ЦЕНЫ КОМПЕНСИРОВАЛИ СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ?

Ближайшие месяцы по традиции станут сезоном сбора главного урожая для ряда отраслей пищевой промышленности. В Татарстане это относится к нескольким крупным предприятиям, и в первую очередь — к ОАО «Челны Холод», у которого есть все шансы превзойти прошлогодние показатели. Но обо всем по порядку. Напомним, что около трех четвертых в структуре выручки компании традиционно занимает мороженое. Предприятие — один из крупнейших российских производителей мороженого (по итогам 2013 года его доля в общем объеме производства составляла около 2%). Самая известная торговая марка предприятия, вызывающее доверие у тех, кто застал советские времена, — «ГОСТ».

Отчетность за 2015 год челнинской компании, входящей в круг бизнес-интересов генерального директора Сетевой компании, бывшего министра энергетики РТ Ильшата Фардиева, была традиционно скупа на детали. Тем не менее в прошлом году чистая прибыль «Челны Холода» выросла на 51% до исторического рекорда на отметке 279 млн. рублей. При этом выручка компании увеличилась на 14% до 2,5 млрд. рублей. К сожалению, производственные показатели и структура выручки в отчете не раскрывались, но косвенным образом можно определить, что к успеху челнинцы пришли вовсе не путем нечеловеческих усилий, а просто подняв цены.

О том, что наценка на производимую продукцию прилично выросла, говорит следующий факт. Основные издержки «Челны Холода» прибавили всего 6%, отстав от темпов прироста выручки на 8 п. п. Это обеспечило увеличение валовой прибыли на 214 млн. рублей до 793 млн. рублей. Коммерческие и управленческие расходы предприятия подросли на четверть до 325 млн. рублей и 98 млн. рублей соответственно. Однако и это не помешало менеджменту увеличить операционную прибыль в 1,6 раза до 371 млн. рублей.

Объем производства мороженного снизился на 4,7% до 374,6 тыс. тонн: эксперты связывали это с прохладным летом 2015 года и некоторым дефицитом натурального сырья Объем производства мороженого снизился на 4,7% до 374,6 тыс. т: эксперты связывали это с прохладным летом 2015 года и некоторым дефицитом натурального сырья Фото: nabchelny.ru

РОССИЯНЕ НА МОРОЖЕНОМ НЕ ЭКОНОМЯТ

Пожалуй, тут следует сказать несколько слов о ситуации на российском рынке мороженого в прошлом году. Объем производства мороженого в натуральном выражении снизился на 4,7% до 374,6 тыс. т: эксперты связывали это с прохладным летом 2015 года и некоторым дефицитом натурального сырья — подотрасль производства молока в последние годы находится в стагнации. В то же время заметно подскочили цены: «в деньгах» производство мороженого выросло на 13,8% до 49,4 млрд. рублей. Как видите, эта динамика совпадает с темпом прироста выручки «Челны Холода». А значит, можно предположить, что и выпуск мороженого «в весе» на заводе сократился аналогично российскому — в пределах 5%. К сожалению, запрос «БИЗНЕС Online» компания оставила без ответа.

==table1164==

Эксперты потребительского рынка обычно отмечают, что мороженое — лакомство со слабоэластичным спросом. То есть потребители будут экономить на этой «вкусняшке» в последнюю очередь. Прошлогоднее повышение цен они практически проигнорировали, а ведь средняя цена сливочного мороженого в РФ за 2015 год выросла на 17,7% до 310,4 рубля за килограмм (для сравнения: инфляция составила только 12,9%).

Нынешним летом мороженое еще подорожает, пообещал Life.ru генеральный директор союза мороженщиков России Валерий Елхов. «Прежде всего увеличивается стоимость молочных продуктов. Растет цена и на сахар, и на упаковку, все эти составляющие продукта, конечно, заставляют немного поднимать стоимость мороженого. Я думаю, что это будет меньше, чем в прошлом году, но ожидаем максимум 10 процентов», — рассказал он. Правда, если судить по рекордной прибыли мороженщиков, темпы подорожания конечного продукта явно обгоняют «сырьевую инфляцию», причем в Татарстане используется сырье, как правило, местного производства, но оставим это на их совести.

Неудивительно, что, несмотря на общероссийский спад объемов производства, цех мороженого «Челны Холода» был расширен, модернизирован и оснащен современным высокопроизводительным оборудованием из Италии и Дании, которое позволяет вырабатывать мороженое в вафельном стаканчике и сахарном рожке до 60 т в сутки, а «Эскимо» — до 40 т в сутки. Уточним, что за прошлый год на закупку машин и оборудования (кроме офисного) компания потратила 49,8 млн. рублей плюс к тем 85,6 млн. рублей, что были потрачены в 2014 году. Так что к потенциально жаркому лету и повышенному спросу на мороженое челнинцы подошли во всеоружии. И, если не случится ничего экстраординарного, по итогам этого года мы можем увидеть новый «сладкий» рекорд.

«Челны Холод» обещает на ближайшие годы быть для семьи Ильшата Фардиева столь же надежным источником доходов, как тепличный комбинат «Майский», птицефабрика «Челны-Бройлер» и другие агроактивы экс-министра «Челны Холод» обещает на ближайшие годы быть для семьи Ильшата Фардиева столь же надежным источником доходов, как тепличный комбинат «Майский», птицефабрика «Челны-Бройлер» и другие агроактивы экс-министра Фото: «БИЗНЕС Online»

МОРОЖЕНЩИКИ УНЕСЛИ ДЕПОЗИТЫ ИЗ ТФБ

Словом, «Челны Холод» обещает на ближайшие годы быть для семьи Фардиева столь же надежным источником доходов, как тепличный комбинат «Майский», птицефабрика «Челны-Бройлер» и другие агроактивы экс-министра. (Уточним, что, согласно базе данных «Контур-Фокус», 56,9% капитала компании контролирует ЗАО «МЭКТ», в котором 50% владеет Диляра Гизатуллина — жена Фардиева. Другим ключевым бенефициаром, согласно списку аффилированных лиц, с долей капитала 31,4% выступает генеральный директор «Челны Холода» Газильян Шакирзянов.) За последнюю пятилетку компания «наморозила» прибыли уже на 1,07 млрд. рублей с мажорным аккордом в кризисном 2015 году.

Отметим, что показатели «Челны Холода» улучшились не только на ниве производства. В виде процентных поступлений компания в прошлом году получила 28,6 млн. рублей — в 4 раза больше, чем годом ранее. Мы неоднократно отмечали, что ставки по депозитам резко подскочили в декабре 2014 года после повышения ключевой ставки и держались на высоких отметках в первом полугодии 2015 года. И только самый ленивый руководитель, располагавший свободными деньгами, не увеличил отдачу с банковских депозитов.

==table1165==

Любопытство при этом вызывает смена банков, в которых компания держала депозиты.

Так, средства, размещенные в Татфондбанке, главным бенефициаром и председателем правления которого выступает Роберт Мусин, сократились в 310 раз до символических 500 тысяч. В свою очередь, на депозитах в Сбербанке компания разместила 178,6 млн. рублей, а в «АК БАРС» Банке — 255 млн. рублей (годом ранее ни в Сбере, ни в АББ депозиты не размещались). Что бы это значило?

==table1166==