Разговор о внутренних механизмах познавательных ощущений и способах восприятия действительности сегодня имеет совсем не только академический или эзотерический смысл. А вполне практический. Потому что на протяжении последних лет мы постепенно вступаем в новую реальность, а события последних двух месяцев (от июльских подрывов ДУМ до сегодняшнего «арабского половодья») заметно ускорили этот процесс перехода к иной реальности, не только для Татарстана и не только для России. Правда, Татарстан, который привык быть «впереди России всей», или, точнее, его элита, пока отстает в осознании этого от всех остальных. Недаром говорится, что в результате фазового перехода «последние станут первыми» - и наоборот.

Казалось бы, раз уж наметился евразийский вектор, Казань, во главе  с К(П)ФУ, должна со всех ног бежать на конкурс первой евразийской столицы страны… И, на всякий случай, запасной ставки для нелиберального орла, если он все же проклюнется в московском Кремле. Но нет и нет, бежит по инерции в другую сторону. Максимум, на что хватает стратегического воображения, это идея «транспортного коридора» между Западом и Востоком. Не понимая, что при нынешнем раскладе сил этот коридор превращается в трубу. И тут, и там – труба, только вместо нефтегазовой – транспортная.

Общество, по внешней видимости вещей, стало «информационным». И в этом есть свои несомненные плюсы, хотя прогресс, как всегда, реализуется вначале через «заднее крыльцо». Но за кулисами внешней видимости – «общество спектакля», которое проявляется через грубый пиар и другие, более тонкие, штучки. Главный спектакль действующего репертуара – террор, физический и психический. А поскольку в центре всего этого стоит человек, его сознание постепенно расщепляется, раздваивается. Обычный средний ум попал в перекошенную систему координат – с безгранично раздвигающейся горизонталью информации и падающей «ниже плинтуса» планкой знания о подлинных ценностях. Шизофрения – это социальная болезнь, симптомом которой как раз и является раздвоенное сознание.

 

Реальность, действительность и то, что есть на самом деле

 

Расщепление сознания отражает кризис и распад действующей цивилизации. Ее геополитическим ядром стала западная цивилизация англосаксов. В течение двух последних столетий англосаксы, колонизуя мир, порождали в разных его частях суб-цивилизацию янки, что придало ей особую гибкость и устойчивость, а с развалом СССР она стала господствующей. И теперь, когда дело всерьез дошло до России, наша молчаливая страна пока еще не может внятно выразить свое отношение – «Welcome!» или «Yankee, go home!»

В чем конкурентные преимущества цивилизации англосаксов-янки, которые помогали ей до сих пор выигрывать у других? Если предельно упростить видимую и наглядную сторону, то основные преимущества можно свести к трем («демократия и права человека» сюда не попали, это только дымовая завеса):

  • постоянный экономический рост,
  • научно-технический прогресс,
  • эффективный менеджмент.

Что же происходит теперь с этими тремя опорами?  На эту тему написаны тома и произнесены тонны слов, поэтому коснемся только базовых ценностей, которые каждый волен принимать или нет, и оценивает по-своему. Помнится, несколько лет назад, еще до 2008 года, один владелец неслабых бизнесов и грамотный управленец в разговоре о предстоящем кризисе сказал мне: «Ну, с долларом ничего не случится, он опирается на самую сильную экономику, поэтому на наш век хватит…» Дело не в его словах и аргументации, а в той силе убеждения, которая запомнилась. Убеждения, все же, основаны на вере, а ум только редактирует их и подводит теоретическую базу. С тех пор многое изменилось, но доллар будет держаться до тех пор, пока есть вера в него, пока он остается в основе делового доверия между партнерами.

Итак, что же произошло с ценностями, лежащими в основе?

  • Экономика против хозяйства. Мы видим, что экономика (т.е. невидимая ткань отношений между людьми – например, отношений делового доверия или коррупции и т.п.) разрушает хозяйство, т.е. видимые накопленные трудом поколений активы – заводы, коммуникации, жилой фонд и т.п. В нашей стране это проявляется в самой безобразной  форме, но это разрушение идет и в других странах, может быть, более цивилизованно и незаметно. И даже в растущем Китае эта трещина между хозяйством и скопированной экономической моделью дает о себе знать. Из этого, кстати, следует, что и разговоры о глобальном кризисе утратили экономическую основу - она уже, по большому счету, не действует, и дальнейшее развитие кризиса определяется внеэкономическими факторами.
  • Наука, превратившись в производительную силу, утратила свою познавательную инновационную силу. Она, конечно, не умерла окончательно, но переместилась на маргинальные окраины, а в центре – бизнес. И в этой нисходящей, деградирующей цепочке оказалось и образование, и модернизация с инновациями, и вся социальная сфера.
  • В менеджменте искусство «управления вещами» (хозяйством) заменилось искусством манипулирования людьми. На разных уровнях управления (корпорация, регион, государство, глобальная сфера) это проявляется по-разному, но тенденция одна. Можно анализировать, почему и как на смену промышленным генералам пришли финансисты. Сравнить калибр сегодняшних политических лидеров с фигурами первой половины прошлого века. Или присмотреться к кризису корпоративного управления, которое является высшей точкой современного менеджмента. И, например, сравнить «дело Enron» с менеджментом «Газпрома».

