ПОД ДАМОКЛОВЫМ МЕЧОМ — 115 ДИЛЕРОВ

Федеральный размах приняло возбужденное УФАС по РТ дело в отношении Ford-Sollers (ООО «Форд Соллерс Холдинг»). Компания, по версии антимонопольщиков, вступила в сговор со своими официальными дилерами, рассылая им письма с указанием цен на техническое обслуживание автомобилей, которых все они обязаны придерживаться. Такую практику ведомство Александра Груничева квалифицировало как незаконную «координацию экономической деятельности».

Дело было возбуждено в Казани и первоначально под подозрением оказались татарстанские дилеры: ООО «ТрансТехСервис-НК» и ООО «Союз-Гарант» (входят в группу ТТС), ООО «Аларм-Соллерс Казань» (более известен как «Аларм-Моторс») и ООО «СТО Акос-Альметьевск».

Однако в начале октября дело, заинтересовавшись, забрал себе центральный аппарат ФАС России. Причины газете «БИЗНЕС Online» там кратко объяснили тем, что «данный рынок не ограничивается границами одного региона». В УФАС по РТ газете «БИЗНЕС Online» пояснили, что ФАС имеет право забирать себе любое имеющееся у территориальных управлений дело, также было сделано предположение, что причиной стала «важность» дела.

Практику рассылки писем официальным дилерам с указанием цен на техобслуживание автомобилей, ведомство Александра Груничева квалифицировало как незаконную «координацию экономической деятельности»
Практику рассылки писем официальным дилерам с указанием цен на техобслуживание автомобилей ведомство Александра Груничева квалифицировало как незаконную «координацию экономической деятельности» (фото: chelnyedinros.ru)

Согласно сайту Ford-Sollers, партнерская сеть компании в России насчитывает 115 официальных дилеров — над каждым из них, получается, нависла угроза санкций. Административная ответственность за координацию экономической деятельности — это драконовские штрафы от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей, рассказала «БИЗНЕС Online» Ксения Гайнанова, управляющий партнер юридической компании «Гейн и Партнеры». «При этом штраф может быть наложен на каждого из участников группы лиц, получившего доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства», — добавляет юрист.

Таким образом, если наказание пройдет по максимальной планке, то цена вопроса превысит полмиллиарда рублей — 580 миллионов. Правда, для этого ФАСу придется доказать вину каждой отдельной компании.

В начале октября дело, заинтересовавшись, забрал себе ФАС России, возглавляемый Игорем Артемьевым (слева)
В начале октября дело забрала себе ФАС России, возглавляемая Игорем Артемьевым (слева)

РЕКОМЕНДОВАНЫ МАКСИМАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ

В Казани заседания УФАС проходили за закрытыми для прессы дверьми — об этом ходатайствовал сам Ford-Sollers. Впоследствии антимонопольщики немного приоткрыли «БИЗНЕС Online» завесу тайны, рассказав, что еще в 2014 году была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ТрансТехСервис-НК».

Тогда и было установлено, что официальные дилеры Ford не рассчитывают себестоимость своих услуг по плановому техобслуживанию автомобилей, а просто выставляют «рекомендованные максимальные цены», которые им присылает дистрибьютер — Ford-Sollers. Сразу после получения информации дилеры загружают ее в свою производственную программу.

При этом выбора у владельцев новых машин нет — они обязаны обслуживаться у официальных дилеров, какую бы цену им ни выставили, иначе теряют «гарантию». На легковые автомобили Ford срок ее действия составляет три года или 100 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). На коммерческие автомобили Transit, Connect, Ranger и автомобиль Edge дается двухлетняя гарантия без ограничения пробега.

Согласно сайту Ford, техническое обслуживание, к примеру, челнинского Ford EcoSport обойдется в 10,5 тыс. рублей. Владельцу елабужского Ford Explorer придется выложить уже 17,5 тыс. рублей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обзвонил автосалоны под видом клиента и убедился, что ценники у всех дилеров — и у ТТС, и у «Аларм-Моторс» — действительно одинаковые. Разве что в ТТС дают небольшую скидку обладателям «золотой карты».

Интересно, что для машин старше трех лет действуют «специальные цены» — значительно ниже. Так, к примеру, ТО Ford Explorer обойдется на 2600 рублей дешевле. Казалось бы, какая разница? Ведь себестоимость не уменьшается. Вся разница в том, что «гарантийное рабство» заканчивается.

