ПРАЗДНИК КАК ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Государственные праздники имеют шанс на существование и развитие, если поддерживаются массовым сознанием. А что происходит с новоназначенными праздничными датами? День единства и согласия, День российского флага, День российской Конституции — все это праздники новой России, которые до сих пор не получили широкой народной поддержки. Если государство не предпринимает усилий по их организации, то зачастую они проходят мимо внимания людей. В чем причины такой индифферентности населения?

С одной стороны, слишком мало времени прошло для того, чтобы новые праздники прижились в обществе. Слишком неоднозначной, если не сказать противоположной, остается оценка связанных с ними событий в сознании современных россиян. Скажем, День российского флага 22 августа. Одни поддерживают этот праздник, другие, напротив, выходят на улицы с флагами Советского Союза, демонстрируя свою протестную реакцию. День народного единства и согласия 4 ноября тоже пока что мало соотносится с единством народа. В этой дате приурочивается так называемый «Русский марш» под откровенно шовинистическими лозунгами, КПРФ в этот день выводит своих сторонников на митинги протеста. Во многих аспектах общество и власть продолжают оставаться дистанцированными, поэтому определенная категория людей рассматривает праздник в качестве повода заявить о своем антипраздничном настроении.

С другой стороны, события, которые, по мнению устроителей новых праздников, должны их фундировать, настолько далеки от нас в истории, что не находится ни живых очевидцев, ни носителей исторических традиций, связанных с этими событиями. Взять, к примеру, День народного единства и согласия. Исторически он связан с подвигом русского ополчения под предводительством Минина и Пожарского, покончившими с польским нашествием на Русь в начале ХVII века. Что-то про это мы учили в школе, кто-то мог лицезреть знаменитый памятник предводителям ополчения, установленный в Москве на Красной площади еще в 1818 году. И на этом сведения большинства населения об этом событии исчерпываются. Как следствие, в реальности люди не ощущают культурного посыла событий 400-летней давности, праздник теряет черты естественности, приобретает отчетливый привкус надуманности, назначенности свыше.

В этом отношении 7 ноября в памяти россиян сохранилось больше: хронологически Октябрьская революция нам гораздо ближе (1917 не 1613!), да и 70-летнюю советскую традицию указом высшей власти в одночасье не отменишь. Поэтому замена Дня Октября на праздник народного единства и согласия пока не очень устоялась.

В Советском Союзе государственные праздники были обязанностью для всех. Людей дисциплинировали: навязывали к красным датам выполнение повышенных производственных обязательств, заставляли ходить на демонстрации, посещать торжественные мероприятия. В качестве «пряников» раздавались премии, дефицитные продуктовые наборы, широко практиковались моральные поощрения — грамоты, благодарности.

Для выросших в советское время людей праздники были знакомы с детсадовского возраста. О них рассказывали педагоги-воспитатели, к каждой дате ставились утренники, разучивались песни, изготавливалась атрибутика для демонстраций: бумажные цветы, флажки, плакаты и т.п. То же самое происходило в школе и вузе. Граждан заранее готовили к тому, что скоро настанут 1 мая, 9 мая, 7 ноября, 5 декабря — красные дни календаря.

ДАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА ТУТ НЕ ПОМОЖЕШЬ

У нынешних властных структур есть немало возможностей артикулировать государственные праздники. Можно, как практиковалось раньше, использовать пресловутый административный ресурс, чтобы обеспечить проведение нужных мероприятий и акций.

Но праздник «под расписку» попахивает профанацией. Мы уже такое проходили, когда в годы застоя под звучащие из репродукторов здравицы в честь Советского Союза и КПСС участники демонстрации распевали песни Высоцкого и «травили» политические анекдоты. А 1 мая думали не о солидарности мирового пролетариата или профсоюзной борьбе за права трудящихся, а о весне, солнце, лесе, шашлыках... Это был хороший повод собраться компанией и повеселиться.

Похоже, наше государство вняло урокам истории и власти считают, что процесс утверждения новых праздников должен быть естественным. Не так, чтобы «насадить» все и сразу, а постепенно, но на длительную перспективу. Да, День единства и согласия для многих из тех, кто застал Советский Союз, остается «вынужденным» синонимом отмененного 7 ноября — годовщины Октябрьской революции. Но по мере того, как советская генерация будет уходить из жизни, для несоветских поколений революционная компонента ноябрьского праздника станет деактуализироваться, замещаться другими ценностями — толерантности, межнационального и межконфессионального согласия, патриотизма.

Сегодня начались разговоры о том, чтобы сделать государственным праздником день присоединения Крыма к России. Мне кажется, что праздником он будет только для самих крымчан, жителей близлежащих российских областей и для тех, кто имеет с полуостровом тесные экономические, культурные и исторические связи. Для населения Урала, Сибири или Магадана вряд ли этот день станет по-настоящему праздничным. Недавно отменили праздник 23 февраля в Украине. Изначально он отмечался в СССР, куда она входила, по случаю первых победоносных действий Красной армии против немцев в 1918 году (согласно официальной версии). Но Украина уже более 20 лет как суверенное самостоятельное государство. И если сегодня она меняет понимание собственного исторического прошлого, истории своих взаимоотношений с Россией, в том числе и в период военных действий, на каком основании на Украине должен сохраняться российский праздник со скрытым революционным содержанием в качестве государственного? Для нынешних киевских властей решение вполне оправданное.

Другой вопрос с учетом неоднозначности состояния Украины как целостного государства: будет ли такое решение мерой сплочения украинской нации? Отнюдь. Для граждан западной части Украины отмена праздников, ассоциирующихся с Советским Союзом, — вполне желанное событие, которого они ждали десятки лет. А для населения восточных областей это вызов истории былых братских отношений Украины с Россией, памяти общего подвига во Второй мировой войне. Это повод еще раз задуматься о том, куда ведет свой народ сегодняшняя украинская власть.

Российскому государству следует беречь старые праздники, которые разделяются большинством граждан. А новые впишутся в сознание людей только при том условии, что государственную оценку событий, связанных с ними, будет разделять большинство населения. Мы же пока живем на том отрезке истории, где несовпадение государственной оценки с общественной явно дает о себе знать. Но как только этот этап будет пройден с тем или иным результатом, наверное, появится больше возможностей относиться к праздникам, как они того заслуживают: эмоционально приподнято, радостно, торжественно, со всеми полагающимися атрибутами.

Михаил Щелкунов