Тимур Нагуманов: «Создание фонда — это инициатива самих предпринимателей»
Тимур Нагуманов: «Создание фонда — это инициатива самих предпринимателей»

ФОНД ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИ ЗА ТРИ ДНЯ

При фонде помощи погорельцам «Адмирала» создается совет попечителей. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался образец писем, рассылаемых его потенциальным членам от имени уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова. В тексте сообщается, что «пожар уничтожил имущество 584 предпринимателей, семьи которых — дети, престарелые родители — лишились средств к существованию». В задачи попечительского совета, судя по письму, входит «оказание помощи в организации работы фонда и привлечении благотворительных ресурсов».

Как напомнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» сам Нагуманов, к идее создания фонда пришли сами потерпевшие. Этот вопрос был поднят в ходе встречи, и уполномоченный по защите прав предпринимателей пообещал, что окажет им полное содействие. Идею одобрил и врио президента РТ Рустам Минниханов.

Сейчас фонд уже юридически зарегистрирован во многом благодаря сотрудникам службы бизнес-омбудсмена.

Сейчас создатели фонда ищут людей, имеющих опыт работы в сфере администрирования подобных организаций
Создатели фонда ищут людей, имеющих опыт работы в сфере администрирования подобных организаций

«Создание фонда — это инициатива самих предпринимателей, которые озвучили ее буквально в первый же день нашей встречи в ДК Вертолетостроителей. А мы оказали им полную помощь и поддержку: и консультационную, и правовую. Благодаря этому удалось зарегистрировать фонд буквально за три дня, хотя обычно это происходит значительно дольше. Мой сотрудник, освобожденный от всех других дел, занимался только этим вопросом. Мы договорились с минюстом и со Сбербанком о быстром прохождении документов из налоговой, чтобы все шло без проволочек. Все вопросы были рассмотрены максимально оперативно», — рассказал Нагуманов.

«ТОРГОВАТЬ МОЖЕМ, А ФОНДОМ УПРАВЛЯТЬ — НЕТ»

Что касается попечительского совета, то, по словам нашего собеседника, он еще не создан. К этому вопросу недавно подключилась Татьяна Ларионова — заместитель председателя Государственного совета Республики Татарстан (ранее помощник президента РТ по социальным вопросам). Приглашения стать попечителями, по словам Нагуманова, уже отправлены «в адрес известных и авторитетных в республике людей».

Среди тех, кто уже дал согласие стать попечителем фонда — ректор КНИТУ — КАИ Альберт Гильмутдинов
Среди тех, кто уже дал согласие стать попечителем фонда, — ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов

«Я знаю, что часть из них уже дала согласие войти в попечительский совет, а часть отказалась. И это нормально, ведь кто-то готов сейчас этим заниматься, а у кого-то есть другие дела», — высказал свою точку зрения омбудсмен. По его словам, среди тех, кто уже дал согласие стать попечителем фонда, ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов.

Директором фонда стала Лилия Черникова — одна из предпринимательниц «Адмирала». Она рассказала «БИЗНЕС Online», что всего потенциальным попечителям пока отправлено около 20 писем. Согласие получено от 5 - 6 человек. Впрочем, назвать их имена она отказалась.

По словам Нагуманова, попечители вовсе не должны сами переводить деньги в счет фонда. «Эта опция для попечителей открыта, но она ни в коем случае не обязательна», — подчеркнул Нагуманов. По его мнению, члены попечительского совета должны в первую очередь заниматься «надзором» за деятельностью фонда, за определением политики по выплате средств. Это орган, который гарантирует, что деньги не будут расходоваться на посторонние цели.

Соучредитель фонда Танзиля Сариева рассказала «БИЗНЕС Online», что после пожара в «Новой Туре» тоже создавался фонд помощи, но сами погорельцы к нему отношения не имели, и судьба собранных денег неизвестна. Однако если в «Новой Туре» предпринимателям удалось вытащить из огня большую часть товара, то в «Адмирале» сгорело почти все. Попечители, по мысли Сариевой, должны помочь с распределением собранных средств и пополнением фонда.

Танзиля Сариева рассказала, что после пожара в «Новой Туре» тоже создавался фонд помощи, но сами погорельцы к нему отношения не имели, и судьба собранных денег неизвестна

«Мы предприниматели, мы можем что-то продавать. А вот что делать с фондом, мы, если честно, не знаем, — признала Сариева. — Благотворительный фонд — очень сложная с точки зрения администрирования вещь, мы не справимся с этим. Это очень большая ответственность — правильно распределить средства, мы надеемся, что попечительский совет поможет. Как объяснить, что кому-то денег фонд выделил, а кому-то нет? Мы очень благодарны Тимуру Нагуманову, без этой поддержки фонд не удалось бы даже создать. Но сейчас нужны люди, которые имеют опыт работы в сфере администрирования подобных организаций».

Среди тех, кому отправили письма, Сариева назвала экс-прокурора РТ Кафиля Амирова, начальника управления Росимущества Гульнару Сергееву, президента союза рынков РТ Наиля Сулейманова, гендиректора Казанского вертолетного завода Вадима Лигая. Дали ли они согласие, неизвестно.

СЕМИН ОТДАЛ ОДНОДНЕВНЫЙ ЗАРАБОТОК?

Сколько средств должен собрать этот фонд, чтобы реализовалась сама идея его создания? По словам Нагуманова, предприниматели с «Адмирала» заявили об ущербе в 1 млрд. 400 млн. рублей.

«Конечно, им, наверное, хотелось бы собрать максимум для того, чтобы оказать помощь семьям погибших и пострадавших при пожаре и тем людям, которые при этом потеряли значительные средства, вложенные в товар. Суммы там были действительно очень большие, и для многих это были их последние оборотные средства. Сегодня они не знают, где их восполнить. Если фонд сможет им помочь, для них это будет большим плюсом», — отметил Нагуманов.

По словам Лилии Черниковой, на 31 марта в фонд поступило 620 тыс. рублей. Жертвователь практически один — 110 тыс. однодневного заработка перечислила компания Алексея Семина «АС Менеджмент», полмиллиона перевел сам миллиардер (видимо, сумма определена по тому же принципу?). Еще 10 тыс. перечислила некая индивидуальная предпринимательница Латыпова.

«Пока, к сожалению, помощь оказывается только в виде кредитов, но даже по ним идет очень много отказов, — рассказала Черникова. — А среди погорельцев есть разные люди, которым требуется помощь. Есть инсулинозависимые, есть родители с детьми, страдающими ДЦП, аутизмом, есть матери-одиночки».

Алексей Семин
110 тыс. однодневного заработка перечислила компания Семина «АС Менеджмент», полмиллиона перевел сам миллиардер

При этом, по ее словам, некоторые организации берутся помогать адресно, например, только матерям-одиночкам. И компания «АС Менеджмент» тоже взяла на себя обязательства, кроме тех средств, которые уже перечислены в фонд, помогать пострадавшим при пожаре индивидуально, причем независимо от их гражданства. О том, что программа помощи погорельцам разрабатывалась компанией, «БИЗНЕС Online» рассказала пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина. Пока, однако, процесс подготовки программы не завершен, и поэтому ее параметры не утверждены, добавила она.

Впрочем, ASG сейчас явно не до благотворительности: директор «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин арестован. 3 апреля владелец ASG Семин объявлен в розыск по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Недвижимость компании арестована. «Возможно, действительно есть какие-то нарушения, но если закроют еще и офисы компании, мы останемся совсем без помощи. Пока это единственная компания, которая помогает», — говорит Черникова.

Чтобы открыть страницу, нажмите на нее

«ФОНД — ЭТО НЕМНОЖКО НОНСЕНС»

Вошли бы вы в попечительский совет, для чего он нужен и почему пока что мало кто готов поддерживать фонд своими средствами? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к потенциальным участникам совета и предпринимателям.

Гульнара Сергеева — руководитель территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ:

— Попечительский совет должен заниматься многосторонними вопросами. Не только инвестициями, но в то же время правильным, объективным и справедливым распределением данных денежных средств. Мне пояснили так, что моя кандидатура была предложена в попечительский совет по предложению самих предпринимателей, поэтому я дала согласие. Что там будет, какие задачи будут поставлены, пока определенно сказать не могу. Совет формируется.

Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— В совет я не вошел бы, но мы собрали небольшую сумму для того, чтобы передать этому фонду. Дело в том, что там не просто предприниматели-погорельцы, но есть пострадавшие и погибшие. В этой ситуации много нюансов, которые надо решать, действительно оказывать помощь, ведь на кону судьбы людей. Многие предприниматели кредитовались по два раза и уже несколько раз горели, сейчас они становятся просто нищими. Им тоже нужно помочь. У людей такое впечатление, что предприниматели сами рискуют, сами кредитуются, сами продают: зачем им помогать? Есть голодающие, есть страдающие, есть нищие, есть детские дома. У людей мнение, что надо именно им помогать. Предприниматели тоже люди, да, они рискуют, конечно, надо страховать свое имущество, но в современных реалиях они экономят на всем.

Наиль Сулейманов — президент союза рынков РТ:

— Мы будем оказывать помощь в рамках полномочий данного попечительского совета, будем работать с людьми, чтобы желающий посильную помощь мог внести. Мы сами хотим оказать помощь, внести финансирование и на своем примере привлечь других благотворителей.

Впрочем, торговля всегда была такой сферой, где людей трудно собрать в какое-то общество или союз. Торговля сейчас сама по себе в очень тяжелом состоянии, стоит вспомнить большое число новых законов, которые на словах за поддержку малого и среднего бизнеса, а на самом деле документы друг другу противоречат, и никаких послаблений нет. Сейчас в торговле люди выживают.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группы компаний «Райдэн»:

— У нас свободное общество, и любая инициатива возможна. Но благотворительный фонд в пользу самих себя — не совсем умная затея. Благотворительный фонд в пользу трудоспособных людей в самом расцвете сил — это, извините меня, немножко нонсенс. Благотворительность должна быть в пользу слабых, неимущих, инвалидов, детей, стариков и так далее. Хотя я сочувствую их горю, той ситуации, которая произошла. Но, опять же, она происходит по нашей глупости, непрофессионализму, жадности и так далее. Страховаться надо было. Мы все еще не привыкнем к нормам ведения бизнеса, принятым во всем цивилизованном мире. Нужно предусмотреть риски. Если бы они из своих средств застраховали товар, им бы сейчас не пришлось клянчить деньги у государства и быть зависимым от него.

Погорельцам я бы посоветовал начать новое дело, посмотреть, как действовать, где можно заработать, какие услуги требуются обществу. Они предприниматели! Можно пойти работать по найму на полгода-год, накопить средства и опять начать предпринимательство. Мне очень нравится это слово. Не сидеть сложа руки, а предпринять что-нибудь, чтобы сделать хорошо и себе, и людям вокруг.

Евгений Иосипов — заместитель председателя гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— Сомневаюсь, что предпринимателям удастся собрать значимую сумму в фонд. Если уж Семин всего 500 тысяч положил, то чего уж ждать от других! Тем более что население к предпринимателям настороженно относится. Если бы погорельцами были простые люди, это ближе народу. А предприниматели, мол, люди богатые, ничего, выкрутятся.

Предприниматели с «Адмирала» сейчас просто пытаются всеми методами поправить положение, это понятно. Многие из них набрали кредиты, все в долгах — и вдруг такое дело! Женщина, выступавшая по телевизору, рассказала, что сгорела в «Новой Туре», на Вьетнамском рынке и теперь в «Адмирале». Три пожара — это неподъемная вещь. Это как дефолт в 2008 году: кто брал кредит в долларах, те все потеряли, и квартиры все-все. Не зря ведь предпринимательство всегда связано с большим риском. Малый бизнес — это очень рискованное дело, тем более отношение властей к этому не радует.

На месте предпринимателей с «Адмирала» я бы обратился к власти в таком ключе: хватит декларировать поддержку малого бизнеса. Пора приступать к ее осуществлению. Они погорели, ну дайте им беспроцентные кредиты! Мы же не просим возместить им ущерб, дайте хотя бы беспроцентные долгосрочные кредиты лет на 10, чтобы люди могли встать на ноги. И они выкарабкаются.