Для сравнения корреспондент позвонил в одну из обычных станций техобслуживания, где не смогли сообщить, сколько будет стоить аналогичный пакет услуг, но отметили, что автомобилисты часто прибегают к их услугам и во время гарантии: «По работе замена масла двигателя — 500 рублей, замена воздушного фильтра — 200, салонного − 300. Плюс стоимость самих фильтров». Эксперты «БИЗНЕС Online» навскидку оценивают разрыв в цене между официальными дилерами и остальными техцентрами в ощутимые 30 - 40%.

Владельцу елабужского Ford Explorer придется выложить уже 17,5 тыс. рублей за ТО
Владельцу елабужского Ford Explorer придется выложить уже 17,5 тыс. рублей за ТО

FORD НИКОГО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ?

По словам представителей УФАС по РТ, во время разбирательства ответчики пытаются доказать, что практика установления единых цен — не «координация экономической деятельности» (согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом), а «вертикальное соглашение» (отношения между покупателем и продавцом). Из самого Ford-Sollers в «БИЗНЕС Online» пришел ответ, что они «не комментируют дела, решения по которым не вынесены».

Из «ТрансТехСервиса» получен ответ о том, что с претензиями УФАС там «полностью не согласны». Доводы УФАС, по мнению компании Вячеслава Зубарева, несостоятельны, потому что Ford-Sollers формально ни к чему дилеров не принуждает: «Все цены на услуги технического обслуживания, в том числе размещенные на официальном сайте Ford, носят рекомендательный характер». Также отмечается, что никаких действий по принуждению ТТС дистрибьютор не совершал — все добровольно.

Доводы УФАС, по мнению компании Вячеслава Зубарева «ТрансТехСервис», не состоятельны потому, что Ford-Sollers формально ни к чему дилеров не принуждает
Доводы УФАС, по мнению компании «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, несостоятельны, потому что Ford-Sollers формально ни к чему дилеров не принуждает

В «Аларм-Моторс Форд» отказ от комментария был сформулирован довольно оригинально: «Ввиду того что на нашем предприятии смена руководства, комментариев по данному вопросу мы не имеем». От остальных дилеров ответов на запрос «БИЗНЕС Online» не поступило.

Источник из дилерской среды повышенную стоимость услуг объясняет тем, что «официалы» обязаны точно выполнять технический регламент обслуживания автомобиля. «Причем именно с точки зрения технологий, а не цены», — говорит наш собеседник. Если в автомобиль нужно заливать именно конкретное масло или ставить конкретные датчики, то официальный дилер будет заливать именно это масло или эти датчики и не имеет права использовать другие. «А у «дяди Васи» ставят китайские аналоги, качество которых вызывает сомнение у производителя. Поэтому производитель и не ставит их у себя на заводе. И цена аналогов, естественно, ниже». Также различается и время выполнения работы, если делать по всем стандартам или по более короткому пути. Ну а единая цена устанавливается для того, чтобы дилеры не начали ценовые войны между собой или, наоборот, не задирали стоимость услуг там, где официальный дилер один.

В КРИЗИС ДИЛЕРОВ КОРМИТ АВТОСЕРВИС

ФАС и раньше пыталась встать на защиту автомобилистов. В 2011 году ведомство попыталось и вовсе признать незаконными запрет на обращение к неофициальным дилерам во время гарантийного обслуживания автомобиля. Это, по предположению ведомства, снизило бы цены на техобслуживание и у официальных дилеров. Но тогда попытка не увенчалась успехом.

Имеет свою историю борьбы с дилерскими «фокусами» и УФАС по РТ. В прошлом году ведомство возбудило дело в отношении технического обслуживания автомобилей марки Kia. Выяснилось, что «Акос-Трейд», занимая лидирующие позиции по количеству машин данной модели, решил упрочить свои позиции, внеся в договоры пункт, что покупатели машин для сохранения гарантии обязаны проходить техобслуживание только у них. То есть под запрет попали услуги даже других «официалов». В ходе разбирательства «Акос-Трейд» злосчастный пункт из договора исключил, и УФАС по РТ, признав компанию нарушителем, прекратило рассмотрение дела «в связи с добровольным устранением». Однако в решении антимонопольщики не исключили «возбуждения административного производства» по данному факту.

УФАС по РТ в прошлом году возбудило дело в отношении техобслуживании автомобилей КИА компанией «Акос-Трейд»
УФАС по РТ в прошлом году возбудило дело в отношении техобслуживания автомобилей Kia компанией «Акос-Трейд»

В кризис, однако, значение спора резко возрастает, поскольку именно автосервис «кормит» дилеров в условиях двукратного падения продаж новых автомобилей. «Раньше 90 процентов дохода давали продажи автомобилей и 10 процентов — сервис. В прошлом году мы 50 на 50 планировали, и если бы не сумасшедшая продажа в конце года, оно где-то так и вышло бы», — признавался владелец ТТС в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

При этом понятно, что практики единых цен придерживается не только Ford-Sollers, так что если дело ФАС против него закончится обвинительным вердиктом, это станет важным прецедентом для всего авторынка России.

«ПО КАЧЕСТВУ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ МНОГО ПРЕТЕНЗИЙ КАК РАЗ ТАКИ К «ОФИЦИАЛАМ»

Для полноты картины «БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов из автомобильной сферы о данном антимонопольном разбирательстве.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России (ФАР) по РТ:

— С моей точки зрения, это почти что внутренняя политика компании. Они являются официальными дилерами компании и должны подчиняться ей, потому что получают авто по минимальной цене и дальше имеют свои проценты. Так можно за любую марку взяться, любую компанию. Впрочем, я не специалист в антимонопольном законодательстве.

Что касается стоимости техобслуживания, то у «официалов» все намного завышено. На 30 - 40 процентов превышает стоимость, чем у других. У них и нормочас стоит дорого, и сами работы. Запчасти идут не с такой существенной накруткой, хотя тоже дороговато.

Тем, кто находится на гарантии, волей-неволей приходится у «официалов» обслуживаться, но удовольствие не из дешевых. При этом не сказал бы, что они делают лучше, чем в соседнем боксе «неофициал». По качеству техобслуживания много претензий как раз таки к «официалам». Очень много. Они пользуются положением: человек поедет именно к ним либо, если несколько дилеров, к любому из них, но не к другим. Естественно, качество работы не на высоте. Но когда жалуешься на дилеров наверх, к тому же производителю, то никакой реакции нет.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» обзвонил автосалоны под видом клиента и убедился, что ценники у всех дилеров — и у ТТС, и у «Аларм-Моторс» — действительно одинаковые
Корреспондент «БИЗНЕС Online» обзвонил автосалоны под видом клиента и убедился, что ценники у всех дилеров — и у ТТС, и у «Аларм-Моторс» — действительно одинаковые

Сергей Шубин — совладелец казанской компании «Автолига» (сеть техцентров):

— В Госдуме уже несколько лет обсуждается законопроект о том, чтобы клиент, не теряя гарантии, смог проходить техобслуживание не только у дилера, но и на любой неофициальной станции. При условии, что она отвечает определенным стандартам производителя, имеет дилерское диагностическое оборудование, гостовский сертификат соответствия, использует оригинальные качественные запчасти либо хорошие аналоги. Проект связан и с антимонопольщиками в том числе.

Законопроект все никак не могут принять, так как официальные дилеры имеют весомое лобби. То, что произошло с Ford-Sollers, может, наконец, повлияет, и закон все-таки примут. Мы и сами этого очень ждем, потому что мы обслуживаем много марок. B премиум-сегмент, в частности, Mercedes и BMW. И многие наши клиенты ездят как к нам, так и к дилеру. К дилеру в основном обращаются за какими-то мелкими услугами, например, на замену масла, чтобы поставили печать и не слететь с гарантии. А другие работы стараются делать там, может быть, где сервис лучше или цена интереснее.

При этом официальные дилеры также стараются работать качественно и хорошо. Сейчас многие опустили цены на запчасти, предлагают также скидки на нормочас. Рынок продаж автомобилей упал, грубо говоря, на 50 процентов, и они должны жить, в принципе, только за счет сервиса. А к ним на обслуживание едет очень мало машин, так как изначально были выставлены очень дорогие цены на обслуживание. При этом наличие гарантии существенно влияет на выбор. Только единицы сразу переходят на сторону.

У меня точной статистики нет, но очень много клиентов, наверное, больше половины, уходят от дилера после окончания срока гарантии. И многие дилеры стараются внедрять специальные программы. Например, о том, что машинам после окончания гарантийного срока предоставляются скидки до 40 - 50 процентов на обслуживание. И тогда цены становятся близкими к реальности.