Чистый убыток «Татмедиа» за 2014 год составил 125 млн. рублей, увеличившись на две трети по сравнению с прошлым годом. Как выяснил «БИЗНЕС Online», анализируя бухгалтерскую отчетность холдинга, помимо госзаказа республика была вынуждена безвозмездно влить в компанию полмиллиарда рублей в виде субсидий и взноса в уставной капитал. Несмотря на это, средняя зарплата работников составляет всего 21,6 тыс. рублей. Впрочем, проводить какие-либо реформы государство не торопится.
Чистый убыток «Татмедиа» за 2014 год составил 125 млн. рублей |
РЕКЛАМА СБЕЖАЛА ИЗ ЖУРНАЛОВ В ТЕЛЕВИЗОР
Содержание государственных СМИ — дело затратное и не слишком эффективное, по крайней мере, с точки зрения финансов. Судя по опубликованной недавно бухгалтерской отчетности, не стало исключением из этого правила и ОАО «Татмедиа», чистый убыток которого в прошлом году вырос на две трети и составил 125 млн. рублей. При этом выручка медиахолдинга выросла на 14,1% до 1,46 млрд. рублей.
На чем зарабатывали СМИ, входящие в структуру холдинга? Вряд ли кого-то удивит тот факт, что покупателем №1 их продукции и услуг является республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»: поступления от него выросли на 1,9 млн. рублей до 398,9 млн. рублей, включая НДС. Следом с большим отрывом идет такой источник доходов, как подписка через агента УФПС «Татарстан почтасы». Почтальоны, а точнее читатели, принесли «Татмедиа» 180,3 млн. рублей — на 12,3 млн. рублей больше, чем годом ранее. При этом плохи дела у журналов, выручка от реализации которых по итогам года сократились на 13% до 25,9 млн. рублей.
Как ни странно по нынешним временам, поступления от телевидения и радиовещания, включая рекламу, выросли на 14,5%. Впрочем, в абсолютном выражении сумма невелика — 94,7 млн. рублей. Напомним, что на начало прошлого года в холдинг входили три якорные региональные телекомпании: ТРК «Казань», «Чаллы-ТВ», «Нижнекамская телерадиокомпания». Всего же в структуре ОАО «Татмедиа» находилось 10 телеканалов, работающих на подложке федеральных каналов и 10 телеканалов, вещающих на подложке ТНВ.
А вот реклама в газетах и журналах продемонстрировала спад на 1,9%. Все 99 газет и 16 журналов холдинга за год заработали 181,2 млн. рублей. Среди изданий, не выполнивших план, журнал «Татарстан». «Из запланированных 13 миллионов рублей собрали только 9 миллионов рублей, план был провален, — сообщил нашему изданию генеральный директор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов. — Можно отметить, еще был журнал «Карл Фукс», с которым «Татарстан» делил доходы. Тем не менее уже в первом квартале текущего года наблюдается рост поступлений, рассчитываем на стопроцентное выполнение плана в 2015 году».
Фарит Шагиахметов: «Уже в первом квартале текущего года наблюдается рост поступлений, рассчитываем на стопроцентное выполнение плана в 2015 году» |
Новой доходной статьей в отчетности госхолдинга стали поступления от рекламы на сайтах. Напомним, в состав компании входят порталы tatmedia.ru, intertat.ru, protatarstan.ru (журнал «Татарстан») и tatar-inform.ru (агентство «Татар-информ»). Все вместе они собрали за год 3,1 млн. рублей.
К сожалению, оценить, какая доля доходов от подписки и рекламы рыночная, а какая получена при поддержке «административного ресурса», отчетность не позволяет.
==table591==
НА ЗАРПЛАТЫ УШЛО 589,5 МЛН. РУБЛЕЙ
Из позитивных новостей отметим увеличение на 39% до 628 млн. рублей поступлений от полиграфической деятельности. Таким образом, локомотивом растущих оборотов, как и годом ранее, выступил издательский комплекс «Идел-пресс».
Впрочем, есть и обратная сторона медали — рост издержек. Себестоимость производства в целом по холдингу выросла на 20,6%, при этом опережающими темпами росли материальные затраты (плюс 40,9%). «Рост материальных затрат компании был обусловлен увеличением стоимости приобретаемых материалов. То есть речь идет о расходах на полиграфическую деятельность «Идел-пресс». Бумага (кроме газетной), офсетные пластины, краски, химия — это все импортные материалы, поэтому валютные скачки второй половины 2014 года здесь сильно повлияли. Расходные материалы подорожали на 50 - 60 процентов», — пояснил Шагиахметов.
Локомотивом растущих оборотов, как и годом ранее, выступил издательский комплекс «Идел-пресс» |
Оптимизировать расходы менеджмент компании решил в том числе за счет персонала: среднесписочная численность работников сократилась на 94 человека (или 4,3%) до 2080 человек. «Можно сказать, что на сегодня мы по многим филиалам ужались до минимально возможной численности. Увеличение численности произошло только в «Идел-прессе» в связи с вводом нового оборудования, в частности, появились новые бригады печатников», — сказал нам гендиректор холдинга.
==table592==
Составители отчета констатировали подъем средней заработной платы в компании на 560 рублей (или 2,7%) до 21,61 тыс. рублей. Неудивительно, что вопрос о низком уровне оплаты труда в СМИ наши коллеги подняли на недавней встрече со спикером госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным, приуроченной ко Дню татарстанской печати. И понять их можно: уровень оплаты труда журналистов и других сотрудников «Татмедиа» сильно отстает от средних значений по республике, а прошлогоднее повышение окладов — от годовой инфляции, составившей 11,4%. С другой стороны, что прикажете делать менеджменту компании, пытающемуся минимизировать убытки? Всего на зарплаты было потрачено 589,5 млн. рублей. Ни подписка, ни реклама, как было показано выше, даже этих затрат не покрывают.
А вот управленческие расходы руководство ««Татмедиа» поприжать не смогло: эти затраты выросли на 69 млн. рублей до 566 млн. рублей. Справедливости ради надо уточнить, что они включают в себя не только оплату труда менеджмента, но и общехозяйственные нужды (содержание административных зданий), а также сопутствующие услуги — юридические, аудиторские и т.п.
«МЕДИАФАСАД КАК РЕКЛАМОНОСИТЕЛЬ НЕ ВОСТРЕБОВАН»
Так или иначе, но после вычета издержек результат от основной деятельности заметно ухудшился: в 2014 году холдинг «Татмедиа» увеличил операционный убыток на 43% до 287 млн. рублей.
Чтобы исправить ситуацию, холдингу необходимо урезать непрофильные расходы, говорит Шагиахметов. Однако порой гладко это получается только на бумаге. И если в 2012 году компанией был сделан ремонт здания по ул. Декабристов, 2, то затраты эти списывались в более поздние периоды (в 2014 году — 77 млн. рублей). «Скверы нужно делать, сейчас опять предполагаются расходы по этому непрофильному направлению. Отдельные активы не дают нам прибыли. К примеру, медиафасад не только потребовал средства на монтаж, но это еще 1,5 миллиона рублей ежемесячно на обслуживание, а коммерчески как рекламоноситель он практически не востребован, то есть прибыли не приносит», — сетует гендиректор компании.
СПАСИТЕЛЬНЫЕ СУБСИДИИ И ЭКСТРЕННЫЕ ВЛИВАНИЯ
В итоге картина с финансами медиахолдинга несколько выправилась лишь благодаря прочим статьям отчетности. Положительное сальдо прочих расходов и доходов «Татмедиа» выросло на 27 млн. рублей до 162 млн. рублей.
==table593==
Фундаментом хорошего баланса, как и годом ранее, стали госсубсидии на 177,45 млн. рублей, за счет которых компания компенсировала часть затрат. Кроме того, минимизация списаний печатных изданий и оптимизация неких не раскрываемых статей привели к сокращению прочих расходов на 31%.
Как мы уже упоминали, в результате чистый убыток «Татмедиа» вырос на две трети до 125 млн. рублей. Понятно, что последовательные, из года в год, убытки ведут лишь к «проеданию» капитала компании. В минземе РТ ждать ухода собственного капитала холдинга в минус не стали и быстро пополнили «кубышку». В счет оплаты дополнительного выпуска акций «Татмедиа» было внесено госимущество и денежные средства на общую сумму 313,6 млн. рублей. Однако на 31 декабря 2014года отчет об итогах выпуска акций зарегистрирован не был, что привело к возникновению кредиторской задолженности перед акционерами. Общая же сумма «кредиторки» выросла на 250 млн. рублей до 612 млн. рублей.
Наше внимание привлекла и своеобразная структура увеличения стоимости основных средств за счет дооборудования и реконструкции. Скажем сразу, на эти цели в «Татмедиа» выделили всего 398 тыс. рублей — практически втрое меньше, чем в 2013 году. Удивительно, но самая крупная сумма — 140 тыс. рублей, или 35% от всех средств, была направлена на дооборудование люксового внедорожника Infiniti QX56. Напомним, что с 2013 года данная модель была переименована в QX80, а цены на нее стартуют с 4,6 млн. рублей. Впрочем, автомобиль этот нынешнему руководству достался по наследству от предшественников, пояснил Шагиахметов. «Могу сказать, что максимально дорогие машины мы уже продали», — добавил он.
==table618==
СДЕЛАЮТ ЛИ ЭФФЕКТИВНЫМ «ТАТМЕДИА» НОВЫЕ РУЛЕВЫЕ?
Если сложить только прямые поступления от государства по госконтрактам, субсидиям и допэмиссии (и забыть о том, что часть рекламы и подписки тоже «делает» государство), то сумма вложенных государством денег только в холдинг «Татмедиа» превысит 830 млн. рублей. При этом сюда не входят, например, госзатраты на ТНВ, а это, как мы писали ранее, еще 444 млн. рублей.
Главные проблемы в государственном сегменты рынка СМИ известны давно: слабое влияние многих этих масс-медиа, слишком маленькие тиражи, недостаточные для эффективного проведения госполитики, огромные затраты из бюджета на содержание отрасли. Власти явно оценивали ситуацию схожим образом, если судить по кадровым перестановкам последних лет.
По данным источников «БИЗНЕС Online», прежним руководителем агентства «Татмедиа» Иреком Миннахметовым, под кураторством которого находится холдинг, была разработана и положена на стол президента концепция реформирования отрасли, которая подразумевала резкие перемены. Во главу угла он ставил эффективность и повышение влияния СМИ. Для этого необходимо было решиться на некоторое сокращение кадров и, возможно, закрытие отдельных газет и журналов. Однако концепция получила нелестные отзывы в коридорах Кремля, о чем прямо заявил на коллегии ведомства в феврале этого года глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров.
С января 2015 года Ирек Миннахметов возглавил ОАО «Татспиртпром» |
«Долго мы документ готовим. Тут в какой-то степени и вина аппарата, Александр Михайлович, наша с тобой вина (Александр Терентьев — руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики — прим. авт.). Вы готовите, мы заворачиваем. Но это говорит, к сожалению, о персональной подготовленности тех людей, которые этот документ готовят. Ляпов, прожектов очень много, а конкретики нет, — дал он оценку и продолжил. — Сегодня утром я докладывал Рустаму Нургалиевичу о том, что буду на коллегии в «Татмедиа». Сказал, что ваше поручение, к сожалению, не выполнено — документ готов, но... Он спрашивает: сколько? Я попросил месяц».
С января 2015 года Миннахметов возглавил другое важное для республики предприятие — ОАО «Татспиртпром», сменив Гиоргия Куприянова. На смену ему пришел гораздо более осторожный Айрат Зарипов, который уже получил лестный отзыв от Мухаметшина. Спикер парламента сказал, что «наконец-то в агентство пришел настоящий опытный профессионал, с которым получается разговаривать на одном языке».
Остается надеяться, что вместе с Фаридом Шагиахметовым они сумеют изжить хронические болезни холдинга, а непрозрачные статьи бюджета и непрофильные расходы «Татмедиа» останутся в прошлом. Концепция реформирования отрасли, впрочем, не опубликована до сих пор. Подождем сентября?
==table594==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.