Искандер Гиниятуллин
Искандер Гиниятуллин: «Задолженность за ЖКУ влечет за собой по цепочке долги всех перед всеми: перед поставщиками услуг, перед ресурсоснабжающими организациями»

В ДОЛЖНИКАХ 25% ДОМОХОЗЯЙСТВ, САМЫЙ КРУПНЫЙ ДОЛГ ЗА КВАРТИРУ — 1,3 МЛН. РУБЛЕЙ

Сегодня утром на брифинге в исполкоме Казани стало известно о начале спецоперации по возврату долга жителей за жилищно-коммунальные услуги. Как рассказал председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства Казани Искандер Гиниятуллин, в общей сложности горожане накопили 2 млрд. рублей, как если бы весь город вообще не платил за ЖКУ два месяца. Причем эта сумма как снежный ком нарастает от месяца к месяцу — с начала года она уже увеличилась на 10%. Для сравнения: 2 млрд. рублей — это более 10% бюджета Казани, который составляет в этом году 18,8 млрд. рублей.

В должниках порядка 25% домохозяйств города. Долги до 100 тыс. рублей имеют более 50 тыс. казанских семей. 1,7 тыс. семей задолжали от 101 до 300 тыс. рублей, 274 семьи накопили долги от 301 до 600 тыс. рублей, и 34 семьи задолжали за жилищно-коммунальные услуги более 600 тыс. рублей. Максимальная сумма долга по лицевому счету составляет 1,3 млн. рублей. Антирекордсменом стала неблагополучная семья из 9 человек, проживающая в Ново-Савиновском районе.

«Задолженность за ЖКУ влечет за собой по цепочке долги всех перед всеми: перед поставщиками услуг, перед ресурсоснабжающими организациями», — в который раз пожаловался Гиниятуллин. От неплатежей страдает также финансирование важной городской программы капремонта жилья, так как плата жителей за него заложена как раз в платежках.

В АНТИЛИДЕРАХ ОБИТАТЕЛИ НЕПРИВАТИЗИРОВАННЫХ КВАРТИР

43% всех долгов накопили, как это ни странно, обитатели неприватизированного жилья. А ведь само это жилье занимает только 10% от жилого фонда Казани! Сказывается сам контингент обитателей «муниципалок», который, видимо, располагает к безделью и накапливанию долгов. Но, с другой стороны, и воздействовать на них куда проще: по закону нанимателя-неплательщика (более 6 месяцев) по суду можно выселить в общежитие на площадь в 6 кв. м, если не мешают прописанные дети. К собственнику помещения такие меры применить нельзя. Поговорить с ними городские власти решили по-взрослому — без слез и уговоров.

«Было принято решение в случае злостных неплательщиков перейти к непопулярной мере — судиться на выселение из предоставленного муниципального жилья», — заявил Гиниятуллин. Для борьбы с должниками подано шесть исковых заявлений в суд. Вместе они накопили квитанций на 2 млн. рублей. «Выселение идет не на улицу, людям предоставляется помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства, а высвободившееся жилье будет предоставлено очередникам через управление жилищной политики. Эти квартиры получат реально нуждающиеся люди», — заявил глава комитета.

Две семьи уже выселены, взамен отдельных квартир площадью 27 и 53 кв. м они получили комнаты в общежитии площадью 9 и 12 кв. м соответственно. Интересно, что еще три семьи на пороге выселения неожиданно нашли ни много ни мало 694 тыс. рублей и погасили должок. По одному домохозяйству судебные разбирательства продолжаются. «Люди переезжают в комнаты со значительным снижением уровня жизни, но, к сожалению, и контингент нанимателей... Не знаю, сильно ли они заметят это ухудшение», — задался вопросом главный жилищник.

«ЧТОБЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ НЕОТВРАТИМОСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ»

«Это крайне непопулярная мера, мы никого не хотим лишать какого бы то ни было жилья, но нам надо решать вопрос оплаты предоставленных услуг», — пояснил Гиниятуллин и заверил, что эта работа будет продолжаться. «Если не понимают необходимость платить, то, по крайней мере, чтобы почувствовали неотвратимость последствий», — разъяснил он свою позицию.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как в городе намерены возвращать долги собственников жилых помещений — они накопили, соответственно, 57% совокупного долга, — Гиниятуллин пояснил, что с ними работают судебные приставы. «Применяется стандартный набор мер: отключение, частичное ограничение подачи ресурсов, арест имущества, если оно есть», — сказал глава комитета ЖКХ. Также недавно совместно с ГИБДД начали работать программные комплексы «Мобильный пристав», которые выбирают должников из потока машин. Продолжают «глушить» должникам и канализацию, запуская через трубы специального ежа».

ПРОГРАММА КАПРЕМОНТА ВЫПОЛНЕНА НА 98%

Несмотря на чудовищные долги жителей, программа капитального ремонта жилья-2015 в столице близится к финалу. Она завершена уже на 98%, осталось закончить работы в пяти домах, остальные 275 успешно отремонтированы. Особо отметил Гиниятуллин, что в этом году жилищникам удалось заменить рекордное количество лифтов — 110 в 34 домах. Он пообещал, что к 1 сентября дома будут сданы.

Несмотря на повышение цен на стройматериалы, жилищникам и в этом году удалось выкроить экономию в 10,5 млн. рублей — на них выполняются дополнительные виды работ в 7 домах, а также дополнительно включены в программу два дома — в Авиастроительном и Московском районах. В общей сложности за последние годы капитально отремонтирована треть жилого фонда города, подвел черту Гиниятуллин.

Помимо этого, в Казани завершается ремонт 17 школ и 4 детских садов, создание дополнительных мест в детсадах, а также ремонт пяти подростковых клубов. Немного припозднились с реализацией программы «Доступная среда» в школах города — создание пандусов, переоборудование туалетов и прочего. Выполнена она всего на 68%. Гиниятуллин пояснил, что задержка эта связана с длительным периодом «бумажных» согласований различными министерствами и ведомствами, но пообещал, что и эти работы будут выполнены в ближайшее время.

«У НАС ЕСТЬ МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ, ДОЛГ КОТОРОЙ — БОЛЬШЕ МИЛЛИОНА»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка и экспертам.

Марат Нуриев — депутат Казгордумы и директор «Уютный дом»:

— Мы своих должников разделили на несколько категорий. Первая категория — люди, которые имеют возможность платить, но или забывают, или не успевают. Им просто нужно напомнить — и они оплачивают. Вторая категория: имеют возможность платить, но не платят умышленно. Ездят на дорогих машинах, получают хорошую зарплату, но считают, что оплачивать коммунальные услуги необязательно.

И есть семьи, у которых действительно нет возможности платить. В основном это многодетные семьи, которые в свое время получили четырех-, пяти-, шестикомнатные квартиры. Сейчас у них по 500 - 600 тысяч рублей долга. У нас есть даже семья, долг которой — больше миллиона. Это замкнутый круг. Они не могут получить субсидии от государства из-за долгов, а так как они не получают субсидии и доходов нет, они не могут вносить квартплату. Я считаю, такие семьи все-таки должны получать субсидии, чтобы закрыть долги. Иначе они никогда не заплатят.

Выселять, наверное, это крайняя мера. Тем более выселять некуда. У нас нет маневренного фонда, то есть временного жилья. Вообще, сегодня у собственников жилья очень много прав и мало обязанностей, при этом за их невыполнение не предусмотрено практически никакой ответственности. Люди знают о своей безнаказанности. В магазине, например, покупатель сначала платит деньги, потом получает товар. У нас же человек сначала пользуется всеми услугами и только через месяц их оплачивает. Думаю, что-то в законе стоит поменять. А то даже для того, чтобы отключить у человека электричество, нужно сначала уведомить его за 30 дней до этого, получить его личную подпись, потом за 10 дней и за 3 дня. К одному должнику нужно сходить три раза!

Особенно поражает, что некоторые жильцы, имея по 500 - 600 тысяч рублей долга, не стесняются жаловаться на нас в прокуратуру.

Эмиль Гатауллин — юрист :

— Переселение — это крайняя мера. А что еще делать? С другой стороны, непонятно, насколько правильно расходуются средства. Получается, долги неплательщиков оплачивает кто-то другой. Непрозрачность и несправедливость расходования средств все равно будет вызывать вопросы у населения. Думаю, локально этот вопрос нельзя решить, только через смену власти. Чтобы новых «контролеров» контролировали те, кто занимал эти должности раньше. А когда уже 25 лет у власти одни и те же люди, толку не будет.

Вообще, у людей сейчас гораздо меньше денег. Среди населения наблюдается некая пассивность, наверное, уже к смерти все приготовились. Люди не знают, чего ждать: то ли кризиса, то ли войны. А в таких условиях предпринимать какие-то активные действия по зарабатыванию денег бессмысленно. Никто не говорит, что будет завтра. Смотрим телевизор и понимаем, что все, что там говорят, — ложь.

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов Казани:

— Считаю, что необходимо принять закон, на основании которого можно было бы злостных неплательщиков переселять в другое помещение. Пока нет этого закона, никто не имеет права переселять человека куда бы то ни было. Конституция РФ говорит, что собственность человека неприкосновенна.

Что в итоге? Сейчас же мы с вами все платим за себя и за того парня. Управляющие компании потихоньку разбрасывают долги и на добросовестных жильцов. Вы заметили, в этом году в Казани были огромные начисления по теплу, по воде? Такое происходит в том числе и из-за должников. Но это же беспредел! Однако пока нет законного механизма переселения, так будет продолжаться.

newsFederal_12112014_3749_a40220dff42415e678c904f91ca15d7c.jpg
В общей сложности горожане накопили 2 млрд. рублей, как если бы весь город вообще не платил за ЖКУ два месяца (фото: ikirov.ru)

ПОКА НЕ БУДЕТ ЖЕСТКИХ РЕШЕНИЙ — НЕПЛАТЕЖИ НЕИЗБЕЖНЫ

Александр Сидякин — депутат Госдумы:

— Дело в том, что 2 миллиарда — это квартиры, как находящиеся в собственности, так и в соцнайме. Выселить на сегодняшний день по законодательству только тех, кто не платит по договору социального найма, и то это непросто. А тех, у кого квартира находится в собственности, выселить нельзя. Есть определение Конституционного суда о том, что судебный иммунитет распространяется на единственную квартиру. Если есть еще одна квартира, то ее можно продать, но если она у тебя единственная, то за счет нее гасить задолженность нельзя. На самом деле это большая головная боль всей отрасли. У нас по России примерно 1 триллион рублей задолженности.

Что-то надо с этим делать. Надо еще понимать, что у нас в Татарстане один из самых высоких уровней собираемости платежей за ЖКУ — 98 процентов. Есть регионы с гораздо более скромными показателями, например, в том же Дагестане собирают около 92 - 93 процентов.

Выселение — это один из способов. Должен быть и кнут, и пряник. Мы, федеральные законодатели, в ближайшее время рассмотрим вопрос о возможности прямых договоров, когда напрямую будут договоры между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. В результате цепочка администрирования упростится, когда будут установлены отношения напрямую. Но надо осознать, что это точно такие же обязательства, как и по другим договорам. Например, по договору купли-продажи приходишь в магазин и сразу платишь за хлеб, масло. Чем в этом смысле отличается договор купли-продажи ресурсов, которыми ты пользуешься: тепла, воды, канализации? Я думаю, что какой-то еще рост задолженности все-таки возможен. До того, как мы не примем решение действовать жестко, это будет продолжаться.

Валерий Фадеев — главный редактор журнала «Эксперт», член центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»:

— Во-первых, не надо драматизировать ситуацию. Когда речь заходит о таких жестоких методах — а это жестокий метод, даже не жесткий, — то начинают вспоминать о бедных, обездоленных, пенсионерах. Но если посмотреть статистику неплатежей, то среди тех, кто не платит или плохо платит, пенсионеров 1 процент. Таким образом, как раз пенсионеры — небогатые люди — платят очень хорошо. Зачастую плохо платят люди гораздо более обеспеченные, полагая, что система ЖКХ может позволить их кредитовать. Есть проблема десоциализированных людей — алкоголиков, неработающих. Некоторые из них действительно очень плохо платят. Поэтому не надо драматизировать. Вряд ли власти, тем более ответственные власти Татарстана, пойдут на то, чтобы выселять социально ответственных граждан.

Проблема неплатежей действительно есть. Но вот если брать частных операторов, компании, которые собирают деньги, то некоторых из них собирают до 99 процентов денег, это очень высокая собираемость. Таким образом есть организационные технологии сбора денег у населения, которые дают очень хорошие результаты. Надо в первую очередь тиражировать эти технологии сбора, надо делать ставку на тех операторов, кто умеет собирать деньги без всякого выселения.

Следующий пункт, который обсуждается, он еще не решенный: кому должно платить население? Какие-то платежи мы делаем напрямую, например, ресурсным компаниям за электричество, а какие-то платежи мы делаем через посредников, часто управляющие компании. Это тоже дискуссионная проблема. Некоторые считают, что надо организовать прямые платежи, чтобы население, владельцы квартир, домов платили напрямую ресурсным компаниям, якобы это может улучшить положение дел, потому что деньги не будут отстаиваться в управляющих компаниях. Некоторые управляющие компании нерационально ведут бизнес или, наоборот, рационально в свою пользу, оставляя слишком большую долю денег на своих счетах. В этом тоже есть проблема — нарекания в адрес управляющих компаний.

Тем не менее решение проблемы не в той области, чтобы выгонять людей из квартир, даже если они алкоголики. Решение проблем все-таки в другой плоскости — в организации сбора денег, в эффективной работе с населением, с должниками и, возможно, в изменении самой структуры этих цепочек платежей.