НЕ ПРОСТО ПАМЯТНИК, А НАСТОЯЩИЙ МЕМОРИАЛ

На открытии памятника на Арском кладбище Казани собралось много народу — родные, друзья, коллеги, ученики Александра Таркаева. Пришли известные предприниматели, в том числе председатель правления Спурт Банка Евгения Даутова, экс-гендиректор КАПО Васил Каюмов, гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа») Мария Горшунова, гендиректор регионального объединения работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ» Алексей Пахомов, сын давнишнего партнера Таркаева — гендиректора ЗАО «Форт-диалог» Владимира Нитенко Денис Нитенко, камазовцы из Набережных Челнов... Был среди собравшихся председатель совета директоров ЗАО «ТаксНет» — оператора электронной цифровой подписи и электронного документооборота Султан Салимзянов, который предложил идею учредить премию имени Таркаева, и она была учреждена. Пришел работавший с Таркаевым в «Правом деле» лидер регионального отделения партии «ПАРНАС» Марсель Шамсутдинов. Пришли председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев, издатель «БИЗНЕС Online» Рашид Галямов, известный журналист, советник при ректорате КФУ Юрий Алаев... Конечно, была и семья Александра Никитича — его старенькая мама на инвалидной коляске, его вдова Ольга Петровна Таркаева, его дочери Екатерина и Наталья. Вообще, народу было столько, что люди еле уместились на узких дорожках рядом с памятником...

И это не удивительно, ведь Александр Таркаев был очень разносторонним, ярким, можно сказать, притягательным человеком. Не только сильным ученым-физиком со своей научной школой, но и успешным бизнесменом, сильным политиком, одним из создателей Торгово-промышленной палаты РТ и бессменным председателем ее административного совета, а также депутатом Госсовета РТ. Неожиданная смерть Александра Никитича — он скончался 20 июля 2009 года на 63-м году жизни от сердечного приступа — стала подлинным ударом для многих знавших и безмерно уважавших его людей. В том числе для журналистов «БИЗНЕС Online» — Александр Таркаев был хорошим другом нашей электронной деловой газеты и одним из самых высокопрофессиональных наших экспертов.

Дожидаясь церемонии открытия, люди тихо переговаривались. Собственно, памятник был еще, как и положено, закрыт золотистым покрывалом. Но уже было ясно, что родные и друзья Таркаева замыслили и создали не просто надгробие, а, скорее, настоящий мемориал — строгий, красивый, вызывающий щемящее чувство большой потери и гордость за то, что память о таком прекрасном человеке талантливо воплощена в камне. Причем в необычном камне — это норвежский лабрадорит. Ольга Петровна Таркаева еще год назад рассказала «БИЗНЕС Online», как долго выбирали материал: «Этот камень был просто камнем преткновения, мы никак не могли его выбрать, не нравился ни один. Потому что, например, черный — плохо, потому что Таркаев был светлым человеком. Красный тоже не подходит, Александр Никитич не был коммунистом... Мы советовались с друзьями, с коллегами и, в конце концов, выбрали тот камень, который нравился самому Александру Никитичу, — норвежский лабрадорит».

«ЧЕСТЬ И ПОЛИТИКА СОВМЕСТИМЫ... БИЗНЕС И ЧЕСТЬ СОВМЕСТИМЫ...»

На открытии памятника об Александре Никитиче говорили очень искренне и тепло. Открыл и вел церемонию председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев: «Прошло уже 6 лет, как с нами нет Саши. Сложно об этом говорить... Мы собрались здесь, чтобы открыть памятник нашему дорогому Александру Никитичу».

Председатель административного совета ТПП РТ Рафинат Яруллин сказал: «Александр Никитич был необыкновенным человеком. Он много сделал для того, чтобы экономика развивалась, он и сам многое для этого сделал и был в «пещерное время» начала капитализма в России примером настоящего предпринимателя...»

К слову, отнюдь не случайно на плите мемориала после имени Таркаева выбиты слова, которые были для него принципом жизни: «Честь и политика совместимы... Бизнес и честь совместимы...»

Рафинат Саматович напомнил, что Таркаев «первым начал заниматься пластмассами, первым начал заниматься авиационной тематикой именно как человек, который знает и промышленность, и науку. Он долгое время проработал в Казанском университете, и у него была целая школа — его ученики сегодня тоже здесь...» Яруллин заметил, что только на днях смотрел стратегию «Казахстан-2050», и было ощущение, как будто Александр Никитич участвовал в подготовке этого мощного документа...

ГРАЖДАНИН И ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

«Долгое время дружил и работал вместе с Таркаевым Алексей Михайлович Пахомов, который был и министром, и вице-премьером, и сенатором», — напомнил Агеев, предоставляя слово еще одному участнику церемонии.

«Время бежит стремительно. Вроде это было совсем недавно, а уже 6 лет, как нет глубокоуважаемого и дорогого нам Александра Никитича. Этот человек действительно очень неординарная личность. Он и политик, он и бизнесмен, он и ученый, и одновременно во всех трех ипостасях Гражданин и Человек с большой буквы, — подчеркнул Пахомов. — Он был принципиален и в то же время компромиссен. Он всегда находил ту точку опоры, тот аргумент, который убеждал в правоте того, что он доказывал, что делал, к чему стремился. В свои годы он оставил очень солидный след в республике и даже за ее пределами. И в бизнесе тоже, открыв компанию «Диалог-инвест». И поработав в двух созывах Государственного Совета, те инициативы, которые он вносил, они были реальными, в большинстве случаев поддержанными и востребованными. И как ученый, работая в университете, который с отличием окончил, читая лекции в Канаде, а самое главное — в практической деятельности. Таркаев — участник разработки двух экономических программ республики, он был самым активным и профессионально деятельным человеком, который, так можно выразиться, воскрешал КАМАЗ, санировал КАМАЗ в составе правительственной рабочей группы. Его предложения были весомы, практичны и аргументированы. Сегодня мы в шестой раз вот такой большой семьей вспоминаем его, открываем памятник, который является символом вечной памяти, вечного уважения, вечной любви к этому дорогому для нас человеку».

Как раз в Набережных Челнах на КАМАЗе, а затем в Казани на КАПО им. Горбунова, гендиректором которого он был, работал вместе с Таркаевым Каюмов. Он отметил, что памятник получился достойным Александра Никитича, однако сам он, наверное, сказал бы: «Зачем? Не надо!» «Потому что по жизни человек он был скромный, — сказал Васил Кадымович. — А я считаю, правильно, что сделали памятник... Это великий гражданин своей страны. Человек, который умел критиковать явление, но не критиковать людей, который умел предлагать за своей критикой действия... От камазовцев, от людей, связанных с промышленностью, я возлагаю эти цветы своему учителю, товарищу, соратнику...» И Каюмов положил на плиту букет гвоздик.

Коллега Таркаева по Госсовету РТ Камиль Садриев сказал: «Александр Никитич, будучи депутатом, всегда старался отстаивать интересы бизнеса — с учетом реалий жизни... Он был человеком неравнодушным, настоящим государственником... Критика законопроектов у него всегда была конструктивной...»

Ильдус Халиков, который знал Таркаева с юности, рассказал, что они вместе в 15 лет учились в одном техникуме: «Он тогда уже отличался среди нас амбициозным подходом к тем задачам, которые надо было решать. Причем амбиции были самые что ни на есть здоровые... Он всегда умел сохранить чувство достоинства, никогда не был тщеславен, у него никогда не было апломба. Это был действительно человек, который ради дела был готов на компромисс, но всегда четко отстаивал свои позиции... Саня, спасибо тебе за то, что ты был такой, мы тебя помним».

«МЫ СМОГЛИ ПРОНИКНУТЬ В ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ, ЭНЕРГЕТИКУ...»

Собравшихся тепло поблагодарила Ольга Таркаева: «Все вы друзья Александра Никитича, все вы несете какую-то его частицу в своих душах». Она (в голосе явственно чувствовались слезы и волнение) сказала: «Для нас этот день важен не только потому, что мы открываем памятник, представляем его на ваш суд, но и потому, что закончен долгий пятилетний марафон... Это был очень непростой путь... Когда мы только начинали, у нас не было никакого представления о том, как это делать. К тому моменту нам так повезло, что мы еще никому не сделали ни одного памятника вообще, а тут вот сразу Таркаеву».

Ольга Петровна рассказала, что она и дочери стали читать черновики книги о Таркаеве, которая тогда еще не была выпущена, она вышла в 2012 году под названием «Жизнь интересна» и содержала 400 страниц удивительно ярких воспоминаний об Александре Никитиче.

«Более того, мы нашли в себе силы пересмотреть видео, в которых был Александр Никитич», — трогательно призналась Ольга Петровна. Она сообщила, что для работы над памятником пригласили прекрасных скульптора и архитектора.

Памятник Таркаеву — работы известного скульптора Махмута Гасимова, автора памятников Салиху Сайдашеву, Гавриилу Державину, Владимиру Бехтереву, Дмитрию Менделееву, Баки Урманче, Сибгату Хакиму, Шигабутдину Марджани... Проект стелы и благоустройство площадки выполнил Герман Бакулин — заслуженный архитектор России и Татарстана, лауреат госпремии им. Тукая, на счету которого проекты выставочного зала союза художников, спа-центра «Лучано», вычислительного центра «Татэнерго» на берегу озера Кабан, вестибюля представительства РТ в Москве...

От имени авторов мемориального комплекса выступил Бакулин: «Когда вы нам поручили эту работу, мы испытали чувство ответственности и серьезности задачи. Ведь мало просто поставить памятник, а нужно в нем отразить узнаваемые черты человека. И пьедестал должен выразить какие-то аспекты его характера».

Архитектор поблагодарил семью Александра Никитича за то, что очень помогли в работе: «Мы смогли проникнуть в его человеческие качества, его человеческие устремления, энергетику...» Эта энергетика сказалась даже в пьедестале, который не имеет простой геометрии: «Мы хотели выразить в этой конфигурации именно энергию Таркаева, образ этого великого человека».

Каким получился результат, собравшиеся увидели, когда Ольга Петровна и дочери Таркаева Наталья и Екатерина бережно сняли золотистое покрывало. Общее мнение — мемориал очень красивый и достойный.