Вячеслав Зубарев
Вячеслав Зубарев: «Какое-то время дилеры за свой счет смогут удержать рост цен. Тем не менее процесс идет, волна повышения цен докатится до всех»

НЫНЕШНИЕ ЦЕНЫ — ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ

Процесс повышения цен на российском автомобильном рынке равномерно продолжается. Некоторые производители уже увеличили стоимость своих авто на 5 - 7%, отменили какие-то акции. Некоторые планируют это сделать в октябре. Причины понятны: за август и сентябрь рубль подешевел чуть ли не на 20%, естественно, это не может не сказаться на рублевых ценах на автомобили. И процесс удорожания, очевидно, будет продолжаться. Возможно, пока это почувствовали не все потребители и на некоторые марки цены могут пока еще оставаться прежними, так как у дилеров есть выкупленные по старым ценникам «запасы». Поэтому какое-то время дилеры за свой счет смогут удержать рост цен. Тем не менее процесс идет, волна повышения цен докатится до всех. Например, в ТТС по большинству марок товарные запасы автомобилей, выкупаемых по «старым» ценам, позволяют не поднимать цены в ближайшие две недели, а возможно, и до конца месяца в зависимости от активности продаж.

В период девальвации, кризиса и нестабильности курса рубля традиционное оживление наблюдается в премиум-сегменте, интерес к которому подогревается тем, что цены на такие машины растут чуть медленнее, а также выходящими новинками. Например, скоро пройдет презентация новой, 7-й серии BMW, нового X1, Lexus ES. Также достаточно большой спрос ожидается среди внедорожников. Почему? Потому что все понимают — хорошие предложения на автомобильном рынке заканчиваются. Ну и очевидно, что в преддверии снегопадов спрос на машины с высоким клиренсом существенно вырастает. В частности, трудно сегодня найти в нужной комплектации уже упомянутый BMW X5. Закончились RAV4, в дефиците Mazda CX-5. Явная нехватка нового Mitsubishi Outlander и Ford Kuga. Квоты на эти автомобили, которые выделялись на российский рынок в этом году, явно недостаточны. Люди понимают, что нынешние цены — это явление временное, поэтому ожидается хорошее оживление спроса.

АВТОВАЗ ПОВЕЛ СЕБЯ НЕОДНОЗНАЧНО

Что касается автомобилей среднего и малого класса, отечественных авто, здесь ситуация неравномерная. Скажем, KIA Rio, Hyundai Solaris чувствуют себя достаточно неплохо в данной ситуации. К примеру, у Hyundai вообще наименьшие потери продаж по сравнению с прошлым годом. Достаточно удовлетворительно держится и Renault. Но, как ни крути, спад продаж наблюдается у всех. Ну а главные аутсайдеры, такие как Chevrole, Opel, почти ушли с рынка, их нишу заняли вышеупомянутые марки. Довольно неоднозначно, кстати, повел себя и АвтоВАЗ, который оказался в числе первых, кто поднял цены на свою продукцию. И это странно, так как доля импортных деталей у них самая минимальная. Это не могло не сказаться на объемах продаж. Последние два месяца виден серьезный спад. Скорее всего, тенденция продолжится, если ценообразование на LADA не станет более конкурентным.

А необычный всплеск продаж автомобилей того же среднего класса, который был в августе, объясняется тем, что люди пытались успеть приобрести машины до повышения цен и делали это совершенно разумно. В начале сентября последовало сезонное снижение спроса, а к концу месяца и к началу октября спрос вновь пошел в рост, потому что потребитель понимает: если необходимо покупать автомобиль, нужно поспешить, пока есть возможность сделать это до следующего повышения цен. Отсюда такие скачки в спросе, которые определяются, во-первых, тем, как давно повышались цены в этом сегменте, а во-вторых, наличием ассортимента. Потому что, как ни странно, при общем падении продаж тем не менее по некоторым моделям автомобилей наблюдается легкий дефицит. Сейчас производитель учитывает нынешнее экономическое положение, многие скорректировали планы по выпуску автомобилей, чтобы избежать «перезатоварки». Раньше часто бывало, что к концу года скапливались огромные склады, приходилось автомобили распродавать в убыток. Сегодня же такого давления на складах практически нет, так как в этом году большинство производителей скорректировало свои планы, чтобы застраховаться от переизбытка автомобилей.

22.jpg
АвтоВАЗ оказался в числе первых, кто поднял цены на свою продукцию. Это не могло не сказаться на объемах продаж: последние два месяца виден серьезный спад (фото: www.lada.ru/)

ВСЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ КУРСА РУБЛЯ

Сентябрь уже прошел, и мы пока не имеем официальной статистики, но я понимаю, что продажи по сравнению с августом уменьшатся. Да и в целом, думаю, падение спроса на автомобильном рынке будет нарастать. И это падение может продолжиться до конца года, потому что, как я уже сказал, одна из причин — переполненных складов практически ни у кого из производителей нет, до конца года такие склады вряд ли появятся. А значит, не будет каких-то сумасшедших скидочных акций. Ну и неизбежно скажется постепенный рост цен. Мы все помним, какой в прошлом году был безумный декабрь, и понимаем, что такого ажиотажа ждать не стоит — в декабре этого года продажи просядут.

Но это предварительный прогноз, все будет зависеть от курса рубля и от программ господдержек. Если отечественная валюта вновь рухнет, то, конечно же, возможны какие-то всплески продаж. Ведь мы понимаем, что колебания валютного курса оказывают сильнейшее влияние на текущее поведение покупателей и спрос на товары с высокой стоимостью, такие как автомобили. Например, почему произошел всплеск продаж в августе? Потому что рубль подешевел на 20%. То есть повторение недавнего резкого ослабления рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение. Но если ситуация более или менее сохранится, то предполагаю, что падение продаж в четвертом квартале 2015-го будет больше, чем в третьем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции