Крупнейшей частной компанией Татарстана, разумеется, стала «Татнефть» с оборотом 476,4 млрд. рублей и капитализацией, выросшей с 510,9 до 691,6 млрд. рублей на 27 августа 2015 года
Крупнейшей частной компанией РТ стала «Татнефть» Наиля Маганова с оборотом 476,4 млрд. рублей и капитализацией, выросшей с 510,9 до 691,6 млрд. рублей на 27 августа 2015 года

ТРИЛЛИОН НА ШЕСТЕРЫХ — НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД?

Сначала о методологии, которую используют составители рейтинга. Компании ранжируются по годовой выручке (в данном случае речь идет о 2014 годе), желательно — по МСФО, при этом в их капитале государство и иностранные совладельцы должны участвовать не более чем на 50%. Банки, страховщиков, лизинговые, инвестиционные и управляющие компании журнал в список не включает. Именно по этой причине в рейтинге не оказалось ТАИФа, который представляли лишь его отдельные активы.

Великолепная шестерка татарстанцев выручила в прошлом году 969,5 млрд рублей (годом ранее — 920,8 миллиарда). Крупнейшей частной компанией Татарстана, разумеется, стала «Татнефть» с оборотом 476,4 млрд. рублей и капитализацией, выросшей с 510,9 до 691,6 млрд. рублей на 27 августа 2015 года. Правда, подопечные Наиля Маганова переместились с прошлогоднего 7-го на 8-е место, а все из-за торговой компании «Мегаполис». Последняя с выручкой 507 млрд. рублей подвинула на строчку вниз не только татарстанских нефтяников, но и металлургическую компанию Evraz (7-е место), ныне прописанную в Лондоне, где, к слову, проживает и ее крупнейший акционер (30,99%) Роман Абрамович.

Говоря о «перспективном наследстве», оставленном ушедшим на покой в 2013 году Шафагатом Тахаутдиновым, Forbes упоминает не только ТАНЕКО, способный перерабатывать высокосернистую нефть, но и зарубежные проекты в Сирии и Ливии, приостановленные из-за военных конфликтов, которые важны для «Татнефти» из-за истощенности ее месторождений в республике. Впрочем, недавно стало известно, что компания рассчитывает возобновить свои операции в Ливии, как только позволят обстоятельства, следует из ее финансового отчета по МСФО. Согласно материалам, на 30 июня 2015 года у компании имелись активы, связанные с операциями в североафриканской стране, в размере 5,7 млрд. рублей, из которых 5,5 млрд. рублей составляли капитализированные затраты на разведку, 210 млн. рублей — товарно-материальные запасы и 9 млн. рублей — денежные средства. Что касается Сирии, то по понятным причинам в ближайшем будущем страна вряд ли может заинтересовать инвесторов или добытчиков.

Чтобы не вставать два раза, сразу расскажем о компании, которая обошла татарстанских нефтяников, поднявшись с 8-й на 6-ю строку списка Forbes с 507 млрд. рублей выручки. Группа компаний «Мегаполис» — самый крупный в России оптовый продавец табачной продукции по эксклюзивным контрактам с Japan Tobacco International, Philip Morris International, Imperial Tobacco Group. Несмотря на все антитабачные законы последних лет, оборот ГК в 2014 году вырос на 64,8%. Интересно, что владельцы «Мегаполиса» Игорь Кесаев и его бывший преподаватель в МГИМО Сергей Кациев начали торговать сигаретами в начале 1990-х и быстро вывели компанию на лидирующие позиции. В конце 2013 года их бизнес уже оценивался в $3,75 млрд., а Japan Tobacco Inc и Philip Morris International объявили о покупке 40% ГК «Мегаполис» за $1,5 миллиарда. Сегодня 92,2% оборота группы приходится на сигареты, 5,6% — на пиво, при этом она контролирует около 70% табачного рынка России.

Альберт Шигабутдинов
Альберт Шигабутдинов

ТРИ БОГАТЫРЯ ШИГАБУТДИНОВА: НКНХ, ТАИФ-НК, КОС

Вторым татарстанским участником рейтинга на сей раз стал «Нижнекамскнефтехим», также сделавший лишь один шаг назад, в отличие от большинства представителей республики. Надо сразу сказать, что в нынешний список уже традиционно попали сразу 3 предприятия группы «ТАИФ», недавно отметившей свое 25-летие и известной как своей закрытостью, так и тем, что с ней связаны все четыре долларовых миллиардера РТ: Айрат и Радик Шаймиевы, Рустем Сультеев и Альберт Шигабутдинов.

НКНХ с выручкой 137 млрд. рублей обосновался на 43-й строке, причем его капитализация за год выросла вдвое: с 33 до 66,7 млрд. рублей. В прошлом году Forbes поставил предприятие во главе с Азатом Бикмурзиным на 42-е место, но это отступление, вероятно, будет временным. Выручка нефтехимиков в первом полугодии уже составила 76 млрд. рублей, а их финансовые перспективы не внушают опасений, в отличие от некоторых строительных и торговых компаний, ненамного опередивших НКНХ. Ведь после падения долларовых цен на нефть стоимость основного сырья для комбината резко снизилась, а контракты на синтетический каучук «Нижнекамскнефтехим» традиционно заключает в твердой валюте — даже с российскими потребителями.

Радик Шаймиев
Радик Шаймиев

Пока же НКНХ удалось подвинуть собратьев по материнскому холдингу на третье место среди компаний РТ. Выручка ТАИФ-НК за год выросла на 4,8% до 132 млрд. рублей, но это не помогло ей удержать прошлогодние позиции: компания опустилась с 41-го места на 47-е. Впрочем, в конце августа ТАИФ наконец-то купил «Татнефтепродукт», на который «облизывался» все последние годы, перед его нефтяным подразделением забрезжили новые возможности. Имея самый мощный перерабатывающий (на данный момент) комплекс, ТАИФ-НК располагала карликовой сетью из 44 АЗС. Теперь же, после поглощения крупнейшего заправщика Татарстана, Рушан Шамгунов способен дать бой на этом фронте Маганову, получив дополнительные барыши, а с ними и шанс подняться в следующем рейтинге Forbes.

Единственное татарстанское предприятие, которому в этом году удалось улучшить позиции — «Казаньоргсинтез». Этот актив ТАИФа не только в 4 раза увеличил капитализацию, с 12,5 до 48,7 млрд. рублей, но и с 54,6 млрд. рублей выручки поднялся со 121-го места на 117-е. Среди тех, кого удалось обойти казанцам, есть хорошо знакомые названия: например, резко сдавшие «Седьмой континент», «Соллерс» и «Фармстандарт». У КОСа, как и НКНХ, есть все возможности для дальнейшего восхождения: в первом полугодии его выручка превысила 34 млрд. рублей практически по тем же причинам, что и у «коллег по цеху» из Нижнекамска. Соль бухгалтерии химического гиганта в том, что затраты, в том числе на сырье, практически не увеличились, а цены, несмотря на возрождение из пепла (в прямом смысле) конкурента в лице лукойловского «Ставролена» рванули вверх. Пожалуй, именно эта модель, практикуемая в нефтехимии, является наиболее эффективной в нынешних условиях.

Сергей Когогин
Сергей Когогин

ПОМОЖЕТ ЛИ КОГОГИНУ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ФЕОФАНА?

А вот перспективы крупнейшего производителя грузовиков в России не выглядят радужными. КАМАЗ с прошлогоднего 47-го места упал сразу на 60-е и вряд ли может надеяться на реванш. Да, его капитализация на 27 августа оказалась все же выше, чем год назад (24,8 против 23,8 млрд. рублей), но дела у челнинцев, как известно, идут ни шатко ни валко. Если в прошлом году выручка автозавода составила 110,6 млрд. рублей, то теперь в первом полугодии Сергей Когогин наторговал только на 35,1 млрд. рублей, так что в очередной раз обновленный прогноз — 97,7 млрд. рублей к 1 января — выглядит чересчур оптимистичным. Слишком уж серьезно просел российский авторынок, реанимировать который вряд ли может даже благословение митрополита Феофана.

Вячеслав Зубарев
Вячеслав Зубарев

Спад автомобильных продаж затронул и крупнейшего в России регионального автодилера — компанию «Транстехсервис». Впрочем, как рассказал ее глава Вячеслав Зубарев в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online», в 2014 году у ТТС были «великолепные показатели», несмотря на падения российского рынка новых авто на 10%. Тем не менее даже с более чем солидной выручкой в 58,9 млрд. рублей «Транстехсервис» переместился на 108-е место со 104-го. Как говорит Зубарев, компания подготовилась к последовавшему затем обвалу, но понятно, что снижение продаж новых машин в стране на 30 - 40% неизбежно скажется на финансах всех игроков на рынке. Для рейтинга Forbes это может означать дальнейшее ухудшение позиций ТТС.

ГАЛИЦКИЙ ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ФРИДМАНА

Теперь немного о других участниках рейтинга Forbes. Его первая десятка претерпела лишь косметические изменения, за единственным исключением. Первое место уверенно удерживает «Лукойл» Вагита Алекперова, выручка компании по итогам 2014 года выросла еще на 940 млрд. до 4,74 трлн. рублей. Того и гляди нефтяники догонят наше «национальное достояние» «Газпром», чистая выручка которого составила около 5,5 трлн. рублей. Второе место в списке занимает скупой рыцарь российской нефтянки — «Сургутнефтегаз» — под управлением Владимира Богданова с 890,6 млрд. рублей выручки. Почему скупой рыцарь? Да просто компания известна тем, что не любит тратить заработанные деньги: к 1 июля на ее депозитах скопилось 1,9 трлн. рублей (причем финансовая подушка на 80% номинирована в валюте). При этом Богданов щедр к акционерам: только за прошлый год он выплатил дивидендов на 86 млрд. рублей — вдвое больше, чем годом ранее. В СМИ даже появилось оригинальное определение «Сургута» — «частный стабфонд», только непонятно, чей: конечные бенефициары компании широким массам неизвестны, что приводит к появлению самых фантастических теорий на эту тему.

Рокировка произошла между третьим и четвертым местам рейтинга Forbes, где торговая сеть «Магнит» Сергея Галицкого (763,5 млрд. рублей выручки) обошла «Вымпелком» (торговая марка «Билайн», выручка — 757,6 млрд. рублей), подконтрольный «Альфа Групп» Михаила Фридмана (владеет 56,2%). Мобильная связь и передача данных в России уже не развиваются столь бурными темпами, как ранее, и второй крупный акционер «пчел», норвежская Telenor (33%), в последнее время проявлял недовольство операционными и финансовыми результатами. И в апреле в компании сменился главный управляющий директор — вместо Джо Лундера этот пост занял Жан-Ив Шарлье, хотя представители «Вымпелкома» отрицали связь между этими двумя фактами.

Зато для Галицкого 2014-й был удачным: выручка бюджетного «Магнита» увеличилась на 183,8%. Правда, уже в этом году оборот розничной торговли в стране заметно сократился, а название «Магнит» стало ассоциироваться с разного рода скандалами: то его сотрудники запрут в кладовке школьниц, то покупателям нахамят, а то и вовсе доведут до смерти старушку-блокадницу, обвинив в краже трех пачек масла. Через два дня после этого скандального происшествия Галицкий выгодно продал 1% акций сети (1 млн. штук) за 9,8 млрд. рублей, из которых 20% выкупили российские инвесторы. Скорее всего, деньги ему понадобились на достройку стадиона с крышей особой вантовой конструкции и системой инфракрасного обогрева для ФК «Краснодар», который содержит бизнесмена. И еще один факт: «Магнит» — крупнейший работодатель рейтинга, в сети по итогам года насчитывалось почти 258 тыс. сотрудников.

Прямой конкурент «Магнита», X5 Retail Group, еще несколько лет назад бывший безоговорочным лидером российского продуктового ретейла, ныне обретается на 5-й строчке рейтинга с 633,9 млрд. рублей выручки. Компания, из которой торчат уши все той же «Альфа групп» и конкретно Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». В сентябре 2015 года Стефан Дюшарм, возглавлявший X5 с 2013 года, покинул свой пост «в связи с успешным завершением этапа преобразований, которым он руководил». Его пути впервые пересеклись с траекторией будущей торговой империи Фридмана в 1994 году, когда только что созданный «Перекресток» получил от ЕБРР, где работал француз, кредит на $40 миллионов. По итогам 2014 года денежный бонус Дюшарма составил 108 млн. рублей. Дав отставку французу, X5 Retail Group тут же недвусмысленно дала понять, что хочет участвовать в программе минпромторга по продовольственным картам для малоимущих россиян, объявив о поддержке этой инициативы. Что ж, кризис не тетка.

ПОТАНИН ОТБИВАЕТСЯ ОТ ЖЕНЫ, А «БАШНЕФТЬ» ЗАКРЫВАЕТ ОФШОРЫ

Строкой ниже «Татнефти» с выручкой в 456 млрд. рублей расположился холдинг «Норильский никель», контролируемый Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской. Капитализация ГМК, который вытеснил из Топ-10 «Северсталь» Алексея Мордашова, по итогам 2014 года выросла на 15% в долларовом выражении, а Потанин в марте впервые возглавил рейтинг богатейших российских бизнесменов по версии Forbes. Однако «Норникель» испытывает те же сложности, что и другие горнорудные и металлургические компании — цены и спрос на производимую продукцию снижаются. Потанин пытается маневрировать и ищет способы повысить эффективность бизнеса. «Норильский никель» уже расстался с убыточными активами в Австралии и Африке, вот-вот закроет старый никелевый завод в Норильске, сделав ставку на свои предприятия на Таймыре и в Мурманской области.

На прошлой неделе ГМК получил неожиданный удар под дых от немецкого Volkswagen. После того как автоконцерн вляпался в громкий скандал — бортовые компьютеры его дизельных авто занижали показатели выбросов вредных веществ, цены на платину резко упали. Стоимость драгметалла 24 сентября составила $942 за унцию, приблизившись к семилетнему минимуму. В катализаторах дизельных автомобилей используется около 5,5 г платины, а «Норникель» является четвертым по величине мировым производителем этого металла. Впрочем, к концу недели котировки совершили разворот, а в среднесрочной перспективе комбинат рассчитывает на умеренный дефицит платины в 2015 - 2016 годах и рост ее потребления на 4% благодаря восстановлению европейского авторынка. Сам же Потанин успешно отбился от покушения на принадлежащие ему активы: 9 сентября Пресненский районный суд Москвы отказал бывшей жене олигарха Наталье в разделе акций ГМК «Норильский никель» и «Интеррос», и спустя неделю тот уже открывал в Норильске самый северный в мире аквапарк.

Замыкает десятку «Башнефть» с 438,3 млрд. рублей выручки. В памяти народной еще свежа история с домашним арестом владельца АФК «Система» (до декабря 2014-го контролировала нефтекомпанию) Владимира Евтушенкова и добровольно-принудительной передачей акций «Башнефти» в пользу государства. В сентябре нынешние основные акционеры — РФ в лице Росимущества (50,08%) и Башкортостан (25% плюс 1 акция) — подписали соглашение, согласно которому республика не имеет права отчуждать принадлежащую ей долю без согласия Росимущества. При этом все ключевые решения будут приниматься только по согласованию с Москвой.

На прошлой неделе «Интерфакс» со ссылкой на свои источники сообщил, что «Башнефть» переведет контроль над основными активами, в том числе квазиказначейскими акциями, в российскую юрисдикцию. Деофшоризация будет проведена в три этапа: создание российской компании, увеличение уставного капитала иностранных юрлиц с целью погашения внутригрупповых задолженностей и финансирования ликвидационных процедур, ликвидация компаний.

Подводя итоги 2014 года, Forbes пишет, что суммарная выручка 200 крупнейших частных компаний РФ выросла более чем на 13,8% до 27,2 трлн. рублей. Однако затем последовал обвал экономики в 2015-м, который журнал сравнивает с кризисным 2009-м, когда суммарная выручка участников рейтинга упала на 9,6%. В тот год перестали существовать 11 компаний, и, судя по всему, что-то подобное мы увидим и по итогам 2015 года, делают выводы авторы.