25 февраля в столице Крыма Симферополе прошли трагические события. Камнем преткновения стал будущий статус постреволюционнного Крыма. Крымские татары выступают за сохранение республики Крым в составе Украины. Русскоязычная часть требует повышения статуса полуострова вплоть до фактического выхода ее из состава Украины. Пророссийские околокремлевские «Ястребы» и вовсе требуют включения Крымского полуотсрова в состав РФ. Но как бы не хотелось нынешним державникам, бьющим себя в грудь, но присоединение Крыма к России принесет нашей стране огромную кучу проблем, которых в РФ и так своих хватает.

То есть фактически крымские татары борясь за свои национальные интересы в данном случае выступают как защитники целостности украинской государственности. Вся проблема в том, что рост ксенофобских настроений в РФ, и псевдопатриотической риторики околовластных кругах (которая несильно отличается от «популярного» лозунга отечественных шовинистов - «Россия для русских») несомненно отталкивают крымских татар от России, так как на таком враждебном фоне перспектива их самоопределения выглядит гораздо более туманно даже нежели сейчас в Украинской Крыму. Поэтому соотвественно в таких условиях необходимо искать компромисс, между интересами русскоязычного населения Крыма, крымскими татарами и украинцами.

В этих непростой ситуации в целях урегулирования крымской проблемы, в Крым вчера отправилась татарстанская делегация. Не вдаваясь подробно в обстоятельства такого десанта, скажем лишь, что наиболее благоприятные связи в России с крымскими татарами налажены именно в Казани посредством Всемирного конгресса татар. Об этом прекрасно осведомлены и в московском Кремле. Но как бы то ни было, без конкретных предложений по урегулированию проблемы эффективность это поездки будет невелика.

Идеальным компромиссным решением в данном случае является вариант обретения Крымом подлинной национально-территориальной автономии, при условия сохранения ее в составе Украины. С приданием языков трех основных народов Крыма: русского, татарского, украинского государственного статуса. Данный вариант несомненно способен удолетворить интересы трех основных общин, так как эти народы прежде всего заинтересованы в двух вещах. Первое – чтобы Крым не стал ареной кровавых боестолкновений, а оставался как и прежде, краем только ласкового солнца и теплого моря. Второе – чтобы действующее законодательство и прежде всего конституция гарантировали проживающим на полуострове народам соблюдение их этнополитических и этнокультурных прав, и прежде всего касательно языкового вопроса, что особенно муссируется в послереволюционной Украине. И пока не будет четко определен языковой вопрос, будут продолжаться политические спекуляции на предмет ущемления языковых прав крымских татар, русских и др. народов республики.

Данный вариант выгоден и крымским татарам, так как закрепляет их особый статус в рамках республики Крым и гарантирует соблюдение их этнополитических и этнокульутурных прав. И даже несмотря на их стремление создать собственную автономию, что в нынешней этнополитической и этнической ситуации дна полуострове довольно проблематично.

Спекуляции на тему: Крым – исконно русская земля, это чистой воды провокация. Исторически сложилось так, что на сегодняшний здесь множество национальностей, но основные все-таки три. То, что русские на сегодняшний день составляют большинство населения не есть доказательство монопольных прав одной национальности на судьбу Крыма, точно так же нет такого права ни у украинцев, ни даже у братских нам крымских татар. Скорее наоборот наличие русского большинства свидетельствует о не вполне справедливой национальной политики в прошлом, в результате которого крымские татары сегодня оказались на своей исконной земле в положении этического меньшинства.

Теперь уже после захвата Крымского парламента ясно, что пророссийские силы добились своего, пускай и с применением силы (но кого это теперь интересует). Как ни демократично это прозвучит, но прав был О. Бисмарк говоря - «сильный всегда прав». Обычно правом сильного монопольно обладает государственный аппарат, но в период революции такое право может появиться у кого угодно. Только пользуются им наиболее решительные, либо кто смог найти себе поддержку извне. Любая территориальная автономия, равно как и независимое государство может нормально функционировать, только если в ней гармонично соблюдаются этноязыковые права основных этносов. В случае с Крымом ,как я отметил это три этноса, поэтому их языки в данных условиях должны получить статус официального, либо же государственного (на практике разница между этими понятиями весьма условна).

В любом случае миссия татарского десанта может быть эффективной, ровно как и вообще внешнеполитическая деятельность России в Крыму, только если будут учтены интересы крымских татар. Ну а если двигать наших крымских собратьев на заведомо невыгодный для них шаг, то ничего кроме негативных последствий в будущем это не принесет.

Многонациональный народ Крыма как и везде в мире, вряд-ли захочет стать разменной монетой между различными политическими игроками, пора наконец всем это уяснить. Он как и люди в любом другом уголке земного шара хотят стабильного благополучного будущего, в стране где каждый житель в не зависимости от своей национальности чувствует себя полноправным гражданином и где соблюдаются все его национальные права.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции