Фото: simbeparhia.ru

«АНАКСИОС! АНАКСИОС!»

Неласковой оказалась встреча владыки Анастасия, который вот уже неделю именуется митрополитом Симбирским и Новоспасским, в Ульяновске. В понедельник, 20 июля, он прибыл в столицу своей новой епархии. Первое богослужение с его участием было назначено в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе на 17 часов вечера. Тогда же новый архипастырь должен был явить себя симбирской пастве и клиру. Но приезд бывшего казанского митрополита неожиданно обернулся церковным майданом.

Вечером на площадь перед ульяновским Спасо-Вознесенским кафедральным собором съехались на «Газелях» противники митрополита Анастасия. Как заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе симбирской митрополии, их было не больше 40 - 50 человек, однако ульяновские интернет-ресурсы сообщают о сотнях православных «протестантов». На видео, появившемся в сети, действительно можно увидеть внушительную группу людей — в основном женщин среднего и пожилого возраста в головных платках, которые при появлении Анастасия начинают скандировать вряд ли им прежде знакомое греческое слово «Анаксиос!» (с греч. «недостоин!» — прим. ред.).

Бывший казанский митрополит, как это хорошо видно на видеозаписи, быстро проходит мимо толпы, прикрываясь высоко поднятой над головой иконой. Но гонители иерарха врываются следом за ним в Спасо-Вознесенский собор, продолжая гневно кричать. Растерявшие казаки (их на площади, как нам рассказали в Ульяновске, было от силы человек 15), которые должны были обеспечить порядок, пытаются противостоять провокаторам, но не могут ничего сделать против фанатично настроенных женщин. Редкие потасовки с мужчинами, участниками православного майдана, не перерастают в драку. В церкви скандирование фактически срывает намеченную литургию: многие из толпы снимают происходящее на мобильные телефоны. Митрополита не видно, но несколько фигур в церковном облачении растерянно стоят в алтаре. По версии ульяновских СМИ, Анастасию в этот момент стало плохо с сердцем.

Далее «церковный бунт» утихомирился сам собой: подавлять его не пришлось. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в симбирской митрополии, полиция на место происшествия вызвана не была.

Иоанн Косых
Иоанн Косыхото из публичного аккаунта Иоанна Косых на странице «ВКонтакте»)

СОЦСЕТИ НА СЛУЖБЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ФРОНДЫ

Между тем скандал можно было предвидеть, благо зреть он начал сразу после того, как стало известно о «церковной рокировке». В интернете появилось открытое письмо за подписью симбирского протоиерея Иоанна Косых и его единомышленника, ульяновского иерея Георгия Рощупкина, в котором они предъявляли претензии к новому митрополиту по поводу того, что он не «обелился» от обвинений в гей-скандале полуторагодовой давности (скандал в Казанской духовной семинарии, связанный с якобы имевшими место сексуальными домогательствами к семинаристам со стороны проректора заведенияприм. ред.). При этом священнослужители обращались к своему бывшему владыке митрополиту Феофану, который, уже получив назначение в Казань, оставался некоторое время в Ульяновске.

«Когда мы узнали о том, что вас, горячо любимого нами архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением, — писали Косых и Рощупкин Феофану. — Однако еще большей болью отозвалось назначение на древнюю симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия».

Далее симбирские священники припоминали Анастасию «позорящие его» публикации, появившиеся с легкой руки протодьякона Андрея Кураева во всемирной паутине, и недоумевали: почему он не попытался оправдаться? Ведь к его услугам, по мнению авторов письма, были СМИ и суд, в который можно было подать иск о защите чести и достоинства. В том, что именно так и надлежало сделать, Косых и Рощупкин не сомневались, ссылаясь при этом на 90-е правило свода Карфагенских соборов (точнее 79-е правило Карфагенского поместного собора образца 401 года от Рождества Христова). То обстоятельство, что в начале V века не существовало ни СМИ, ни тем более интернета, священнослужителей не смутило. Открытое письмо содержит и прямую цитату из карфагенского свода: «Попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течене года». Таким образом, Анастасию, следуя логике этого правила, следовало либо «обелиться», либо уйти на покой. А он, не сделав ни того ни другого, вместо этого занял симбирскую кафедру.

Под обращением к митрополиту Феофану священникам Косых и Рощупкину, как говорят, удалось собрать подписи некоторых своих прихожан. По крайней мере, призыв подписываться под письмом прозвучал в пятницу, 17 июля, по окончании ульяновского крестного хода, посвященного памяти святых царственных мучеников.

Не дождавшись, впрочем, реакции на свои обращения, авторы кампании выступили уже с гневным воззванием, которое в ночь на 20 июля было опубликовано на странице «ВКонтакте» Иоанна Косых: «Сегодня... мы услышим голос народа на встрече митрополита Анастасия, — сообщал священник. — Готов ли митрополит услышать «Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!» Приходите, братья и сестры! Ведь без вас голос Церкви не полный, без вас Церковь не соборная». Как оказалось, призыв достиг цели.

Митрополит Анастасий
Митрополит Анастасий (Фото: simbeparhia.ru)

АНАСТАСИЙ: «ДА, Я ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК...»

История, однако, на этом не заканчивается. Дерзкие и наверняка искренние в своем негодовании симбирские клирики Косых и Рощупкин вспомнили мало кому известные правила Карфагенского собора, но при этом забыли хорошо всем знакомую цитату из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить...» В ней Христос тоже ничего не говорит про суд и СМИ, зато предписывает (в другом месте Нового Завета) «благословлять проклинающих вас». Отталкиваясь от этого азбучного «блаженства» и выстроил речь в свою защиту митрополит Анастасий.

Как только гул проклинающих его голосов в Спасо-Вознесенском соборе утих, Анастасий нашел в себе силы обратиться к пастве: «То, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа, — сказал в своей обычной мягкой манере митрополит Анастасий. — Я не могу ничего сказать в свое оправдание, потому что я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин (почитаемый старец РПЦ, осужденный в 1950 году за антисоветскую агитациюприм. ред.), у которого я воспитывался и много лет находился под духовным руководством, по навету вот таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. А я, слава Богу, только сегодня услышал такие анафематствования — думаю, не от православных людей».

Анастасий напомнил, что он прослужил церкви 46 лет, из них 26 лет в архиерейском сане. «Если бы я был недостоин этого служения, то, наверное, Святейший Патриарх давно бы прекратил мою пастырскую деятельность, — предположил Владыка. И указал на наглядные успехи своей епархии. — Кто бывал в Казани, наверняка знают, какие прекрасные храмы и какие святыни находятся в нашем городе...»

В заключение своей краткой речи новый митрополит Симбирский и Новоспасский практически впервые не постеснялся публично упомянуть имя своего главного обидчика. «Никакие Кураевы (протодьякон Андрей Кураев, выступивший основным обвинителем Анастасияприм. ред.) и никакие кураевские последователи не могут разрушить ту церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века», — подвел черту Анастасий.

Вчерашний праздник иконы Казанской Божией Матери прошел в Ульяновске спокойно. Правда, на всякий случай рядом со Спасо-Вознесенским собором дежурил полицейский наряд. На праздничной литургии Анастасий уже более уверенно обратился к своим новым прихожанам. Он признал, что «вчерашнее событие потрясло и патриарха, и наших синодальных архиереев», но «с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сестры, таких выступлений больше не будет».

«Да, я грешный человек, — продолжил митрополит, — и не достоин, может быть, пасторского служения по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого майдана. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

Конечно, вряд ли священники Косых и Рощупкин жаждали именно «мученической смерти» владыки Анастасия, но в злом умысле на организацию внутрицерковной смуты в симбирской епархии их уже обвиняют. «Против нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Ульяновске прошла спланированная акция, — прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online в пресс-службе симбирской митрополии. — Однозначно, это не глас народа. Больше нигде никаких подобных акций в Ульяновске не проходило».

Пока неизвестно, будет ли эта акция иметь последствия для своих организаторов или мягкосердечный Анастасий положится на Божий суд, оставив в небрежении земную юрисдикцию. Тем не менее напряжение в Ульяновске продолжает сохраняться, и не только в околоцерковной, но и в чиновничьей среде. Насколько известно, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, хорошо и плодотворно работавший с Феофаном, пока не встретился с новым митрополитом и не высказал свою позицию по поводу последних событий.

ЗА НАЗНАЧЕНИЕ ФЕОФАНА ОТВЕТИЛ КОЗЛОВ?

Некоторое напряжение, связанное с неожиданной церковной рокировкой, чувствуется и в Казани. Здесь, в свою очередь, тоскуют по владыке Анастасию, считая его «миротворцем» и опытным архипастырем в деле налаживания диалога между разными конфессиями и национальностями. Феофана же пока, похоже, побаиваются.

Околоцерковные дискуссии тоже разворачиваются в интернете, но в отличие от Ульяновска, они не выходят за рамки виртуальной паутины. По крайней мере, встреча нового митрополита Казанского и Татарстанского в Благовещенском соборе Казанского кремля прошла спокойно и торжественно.

Владыка Феофан
Владыка Феофан

На этом фоне диссонансом прошла разве что новость о возможном увольнении одного из татарстанских чиновников — начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями АП РТ Владимира Козлова. Согласно распространенной агентством Regnum информации, Козлов в настоящее время отправлен в отпуск на два месяца, что не исключает его последующую отставку. Источник агентства предположил, что Козлов поплатился за то, что «прозевал» назначение в Татарстан нового митрополита и «не смог предупредить подобное развитие событий». В результате казанский Кремль оказался поставлен перед фактом: хорошо знакомый и «удобный» Анастасий неожиданно отбыл в Ульяновск, а вместо него в столице РТ появился совершенно самостоятельный и близкий к московскому патриарху архипастырь Феофан.

В тот же день местный ресурс KazanFirst со ссылкой на отдел кадров АП РТ распространил информацию, что Козлов написал заявление об отпуске с последующим увольнением еще 2 июля, то есть за 11 дней до того, как на заседании священного синода в Петербурге рассказали о смене Анастасия на Феофана. Вскоре, однако, эта новость была с сайта удалена, что, разумеется, породило еще больше слухов.

Сам владыка Феофан в своих неоднократных заявлениях как в Ульяновске, так и в Казани не перестает повторять, что он за мир и диалог между конфессиями, за конструктивные отношения с местными властями. Более того, в этом он обладает большим опытом. Разумеется, меньше всего в каком-либо напряжении в столь деликатной сфере заинтересованы в Кремле.

Тем не менее пока что ни президент РТ Рустам Минниханов, ни кто-либо еще из официальных лиц республики не нашли времени для публичной встречи с только что назначенным митрополитом, что вполне объяснимо плотным графиком. Однако в этой связи в РПЦ не могут не обратить внимание на анонсированную на правительственном сайте встречу татарстанского лидера с предстоятелем русской православной старообрядческой церкви Корнилием, который по этому случаю сегодня специально приедет в Казань. Что это: протокольный ляп или осознанный сигнал?