЕЛЬСТВО

С легкой руки главы минфина РТ Радика Гайзатуллина депутаты комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета в конце минувшей недели одобрили увеличение дефицита бюджета РТ на 37% — с 5,8 до 9,3 млрд. рублей. Согласно поправкам структура доходов увеличилась на 9% до 174,8 млрд, рублей, а расходам дали рост на 10,6% до 184,1 млрд. рублей. Деньгами поддержат сельское хозяйство, дороги, закупку лекарств, строительство перинатального центра в Казани (его стоимость — 1,2 млрд. рублей). Каплями скудного финансового ручейка оросят районы — им подготовили кредитный портфель в 5,6 млн. рублей.

В ходе заседания глава профильного комитета Леонид Якунин уточнил, что к показателю расходов дефицит вырос с 3,5% до 5,1%. «Это вызвано объективной необходимостью? Участием в софинансировании программ?» — понимающе спросил он. Вопрос поддержал и депутат, гендиректор ЗАО «Кулон» Альберт Фахрутдинов — дефицит, мол, наращиваем, а расходы нужно каким-то образом перекрыть — проясните!

«Безосновательного, безрасчетного увеличения здесь нет, — сказал Гайзатуллин. — Во-первых, если мы хотим получить федеральные средства, нам необходимо предусмотреть софинансирование отдельных позиций. Во-вторых, увеличение дефицита бюджета с первоначальных 5,8 миллиарда рублей происходит с закрепленными источниками — за счет прошлогодних остатков».

Первоначальный дефицит в 5,8 млрд. рублей, объяснил Гайзатуллин, намерены покрыть за счет федерального кредита. «Ведутся переговоры с минфином России, мы рассчитываем на всю сумму», — уточнил по итогам заседания корреспонденту «БИЗНЕС Online» министр.

Согласно бюджетным поправкам доходная часть бюджета увеличится на 14,3 млрд. рублей по большей части за счет безвозмездных поступлений в 11,9 млрд. рублей, в том числе субвенций и трансфертов федерального бюджета по 27 расходным позициям. Среди них поддержка сельского хозяйства вырастет на 6,8 млрд. рублей, дорожного хозяйства — на 2,2 млрд. рублей, обеспечение лекарствами — на 959 млн. рублей. На переселение граждан из аварийного жилья дополнительно выделят 341,2 млн. рублей, на стимулирование программ жилстроительства дают еще 460,3 млн. рублей, фонд развития моногородов выделяет 218,4 млн. рублей на создание дорожной инфраструктуры в промзоне Набережных Челнов.

В ходе заседания Леонид Якунин уточнил, что к показателю расходов дефицит вырос с 3,5% до 5,1% В ходе заседания Леонид Якунин уточнил, что к показателю расходов дефицит вырос с 3,5% до 5,1%

КАК FITCH И MOODY'S ВЫИГРАЛИ НА РАЗНИЦЕ КУРСОВ В РТ

Любопытным оказалось увеличение на 1,6 млн. рублей ассигнований рейтинговым агентствам Fitch и Moody's. «Эти агентства делают нам оценку. У нас есть договор, и он в долларах, из-за изменения курсов это повлияло на сумму», — объяснил Гайзатуллин корреспонденту «БИЗНЕС Online», не уточнив сумму договора.

Абсолютно новым в скорректированном бюджете стал пункт о создании бюджетного кредитного портфеля на 5,6 млн. рублей для частичного покрытия дефицитов муниципальных бюджетов. Срок кредита — до двух лет, процентная ставка — 0,1% годовых. По условиям, бюджетные кредиты дадут без обеспечения обязательств по их возврату, уплате процентных и иных платежей. «На эту сумму [5,6 млн. рублей] и претендуют муниципалитеты, больше бюджет выделить не может», — сказал Гайзатуллин, согласившись, что сумма невелика.

Якунин сообщил о сокращении «из года в год» общегосударственных расходов — по сравнению с прошлым годом они уменьшились в два с лишним раза. «Сейчас мы проектом увеличиваем на 1,5 миллиарда, — сказал Якунин. — С чем это связано? Я-то как раз сторонник того, чтобы резкого снижения доходов тоже не было».

Гайзатуллин подтвердил увеличение, но деньги потом «будут перекинуты на другие отрасли», объяснил министр.

Дмитрий Самаренкин и Альберт Фахрутдинов Дмитрий Самаренкин и Альберт Фахрутдинов

«ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ИНФЛЯЦИЯ БЫЛА 100 ПРОЦЕНТОВ, И ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЛАСЬ!»

«Почему мы так интенсивно боремся с инфляцией? — предупредив о том, что вопрос не по теме, спросил Гайзатуллина депутат Фахрутдинов. — Инфляция движет экономику, здесь сидящие это понимают. Если в экономике нет денег, то она не развивается вообще. Это политика, которая мне как коммерсанту не понятна. Инфляция 4 процента — хорошо, а если вообще ничего производить не будем — инфляция нулевая будет! При Ельцине (Борисе Ельцине — первом президенте РФприм. ред.) инфляция была 100 процентов, и экономика развивалась!»

Гайзатуллину оставалось только развести руками: в самом деле, инфляционную политику проводит Центробанк, при чем тут республика. «Инфляция выражает нестабильность каких-то экономических показателей, — сказал Якунин. — Если с инфляцией не бороться, то доходы бюджета придется увеличивать многократно, чтобы закрыть все обязательства. В зарубежных странах инфляция самая минимальная, и они развиваются».

«Тогда деньги вкладывали в производство, а сейчас их несут в банк», — рассуждал депутат Сергей Раковец, шептавшийся о чем-то с рядом сидящим депутатом, предправления Татсоцбанка Анастасией Колесовой.

Фахрутдинов обронил, что если деньги оседали сначала в банке, то оказывались в итоге у производителей. Не выдержав, вступил в полемику глава совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин. С инфляцией, дескать, борются, а предприятия останавливаются! «Средств нужно в десятки раз больше, чтобы запустить механизм роста бизнеса, — сказал он. — Из двух зол всегда выбирают меньшее, но пусть будет инфляция в 15 - 20 процентов, чем остановленные предприятия». Фахрутдинов эту точку зрения поддержал: «По стране сотни миллионов подписанных договоров не могут оплатить — нет денег в банках!» — громко заявил он.

Якунин умерил пыл коллег и вернул всех к вопросу принятия бюджетных поправок. Против корректировок депутаты высказываться не стали и предложили сразу в трех чтениях принять изменения на ближайшей сессии Госсовета 28 июня.