ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РТ ГОТОВИТ НОВУЮ ЭПОХУ ИСЛАМА В ЖИЗНИ ТАТАР

Имамам в наши дни уже незачем быть лекарями и школьными учителями математики, как в стародавние времена. Должны ли сейчас служители культа замыкаться только в религиозной сфере или же они, подобно своим давним предшественникам, могут быть еще как-то полезны для общества? Наступает новая эра для ислама в Татарстане – Духовное управление мусульман РТ готово взять на себя более активную роль в благотворительной и социальной сфере республики, в помощи беззащитным и обездоленным.

Логотип-акции.jpg
Жертвовать – значит любить! Официальный логотип акции

ЭПОХА СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Каждое поколение верующих ломает голову над тем, какие из вечных и неизменных истин религии наиболее актуальны в их эпоху. Более 100 лет тому назад, когда перед татарами встала задача модернизации, наши предки в рамках концепции джадидизма (обновления) основной акцент сделали на рационализме и творческом мышлении. Благодаря этому татары сегодня – одна из самых прогрессивных наций мусульманского мира. Однако теперь наступили совершенно другие времена. Вопросы, поднятые джадидами, уже отошли на второй план, поскольку в целом оказались решенными. Но что вместо них выходит на авансцену?

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо понимать, как изменилась жизнь общества и религиозных институтов. В давние времена мусульманские деятели обладали особым статусом среди своего народа, поскольку были самыми образованными людьми. В силу этого помимо собственно религиозного служения им приходилось выполнять и множество других значимых функций в обществе. В условиях отсутствия системы общего образования они, например, часто выступали в роли школьных учителей для деревенских ребятишек, обучая их при мечети не только основам религии, но и навыкам чтения и арифметике. В условиях отсутствия системы здравоохранения нередко им приходилось выступать и в роли народных лекарей для своих односельчан, что опять таки было обусловлено высоким уровнем их образованности, а также знанием трудов великих врачей мусульманского Востока. Нередко, имамы были и, говоря современным языком, менеджерами, организующими жизнь прихода, и адвокатами, отстаивающими интересы своих единоверцев, и много еще кем. Их высокий авторитет в народе держался не на пустом месте. 

 

Однако сейчас ситуация изменилась. Сегодня человеческое древо знаний разветвилось настолько, что уже никто не может их осилить в полном объеме. Ни религиозные, ни светские деятели. Если вундеркинд Ибн-Сина (Авиценна) уже к 17 годам жаловался, что не осталось ни одной науки, которую бы он не изучил, то в наше время такое невозможно в принципе. Ни гений Энштейна, ни Витгенштейна – абсолютно никто не может уместить в своей черепной коробке весь корпус существующих ныне наук. Ни в 17, ни в 70 лет. Сегодня если успевать отслеживать последние достижения хотя бы в рамках своей узкой специализации – уже великое дело. В наше время представители всех дисциплин более или менее равны друг перед другом. Каждый обладает примерно одинаковым объемом знаний в рамках своего направления. Мы все больше приближаемся к ситуации, когда ни один среднестатистический представитель своей профессии не может быть образованнее всех остальных.

Для религии в этом есть огромное благо. Впервые за всю историю человечества религиозные деятели могут делегировать в надежные руки часть своей социальной нагрузки, сосредоточившись в большей степени на своем изначальном призвании. Сегодня ведь общество структурировано так, что высшее образование становится практически нормой. Имамам в наши дни уже незачем быть лекарями и школьными учителями математики. Слава Богу, для этих общественных функций появились соответствующие институты. Но возникает вопрос: а в чем же тогда предназначение современных служителей религии?

da8a2639.jpg
 

Безусловно, оно, как и прежде, остается в том, чтобы создавать условия для духовного становления верующих. В рамках печатного формата сложно рассуждать о таких категориях, т.к. содержательная сторона религии находится за пределами интеллигибельного (умопостигаемого) и потому не имеет в языке аутентичного способа передачи. Говорить о таких вещах в принципе бесполезно. Для того чтобы передать весь этот континуум смысла, нужен не текст, а практика. И посему не будем раздражать читателя, который твердо стоит на фундаменте материализма и незыблемо верит, что все имеющее смысл может быть сформулировано. Оставим ради его спокойствия на некоторое время все «метафизическое» в стороне, а также отбросим все эфемерные категории типа смысла жизни, который человек обретает благодаря религии, и взглянем на нее просто как на один из социальных феноменов. Другими словами, уберем мысленно из жизни религиозных организаций собственно религиозное содержание, а сосредоточимся только на социально-осязаемой оболочке религии. Итак, какова роль имамов в народном хозяйстве? Чем они, подобно своим давним предшественникам, могут быть полезны для общества?

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ТОЖЕ НУЖДАЕТСЯ В ПРОФЕССИОНАЛАХ

Если говорить о внешней стороне религии, то ниша, которую все увереннее занимают сегодня религиозные организации, – это благотворительная деятельность. Данное обстоятельство связано с тем, что сегодня мы живем в условиях немыслимой прежде дифференциации труда. Если раньше многие мужчины еще умели чинить утюг, телевизор и потекший кран, то сегодня они вынуждены обращаться к специалистам, чтобы те совладали с нашпигованной электроникой сантехникой и сверхтехнологичными бытовыми приборами, для которых нужен уже не паяльник, а совершенно другой набор инструментов. Если раньше женщины вязали по практической нужде, а не ради медиативного удовольствия, то сегодня их вязанные носки станет одевать разве что малолетний внук, не способный противостоять заботливой диктатуре любимой бабушки. Мы все больше отказываемся носить самодельную одежду, отдавая предпочтение труду швейных дел мастеров. Даже приготовление еды мы все больше делегируем другим, покупая готовые салаты и питаясь в общественных местах. 

 

Другими словами, сегодня профессией становится практически все. Человек в современном мире сбрасывает с себя лишние навыки и сосредотачивается исключительно на своей специализации. Иначе он будет распыляться и не сможет выдерживать конкурентную борьбу с другими. При такой постановке вопроса благотворительность, которая является внутренней потребностью многих людей, также все больше отдается на откуп профессионалов. Многие современные бизнесмены, да и просто обеспеченные люди, хотят помогать тем, кто оказался в беде. Идеи социально ответственного бизнеса все больше овладевают умами денежных воротил и представителей среднего класса. Возможно, это связанно с глубинным убеждением людей, идущим еще с древности, что мы должны жить сообща и всегда помогать друг другу: завалить мамонта можно, только если держаться вместе. Однако зачастую у современных людей нет времени для того, чтобы реализовывать свои социальные порывы. Это ведь тоже работа: искать адресатов помощи, проводить анализ «рынка», дабы отсеять лженуждающихся, выстраивать логистику благотворительности, заниматься оптимизацией бизнес-процессов, дабы потраченные средства расходовались эффективно и так далее и тому подобное. К тому же многие имеют возможность являть милосердие лишь на незначительные суммы, а значит, необходима консолидирующая координация между микромеценатами.

 

Да и потом некоторые виды оказания помощи требуют намного больших профессиональных навыков, чем те, что нужны для раздачи продуктов и одежды. Например, в Казани уже многие годы при мечети «Ярдям» ДУМ РТ существует центр реабилитации слепых и слабовидящих. В этом центре, который летом нынешнего года переехал в ново отстроенное здание, слепые люди обретают вторую жизнь. До центра эти инвалиды по зрению были прикованы к одиночеству и своим пустым квартирам, ибо не были приспособлены даже к ориентации в городе. А после прохождения реабилитации они умеют читать книги с помощью шрифта Брайля, пользоваться компьютером и интернетом с помощью специальных аудиопрограмм, ходить по улице с тростью, соблюдая все правила дорожного движения. Многие из них возвращаются в жизнь, получив даже основные навыки некоторых ремесел: кто – повара, кто – швеи, кто – массажиста. Невозможно слушать судьбы этих людей без слез. Они и сами плачут, когда рассказывают, как центр при мечети изменил их жизнь.

Центр-на-Серова.jpg
Центр реабилитации слепых и слабовидящих на ул. Серова города Казани

При всем желании ни один бизнесмен не может только лишь деньгами самостоятельно помочь этим слепым. Здесь нужны профессионалы высшей пробы, которые знают, как работать с незрячими, которые могут выдержать их часто непростой характер, которые любят их всей душою, ибо живут по заповедям своей веры. Аналогичные центры хотели открыть во многих регионах России, в том числе и в Чечне, где с финансированием нет проблем, но не смогли. Деньги решают не все.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА

Духовное управление мусульман РТ планирует открыть по всей республике еще несколько аналогичных проектов. Сейчас работа ведется над созданием приюта для сирот-инвалидов. Это самые беззащитные и обездоленные дети, боль и трагедию которых большинству из нас даже сложно себе представить. Личная беда этих детей искромсала их души на мелкие клочья отчаяния. Это больно. Это страшно. От этого хочется отмахнуться и больше не думать. Сирот не торопятся брать домой. А сирот-инвалидов – тем более. Здесь нельзя никого осуждать: все-таки взять сироту на воспитание – это шаг, на который решится только человек с гигантским сердцем. Таковых мало. Но годы идут. А детям-инвалидам нужно готовиться к вхождению в реальную жизнь. Опять-таки никто из нас, обычных людей, не способен им помочь. Для адаптации детей инвалидов нужны те, кто знает это непростое дело.

Безимени-1.jpg
Здесь, Аллах бирса, будет приют для сирот инвалидов

Для приюта уже найдено пустующее здание, которое на безвозмездной основе республиканские власти готовы передать мусульманам. Осталось собрать средства на его ремонт, закупку мебели и необходимого оборудования. Нужно, в принципе, не так уж и много – около 6 млн. рублей. Для этого в дни празднования Курбан-байрама будет проводиться марафон по сбору средств в рамках акции «Жертвовать – значит любить!». Марафон будет проходить при поддержке телеканала ТНВ.

Двумя месяцами ранее также проходила масштабная акция «Рамадан – месяц добрых дел». Каждый день священного месяца мусульмане организовывали различные мероприятия для одиноких стариков, сирот, инвалидов, о которых телеканал ТНВ рассказывал в своих вечерних выпусках новостей.

  

Смысл всех этих начинаний в том, чтобы пробудить в сердце каждого из нас доброту и милосердие к ближнему, к обездоленным, к тем, кто нуждается в нашей помощи и защите. Это то, к чему призывал наш благословенный Пророк. Благодаря этому наш общий мир станет светлее и теплее, а сама жизнь – намного радостнее. Предки татар в рамках движения джадидизма сформулировали идеалы рационального ислама. А миссия нынешнего поколения верующих – реализовать ислам социальный. Это и есть ислам XXI века.

P.S. Пожертвовать на приют для сирот инвалидов можно, оправив SMS со словом «Закят» на номер 7715. Стоимость 1 SMS – 50 рублей (точная сумма зависит от оператора). Ели вы желаете пожертвовать больше, то в SMS после слова «Закят» необходимо поставить пробел и указать нужную сумму. Телефон для справок: (843) 225-33-22

Средства можно отправить также банковским переводом на реквизиты благотворительного фонда  «Закят»:

Наименование сбора – «САДАКА»
Благотворительный фонд «Закят»
ИНН / КПП 1655068682 / 165501001
ОГРН 1091600003153   ОКПО 63107012
р/с № 40703810362190000764
(Советское отделение № 6669/015 СБ РФ г. Казани)

ОСБ БАНК ТАТАРСТАН № 8610 г.Казани
к/с: 30101810600000000603 БИК: 049205603

Юридический адрес:
420111, г. Казань, ул. Лобачевского, 6

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции