МУРАТОВ ПРОВЕРИТ КАЧЕСТВО МАСЛА ПРИБОРОМ «ФИЛИН»

Очередную контрольную закупку с участием прессы организовала накануне компания «Просто молоко». Компания теперь предлагает всем посетителям агропромышленного парка «Казань» проверить купленное масло на содержание растительных жиров. В фирменном магазине компании установлен специальный прибор — люминоскоп «Филин» — стоимостью около 25 тыс. рублей.

«Прибор под действием ультрафиолетовых лучей показывает наличие растительных жиров в масле. Каждый жир под действием ультрафиолета люминесцирует разным цветом», — рассказала журналистам начальник отдела производства и контроля УК «Просто молоко» Юлия Тарасова, аккуратно раскрывая пачку масла в синей обертке и подготавливая продукт к эксперименту.

По ее словам, натуральное сливочное масло под действием аппарата будет иметь однородный желтый или беловатый оттенок, в свою очередь, любой растительный жир, маргарин или оливковое масло покажут на поверхности образца голубое свечение. При этом процент нежелательных примесей аппарат не показывает, однако уже минимальное количество означает одно — это спред.

Тарасова выкладывает два кусочка масла на стекло и помещает в люминоскоп «Филин» — аппарат, кстати, российского производства. Второй образец, купленный, по ее словам, в агропромпарке «Казань», немного светится синим цветом по краям — хозяйский кусочек масла продолжает гордо показывать равномерный желтый оттенок. Сам процесс анализа занимает не более 5 минут.

Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» Тарасова рассказывала о том, что такое спред и какой вред организму он может нанести. Такая смесь растительных и молочных жиров с массовой долей растительного жира от 49% до 100% с точки зрения потребителя может рассматриваться как заменитель сливочного масла.

По словам Тарасовой, в основном контрафактная продукция делается подпольно, или приобретается официальный спред и потом продается в виде сливочного масла — этикетку можно написать какую угодно: «В магазине предложат сливочное масло десятков производителей, которое содержит трансизомеры жирных кислот, — посетовала она. — На сегодня трансжиры регламентируются в России в спредах — составляют не более 8 процентов, в кондитерской же не регламентируются вообще».

Органично в этой связи всплыла и тема Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, объявленного Владимиром Путиным национальным, поскольку УК «Просто молоко» считает особенно важным донести до каждого потребителя информацию о вреде употребления молочных продуктов с пальмовым маслом.

Как известно, растительные жиры содержат в большом количестве ненасыщенные жиры, которые, по мнению многих врачей, способствуют появлению заболеваний сердца и сосудов. Так, пальмовое масло отличается тугоплавкостью, оно перерабатывается и выводится из организма человека лишь частично, оставляя основную часть в виде шлаков, которые «залепляют» сосуды, кишечник и другие важные органы. Кроме того, пальмовое масло канцерогенно и увеличивает риск возникновения раковых заболеваний.

Так, согласно статистике о рисках возникновения заболеваний, при употреблении продуктов, которые содержат трансизомеры жирных кислот, в 1,9 раза повышается риск заболевания ишемической болезнью сердца, внезапной смерти от ишемической болезни — в 1,5 раза, рака груди, простаты, легких — в 1,75 раза, овуляционного бесплодия — в 1,73 раза, диабета — в 1,3 раза, болезни Альцгеймера — в 3,5 раза.

Озвучив тяжелые последствия потребления трансжиров, Тарасова продолжает угощать журналистов маслом. Сначала на прилавке появляется пачка 72,5% масла «Крестьянское» компании «Просто молоко». Потом брикет масла без обертки — якобы для сравнения. «Вы попробуйте! Обычный покупатель разницы не почувствует», — утверждает она.

«Что только не придумают... — неожиданно раздается голос пожилой покупательницы неподалеку. — Вот до чего техника дошла. Правда, я масло уже давно не покупаю — оно все одинаковое, одного вкуса, только вот дорогое какое-то». «Я масло вообще не покупаю, сам раньше его продавал, такого могу рассказать...» — вторит ей другой покупатель.

Действительно, по словам начальника отдела производства и контроля УК «Просто молоко», определить подделку на вкус достаточно сложно. Спред должен иметь салистый вкус, также может быть неоднородным по цвету. Натуральное масло после охлаждения держит форму, оно более термостойкое и долго не тает, а спред быстро потеряет свою форму. Впрочем, можно провести эксперимент в домашних условиях: оставить масло в теплом месте. Продукт с растительными жирами очень быстро растекается, натуральное масло будет мягким, но продолжит держать форму.

Как рассказал корреспондентам «БИЗНЕС Online» руководитель департамента по связям с общественностью ООО УК «Просто молоко» Денис Шишканов, компания планирует установить подобные мобильные лаборатории и в других городах Татарстана.

— Первый аппарат получил постоянную прописку в агропромпарке «Казань». Мы начали в Казани — это пилотный проект, в дальнейшем планируем подобные мобильные лаборатории ставить в торговых центрах всех городов, где большое скопление людей, в частности, молокозаводы Набережных Челнов, Нижнекамска и Бугульмы уже покупают такие аппараты, — сообщил Шишканов.

Тарасова заверила, что любой желающий может проверить масло, купленное как в магазине УК «Просто молоко», так и в любом другом месте. Однако очереди к чудо-аппарату так и не выстроилось. За тот час, что корреспонденты «БИЗНЕС Online» провели рядом с фирменной точкой продаж продукции компании Марата Муратова, покупателей было разве что немногим больше, чем собравшихся журналистов.

Особой популярностью у казанцев пользовались обезжиренное молоко, творог и кефир. Большинство покупателей отмахивались от вопросов, почему они не покупают масло, утверждая, что оно сейчас дорогое или «вообще пора садиться на диету». Вынудил ли кризис казанцев заняться свой фигурой или купальный летний сезон — остается загадкой, но аккуратные пачки масла в синей обертке с гордой надписью «ГОСТ» лежали на витрине нетронутыми.

«МАСЛО-ШОУ»

Напомним, что это далеко не первое «масло-шоу», которое Муратов устраивает в битве за чистоту бренда «Просто молоко». Буквально в апреле этого года УК «Просто молоко» влилась в войну с казанским рынками как с рассадниками контрафакта. Тогда представители компании продемонстрировали журналистам очередной виток войны за свою интеллектуальную собственность, проведя контрольную закупку изготовленного в подпольных цехах масла и сыра на Ново-Савиновском рынке. Ранее в январе 2014 года контрольную закупку организовала служба безопасности компании в агропромпарке. Тогда группа покупателей во главе с Тарасовой приобрела несколько упаковок масла, которое точно так же насторожило своей подкупающе низкой ценой. Масло оказалось контрафактным, продавщица укрылась в кабинке туалета, а один из владельцев подозрительной точки, как оказалось, раньше привлекался к административной ответственности за подобные деяния. Агропромпарк, впрочем, отреагировал как-то странно: служба безопасности рынка сперва пустила в ход угрозы и руки, журналистов потребовали убрать камеры: «Это государственный объект, в котором съемка запрещена!» Правда, потом директор агропромышленного комплекса «Казань» Олег Власов извинился за подчиненных.

ОЖИВШЕЕ МАСЛО ВАГИЗА МИНГАЗОВА

«За второй квартал текущего года специалистами управления проведены плановые и внеплановые проверки в 697 организациях, занятых оборотом молока и молочной продукции, из них в 295 — с проведением лабораторных исследований», — говорится в опубликованном сообщении Роспотребнадзора РТ.

Всего в 11 случаях в молочной продукции были выявлены растительные стерины. При этом информации об их наличии в потребительской маркировке не было. Согласно сообщению Роспотребнадзора, фальсифицированная молочная продукция была выявлена в ЗАО «Торговый дом «Перекресток» магазин «Карусель», торговом месте ИП Галеевой Р. Г. в агропромышленном парке «Казань», магазинах «Пятерочка ООО «Агроторг», ЗАО «Кварт» (Казань), торговом центре «Эссен» ООО «Оптовик» (Елабуга), а также в магазинах товаров повседневного спроса Бавлинского района.

В основном вся фальсифицированная молочная продукция является ввозимой из других регионов России. В черный список вошли образцы творога из Ивановской, Нижегородской, Московской и Тульской областей, образцы сметаны — из Чувашской Республики и Ульяновской области. Были выявлены образцы фальсифицированного масла производителей из Самарской, Нижегородской, Пензенской областей, а также из Пермского края.

Как сообщила корреспондентам «БИЗНЕС Online» заместитель начальника отдела надзора по гигиене питания Татьяна Рыбаченок, общая тенденция в сфере выявления фальсифицированной продукции все-таки оптимистичная: «Во втором квартале текущего года удельный вес молочных продуктов, которые не соответствуют принятым показателям, составляет 10,1 процента от общего числа исследованных проб. В первом квартале этот показатель составил всего 3,54 процента (было выявлено три образца сыра и один образец сметаны). По итогам 2014 года сотрудники выявили 31,2 процента продукции с жирами немолочного происхождения, в 2013 году — 33 процента, в 2012-м — 37 процентов. Очевидно прослеживается снижение. Конечно, нас очень радует, что в этом квартале местные производители не представлены в этом списке, в основном это ввозимая продукция».

Пожалуй, за одним исключением. Согласно сообщению ведомства, в одном случае в магазине индивидуального предпринимателя Тюлячинского района было обнаружено сливочное масло, фальсифицированное жирами немолочного происхождения. Все бы ничего, но на упаковке указана маркировка производителя: филиал «Вамин Татарстан» «Вамин Сабы». Как известно, предприятие Вагиза Мингазова с таким названием не существует на рынке с 2013 года, однако, как оказалось, отголоски еще появляются на рынках Татарстана. Согласно сообщению Роспотребнадзора РТ, информация о продукции-призраке была направлена в управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РТ, чтобы выявить нелегального производителя.

К слову, штрафные санкции за подобные нарушения заставляют задуматься о рентабельности подобного «бизнеса». По словам Рыбаченок, согласно требованиям технических регламентов Таможенного союза по пищевой продукции, за нарушение норм предусмотрены серьезные меры: в отношении юридических лиц — от 100 до 300 тыс. рублей, в отношении индивидуальных предпринимателей — от 20 до 30 тыс. рублей. Только по итогам второго квартала 2015 года наложено 38 административных штрафов на сумму 348,6 тыс. рублей, забраковано и изъято из обращения 112 партий молочной продукции объемом 1052 килограмма.