Мурад Гадыльшин (первый слева) и Айрат Фаррахов (третий слева) имеют очень высокие шансы пройти в Госдуму по партийным спискам

У БЕДНОСТИ В РОССИИ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО, И СТРАДАЮТ ОТ ЭТОГО ДЕТИ

Сегодняшний разговор о государственном бюджете в рамках подготовки к праймериз «Единой России» вызывал интерес благодаря двум участникам — заместителю министра финансов РФ и бывшиему министру здравоохранения РТ Айрату Фаррахову, а так же бывшему вице-мэру Казани, а ныне председателю совета директоров ОАО «Автострада» Мураду Гадыльшину. Оба, по информации «БИЗНЕС Online», пусть и не являясь сверхмедийными личностями, имеют очень высокие шансы пройти в Государственную Думу по партийным спискам от Татарстана.

Гадыльшин. ранее помощник Рустама Минниханова и глава ключевого комитета по бюджету Госсовета РТ, наверное, произвел наиболее яркое впечатление смелостью своих высказываний и краткостью формулировок. К примеру, бывший главный счетовод Госсовета поделился наболевшим, затронув рискованную тему оптимизации бюджета: «Исходя из того опыта работы, какой у меня имеется за жизнь, я вижу следующие решения, которые помогли бы сократить расходы бюджета. Это избыточность работников бюджетной сферы. Если брать мировые стандарты, связанные с численностью бюджетников на работающее население, мы на несколько пунктов уступаем. Количество учителей на 1000 учеников или врачей на 10 тысяч человек — мы в 2 раза превышаем основные показатели развитых стран». Жестко прошелся он и по сфере социальной защиты: «Защита, она у нас категорийная, а не адресная, и, по оценкам того же Кудрина, можно в разы сократить расходы на нее, при этом увеличить выплаты. В условиях большой страны и кризиса это сложно сделать, но думаю, президент не зря попросил Кудрина написать стратегию развития». Так кандидат Гадыльшин публично обнародовал свои симпатии к гуру среди отечественных либералов.

Когда у бывшего вице-мэра Казани во время прений поинтересовались, какие механизмы сокращения бюджетников он предлагает, тот, не моргнув глазом, ответил: «Нужно брать пример с того, как начинал наш бывший министр здравоохранения, который стоит рядом со мной (Фарраховприм. ред.). В Казани должно быть три больших «пятна» здравоохранения. Автоматически сокращаются административные расходы, центры не будут конкурировать друг с другом, и анестезиологи будут использоваться на 100 процентов. То же самое надо делать и в школах. Если есть талантливый преподаватель физики, почему он должен работать только в 131-й школе, к примеру? Но, конечно, надо и зарплату повышать в таком случае. Способы есть, за три минуты не уложишься. Весь мир это прошел, нам надо учиться».

У федерального заместителя министра финансов Фаррахова, в свою очередь, также есть программа эффективного использования бюджета: «Мы переживаем пятый кризис за все постсоветское время, и последний носит не как прежде циклический инвестиционный характер, этот кризис структурный и связан с исчерпанием модели роста, которая была связана с сырьем. Доходы бюджета очень серьезно упали, только в прошлом году он не досчитался 1,5 триллионов рублей. Это практически затраты на все здравоохранение в РФ».

По мнению Фаррахова, необходимо совершенствовать госпрограммы, поскольку они сегодня — основной инструмент планирования эффективности расходов в РФ. Только в прошлом году в нашей стране не смогли полностью использовать 250 миллиардов рублей, привел он пример. Также, по мнению чиновника и, возможно, будущего депутата, нужно улучшить качество предоставляемых госуслуг населению: «Взять образование. За 15 лет объем средств, выделяемых на студента, увеличился в 6 раз, но более 50 процентов студентов не устраиваются на работу по специальности, превращая диплом в справку об окончании вуза. И так во многих отраслях». По мнению Фаррахова, чтобы выйти из кризиса, нужно заниматься формированием человеческого капитала.

«Каждый из нас минимум 150 раз в день смотрит в свой смартфон. Количество людей в социальных сетях превышает население в XX веке. И все это влияет на современную экономику, технологии ускоряют ее. Мир ускорился. А мы оказались в условиях кризиса, исчерпали действующую модель роста. И нам необходимо искать новые модели. Поэтому нужен человеческий капитал. Особенно это важно в преддверии демографического спада, который ожидает нас в ближайшие 15 лет. Это снижение людей трудоспособного возраста. Ежегодно на 900 тысяч человек», — сообщил Фаррахов. Кроме того, бывший министр здравоохранения РТ намерен бороться с бедностью в нашей стране, у которой, по его словам, женское лицо. «80 процентов детской заболеваемости обеспечивает трудная жизненная ситуация. А в России 60 процентов детей до 16 лет находятся за чертой бедности», — обрисовал необходимость изменений Фаррахов.

«В ПИТЕРЕ БЮДЖЕТ МОЖНО БЫЛО В ГАЗЕТНОМ КИОСКЕ КУПИТЬ»

Еще один участник дебатов, глава татарстанского отделения ОНФ Равиль Хуснулин видит спасение бюджета в честных закупках, чтобы на торгах перестали покупать у посредников, а действовали на прямую через дилеров или выходя на производителя. Чтобы у иностранных поставщиков покупали только то, что не производится в России: «Отменили вроде бы закупки на роскошные вещи для чиновников, включая автомобили, чиновники придумали другую лазейку — аренда автомашин. И у нас появляется информация, что даже в Татарстане есть одна организация, которая за 5 лет на 146 миллионов арендовала машины. Хотя покупка их стоила 50 миллионов. Сразу возникает вопрос, для чего это делается? Нужно усиливать общественный контроль».

Фаррахов также признал, что в 223-ФЗ о закупках для отдельных юридических лиц и 44-ФЗ о контрактной системе существуют пробелы, которые, к сожалению, позволяют допускать такие нарушения, которые приводят к несвоевременной и некачественной сдаче объектов: «Это же никуда не годится, когда организация, которая выигрывает конкурс, набирает субподрядчиков, а впоследствии не оплачивает эту работу. Сейчас очень активно обсуждается вопрос о дополнительных мерах, которыми будет наделен Роструд по решению вопросов неоплаты труда...»

Глава татарстанского отделения ОНФ Равиль Хуснулин (справа) видит спасение бюджета в честных закупках, чтобы на торгах перестали покупать у посредников

Еще одной из мер контроля за соблюдением бюджета спикеры назвали его открытость. «В свое время, когда я работал в мэрии, у меня был шок, когда я приехал в Питер, — признался Гадыльшин. — Когда там финансами руководил Игорь Артемьев (ныне руководитель федеральной антимонопольной службыприм. ред.), бюджет города в киоске можно было купить. Я считаю, что бюджет должен быть открыт всем и при формировании, и при исполнении, и при принятии».

Аудитория не отставала с вопросами от Гадыльшина. В частности, его спросили, как обеспечить прозрачность при строительстве дорог. «Когда мы со Всемирным банком делали дорогу от Эсперанто, продолжением на Павлюхино до «Татэнерго», ее до сих пор не ремонтировали. Она была построена дешевле, чем все остальные примыкания, над которыми работали наши строители. На Луковского каждый год ремонтируют. Просто надо быть всегда честным и все проверять. Как журналисты говорят, «надо давать люлей и сроки». Другого способа нет. Покойного премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю пресса как-то спросила, как удалось избавиться от коррупции в их стране. Он ответил, что не должно быть исключений, мне пришлось избавиться от 19 ближайших друзей. Можно бесконечно говорить об эффективности бюджетных расходов, но если будет исключение для кого-то, закон потеряет свою силу», — обратился к авторитетному мнению экс-глава бюджетного комитета Госсовета РТ.

Аудитория не отставала с вопросами от Гадыльшина. В частности, его спросили, как обеспечить прозрачность при строительстве дорог

«ОДИН ДЕПУТАТ В АМЕРИКЕ ПРЯЧЕТСЯ, ДРУГОЙ ИНТЕРВЬЮ ВРАЖЕСКИМ СМИ РАЗДАЕТ...»

Особый ажиотаж создал вопрос о том, каким же должен быть настоящий депутат, какова его миссия. Дежурный ответ на этот вопрос — лоббировать интересы Татарстана и избирателей. Но на этот раз кандиадты ответили любопытно.

«Я не первый раз принимаю участие в выборах в Госдуму, я слышал, что обещали потенциальные избранники, и пришел к одной мысли, — заявил Хуснуллин. — Депутаты не должны лоббировать интересы каких-то территорий, округов, местечковых или структурных подразделений, каких-то направлений деятельности. Мы это все проходили, и вы помните, какие были скандалы, когда говорили, что Ходорковский контролирует 50 процентов Думы и тому подобное. Такого быть не должно. Депутат должен, зная реальные проблемы, вносить изменения в законодательство и добиваться их исполнения. Сегодня у нас «Газпром» и «Роснефть», пользуясь несовершенством законодательства, хотят протащить решение о засекречивании закупок, которые они делают, мотивируя тем, что это приведет к ущемлению каких-то государственных интересов. А по прошлому году одна «Роснефть» осуществила закупки на 4 триллиона рублей, это треть доходной части бюджета. Как можно засекретить треть доходной части? Здесь коррупционная составляющая может вылезти откуда угодно. Поэтому депутаты должны работать так, чтобы наши законы выполнялись неукоснительно и не было никаких толкований. Ну и депутаты должны быть безукоризненны. А то один прячется в Америке, другой — в Европе, третий выступает с интервью вражеским газетам и телеканалам. Если ты не готов работать безукоризненно и честно в интересах своей родины, не надо идти в депутаты».

Особый ажиотаж создал вопрос о том, каким же должен быть настоящий депутат, какова его миссия

«В свое время, когда формировался первый состав Общественной палаты России, я по телевидению видел одну сцену: доктор Рошаль вышел из операционной, журналисты вышли и говорят: поздравляем вас, вы по квоте прошли в Общественную палату. Когда он спросил, что это такое, и ему объяснили, он спросил: а зачем тогда нужна Государственная Дума? — поддержал беседу Гадыльшин — Я хочу, чтобы таких вопросов не было и все общественные комиссии стояли при Думе. Нам не надо ни Общественной палаты, ни «Народного фронта», Дума должна отвечать полностью».

Уже в кулуарах, отвечая на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online», Фаррахов отметил: «Миссия депутата — строительство государства, ориентированного на человека, поощряющего инновации, свободную конкуренцию и делающего своим приоритетом развитие человеческого капитала. Главное выполнять свою работу профессионально».

«Не получится ли так, что, став депутатом в Госдуме, Татарстан потеряет в вашем лице мощного лоббиста в правительстве Российской Федерации?» — таков был вопрос нашего корреспондента. «Депутат Госдумы — это профессиональная работа. И, в отличие от многих комментариев в отношении слуг народа, это очень непросто писать законы, которые становятся основой, по которым меняется государство. Это совершенно большая сила, чем исполнительная власть», — считает экс-министр здравоохранения РТ.

Оценил Фаррахов и свои шансы на нынешних праймериз. «Я работал на уровне муниципальной власти два года, был начальником здравоохранения, за это время сделали очень многое в республике. Шесть лет работал министром здравоохранения РТ, и мы добились самого лучшего результата в России. Создали систему здравоохранения, которая реально отличалась от других систем. Она, конечно, вызывает много вопросов, но это вопрос для дальнейшего совершенствования. Мы сделали пересадку печени, сердца — и все это в Татарстане. Я три года работал в федеральных органах исполнительной власти, и я имею достаточно компетенций и знаний для того, чтобы реализовать необходимые изменения. Я никогда не терял связь с Татарстаном, всегда, где это можно, старался ее поддерживать», — уверен один из руководителей министерства финансов России.