 

Такого рода процессы, они и приводят к расщеплению сознания. Образно говоря, привычная пирамида переворачивается. У нее не просто верхушка оторвалась – это уже пройденный этап – она своим острием давит на основание, расщепляя сознание и образ жизни людей.

Условно и образно можно сказать, что жизнь расщепилась на реальность, действительность и то, что на самом деле. Реальность – это то самое реалти-шоу, которое мы ежедневно наблюдаем на поверхности. Кто видит лживость этого реалти-шоу, и у кого хватает сил ему противостоять, тот выстраивает свою личную картинку действительности – на основе собственных принципов, убеждений, мнений и суждений, заложенных генами, воспитанием и образованием. Это как свой плот, лодочка или островок во время наводнения или потопа. Спасает, но разъединяет. Потому что каждый ищет свою обустроенную нишу-норку в этой необустроенной жизни на основе своих принципов и ценностей, а они по определению разделяют.

Это типичная ситуация сегодняшнего дня, и многие на этом уровне застревают, не умея или не имея сил продвинуться дальше – к тому, что на самом деле. А на самом деле, в этой глубине лежат подлинные ценности, которые нас всех объединяют и помогают в созидательной и очистительной работе. Может быть, наибольшая трудность в том, чтобы принять и признать, что эти ценности выше тебя, что они над-человеческие. То есть не себя полюбить на фоне этих ценностей, а эти ценности в себе. Но это сильно бьет по личной гордыне современного цивилизованного человека.

 

Новый тип сознания против нового «ГКЧП»

 

Погружение в сегодняшний информационный поток рождает ощущение зреющего нового «ГКЧП». Не потому что кто-то его специально готовит, а исходя из безысходности ситуации и бессилия не только действующей власти, но и элиты в целом.

Каков механизм «мероприятий» вроде ГКЧП? Если отбросить детали, личности и частности, то суть механизма в том, что ставшая явной ложь (горбачевская перестройка) противопоставляется старым привычным ценностям (стереотип СССР), и в удобный момент путем искусного манипулирование этим противопоставлением обществу предлагается «лучшая реальность» (демократическая Россия). А то, что она еще более искусственная и ложная  - общественное сознание не догоняет, оно просто не готово, потому что плохо помнит подлинные ценности и выбирает наименьшее из двух зол. По этой схеме, например,  возник 100 лет назад феномен Распутина и было организовано его убийство, «дело Дрейфуса» и т.п. А в наши дни – скандал в Храме Христа Спасителя, «арабская весна», превратившаяся в половодье, подрыв ДУМ в Казани и т.д.

Образ ГКЧП-2, как мне кажется, точнее для диагностики ситуации, чем образ «Перестройки-2». Во-первых, взгляд, предложенный С.Кургиняном, это взгляд на ситуацию со стороны элиты, а нужно смотреть, как говорится, «в оба». С учетом истории ее болезни, не факт, что элита вдруг окажется дееспособна в критический момент. Поэтому «элитоцентричный» взгляд однобок. Во-вторых, если элиты обновляются, то это происходит только за счет атомной энергии прямой демократии – народовластия. Наконец, ГКЧП, с его механизмом тройного обмана, гораздо хитрее перестройки, и требует более четкой мобилизации гражданского сознания.   

И в этих условиях нельзя жить только умом – с кризисом цивилизации пришло горе от ума. Жить – значит постоянно тренировать ощущения. А кто опоздал даже с тренировкой своего ума – суждено освоить многоборье. Тоже интересный вид спорта.

Алгоритм этой внутренней работы по настройке своего восприятия в ответ на вызовы жизни только очень условно и в общих чертах можно изобразить  на плоскости словесности. Он противоречив и не укладывается в рамки формальной и так называемой диалектической логики. С одной стороны, эта работа предполагает сознательное физическое погружение в поток жизни и как бы покорение ему, а с другой – наличие твердой воли и намерения плыть против мейнстрима, подкрепляемых практическим действием.

В «арабском» Коране это отражено в качестве основной обязанности человека, согласно Завета – «шахада», свидетельствование. Смысл этот пока, к сожалению, неточно и даже превратно переведенный – не только на другие языки, но главное – на практику человеческого общежития. Поэтому, может быть, более доступным для широкого понимания является другой образ – образ спасательного круга во время потопа – который следует из цепочки Писаний, включая Коран. Смысл написанного на этом спасительном круге можно передать примерно так:

Ум, когда он бессилен перед вызовом жизни, превосходится и одолевается Мудростью. Мудрость же безусловно превосходится и одолевается Кротостью. Из Евангелий известно, что именно кроткие унаследуют землю. Уповающие же на хитрость (например, в формате лицемерия, самообмана или манипулирования интересами и свободой других) должны знать, что «хитрость есть не ум, а усиленное действие инстинктов, вызванное отсутствием ума».

Отсюда вытекает и образ героя нашего переходного и, в каком-то смысле, «последнего», крайнего времени (Ахыр Заман, так моя казанская бабушка говорила) – кроткие миротворцы. Нет такой силы, которая пересилит миротворцев, даже предательство. Этот образ, проходящий через все Писания, плохо ложится на сегодняшний язык-жаргон, и, скорее всего, понимается превратно. Но из этого следует только то, что его смысл придется восстановить и воплотить – практическими делами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции