На прошлой неделе произошло важное событие. Председатель комитета Госсовета
РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев озвучил
транспортную проблему:

«Пропускная способность дорог не позволяет реализовать требования FISU, и поэтому
такая оговорка нужна, тут сомнений быть не должно. Однако необходимо иметь в виду,
что закрывать дороги можно будет только для того, чтобы спортсмены проехали к
месту»

Марат Галеев озвучил очевидную вещь — никакого чуда не произошло, и во время
Универсады дороги будут перекрывать. Потому что с открытием «развязок» пробки из
Казани никуда не исчезают. По данным сервиса «Яндекс-пробки», ежегодно в Казани
средняя суммарная протяжённость заторов только возрастает. В этом смысле Казань
повторяет опыт стран Западной Европы, которые в 60-70-е активно инвестировали
в дорожное строительство, однако в итоге натолкнулись на транспортный коллапс
и сменили политику развития в пользу ограничения автомобиля и развития
общественного транспорта.

Сколько бюджетных денег инвестировали в автомобилизацию Казани за 5 лет
подготовки к Универсиаде? Затраты на стимулирование покупки автомобилей
составили: 39 миллиардов на развязки и 12 миллиардов на асфальтирование. Итого 51
миллиард рублей для автомобилизации. Сколько же собрали транспортного налога? В
Татарстане за 2012 год собрали 2,8 млрд, за 2008 год — 1,4 млрд. В Казани примерно
35% машин РТ, т.е за 5 лет городские автомобилисты сдали на дороги порядка 2 млрд.
Таким образом, суммарная дотация казанским автомобилистам составила 49 млрд
рублей, или порядка 33 тысяч в год на каждого автолюбителя.

 



О чём говорит такая сумма? Дотации Пенсионному фонду РФ превысят один триллион
рублей в 2012 году. Т.е. на каждого из 40 миллионов российских пенсионеров
пришлось 25 тысяч рублей дотаций из бюджета. Выходит, что наш автомобилист
получает больше бюджетных дотаций, чем пенсионер. При том, что автомобилист
— это, как правило, взрослый работающий человек, а не старуха. Но этот человек
представляет самую дотируемую социальную группу из бюджета.

Что происходит с противоположной социальной группой — пользователями
общественного транспорта? Основной вид казанского транспорта — красный автобус,
перевозит около 80% пассажиров. Все казанские автобусы — частные предприятия, то
есть не только находятся на самоокупаемости, но и получают прибыль. От государства
никаких дотаций, только периодические разрешения на повышение цены билета.
Выходит так, что в Казани получают прибыль на пассажирах общественного транспорта
и дают самые большие дотации автомобилистам. К чему эту приводит?

С 2006 года в городе число автомобилей увеличилось с 203 тысяч до 315 тысяч. По
автомобилизации на семью мы обогнали Лондон! Остальные европейские столицы
также не за горами. А вот по общественному транспорту совсем другие тенденции. В
2007 году средний казанец сделал около 300 поездок на транспорте, а в 2011 — только
224. Для сравнения: на одного жителя Лондона приходится 416 поездок в год, Вены —
580, Праги — 671!


Вполне логично, что если вынимать деньги из одной отрасли и тратить их на
другую, то первая отрасль (общественный транспорт) будет деградировать, а вторая
(автомобилизация) развиваться. Что казанцы и чувствуют, простаивая всё больше в
пробках.

На те 49 млрд, которые потратили на «развязки», Казань могла сделать лучшую в
Восточной Европе сеть общественного транспорта. Просто посмотрите на масштаб цен:

 

 

 

 

Нашему бюджету пора перестать спонсировать автомобилизацию и начать уделять внимание общественному транспорту.

 

ОД «Казанцы за общественный транспорт»

transport4kazan.ru

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции