Ключевая тема фильма – война. Кстати, в этом году это сквозная тема всех фильмов-участников фестиваля. Кино основано на реальных событиях, происходивших во время и после вооруженного конфликта в Боснии. Те, кто после военных действий организовывали поиск и опознание погибших, столкнулись с историей Халимы. Эта чудовищная трагедия была опубликована в СМИ и вызвала интерес режиссера.

Мусульманка и христианин, Ромео и Джульетта, любовь и смерть, часто они идут рука об руку в литературе и в жизни. Неприятие религии другого, разное социальное положение, стыд за какие-то проступки, ссоры приводят к войне, которая прокладывает свой путь в жизни каждого, не щадя ничего и никого, она идет прямо, не сворачивая, ломая все, что ей встретится по дороге. Отец убивает сына, брат идет на брата…

Мусульманка София полюбила христианина Славо, но родители влюбленных не разрешают им быть вместе. Узнав о беременности Софии, ее отец отрекается от нее. И несчастная девушка вынуждена передать сына своей тете Халиме. Вскоре София и Славо решают убежать в сербский город и начать жизнь с чистого листа.

И вот на жизненный путь героев вступила своей суровой поступью война. Сначала враждуют, убивают друг друга, а потом вдруг начинают осознавать ошибки, но бывает уже слишком поздно. Человеческая жизнь хрупкая константа, разбившись, она уже не склеивается обратно.

Но есть и вечные ценности – доброта, понимание, любовь. Вот они-то и делают человека – Человеком.

Халима – женщина с тяжелой судьбой, но при этом она держится с достоинством и не опускает руки. Работает, горюет, но и радуется, что наконец-то сможет найти расстрелянных сербами мужа и сына, что сможет похоронить их по-человечески. 

Надо отметить, что этот фильм – один из фаворитов фестиваля этого года. Несмотря на натуралистичность, которую не каждый зритель может воспринять спокойно, эта драма о прощении, о толерантности, о том, к чему может привести война. Не рекомендовала бы смотреть эту картину людям со слабыми нервами и впечатлительным особам. Художественность заменена на жизненную аутентичность. Таков замысел Арсена Антона Остойича. И, правда, сцена опознавания сына Халимы Мирзы режет ножом до крови даже самые железные сердца. Веревочка на руке «на удачу и счастье», улыбка мальчика, и вдруг - просто кости… с веревочкой, естественно той самой, красной.

Страшно звучат слова биологической матери Мирзы Софии, когда она говорит своему возлюбленному Славомиру, что их ребенок родился мертвым. Она как бы уже заранее лишает его жизни, посылая ужасные слова в этот мир.

Основная нагрузка в фильме легла на плечи хрупких женщин-актрис. На премьере фильма режиссер в первую очередь благодарил их. Работа над фильмом продолжалась несколько лет.

Одна из зрительниц в зале, после просмотра заявила, что ей не хватило в фильме кадров с мегаполисом, и отругала операторскую работу. Хочется подчеркнуть, что мегаполисам в этом фильме нет места, а операторская работа максимально приближает картинку на экране к реальной жизни. На примере одной частной истории показана трагедия войны.

Режиссеру на все сто процентов удалось донести до зрителя то, что он хотел показать и рассказать. Фильм сложный, неоднозначный, после просмотра он не отпускает тебя еще очень долгое время. И невольно перед глазами встает то образ Халимы, то София, то их сын, то сельские пейзажи… 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции