Осенью опытный образец нового двигателя КАМАЗа был представлен президенту Татарстана
Осенью опытный образец нового двигателя КАМАЗа был представлен президенту Татарстана

РОСТ ЦЕН НА МЕТАЛЛ ЗАСТАВЛЯЕТ СОКРАЩАТЬ РАСХОДЫ

Кризис лишь увеличил процент локализации производства по проекту нового двигателя КАМАЗа на литейном и кузнечном заводах, сообщил накануне исполнительный директор компании Юрий Герасимов. В интервью «Вестям КАМАЗа» он рассказал, что проект нового двигателя, разработанный совместно с компанией Liebherr, развивается по плану. «Если все сложится — это настоящий прорыв, тем более что занимаемся мы им во время кризиса, — заявил Герасимов. — Единственное — в плане локализации комплектующих по сравнению с тем, что заявлялось на старте, цифры выросли на порядок, и это затрагивает в первую очередь наши заготовительные производства — литейный и кузнечный заводы».

Напомним, осенью, когда опытный образец двигателя был впервые представлен президенту Татарстана Рустаму Минниханову, КАМАЗ и так заявлял практически полную локализацию производства двигателя на своих площадях. Не входило в планы только производство блоков управления к двигателю (поставки оставались за Liebherr), а также системы впрыска Common Rail, которую делают во многих странах, в том числе и в Китае. Заявленный Герасимовым рост локализации руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев объяснил «БИЗНЕС Online» всего лишь поэтапной реализацией изначально заявленного плана. «Мы осваиваем детали двигателя в соответствии с планом, в определенной очередности. К настоящему моменту мы прошли очередной этап и увеличили локализацию по сравнению с предыдущим периодом. Но все остается в рамках заявки: кроме блока управления и системы впрыска мы все будем делать сами».

Юрий Герасимов
Юрий Герасимов

Герасимов рассказал о текущем положении дел и по другим запущенным на КАМАЗе процессам. Так, кабина для нового магистрального тягача 5490 вышла на серию, компания рассчитывает снизить ее себестоимость на стадии мелкоузловой сборки и сварки каркаса. Рост цен на металлопрокат заставляет сокращать расходы, однако проекты, ориентированные на конкурентоспособность своих грузовиков, КАМАЗ, по словам исполнительного директора компании, замораживать не намерен. В антикризисном режиме компания работает с середины прошлого года. «Это экономия на энергоносителях, целенаправленная работа по импортозамещению и дозагрузка собственных мощностей, — поясняет Герасимов. — C 1 августа 2014 года введена практика еженедельных отчетов руководителей подразделений, что позволяет оценить вклад в энергоэкономию практически каждого работника. «Награда» всем нам — сэкономленные за год почти полмиллиарда рублей».

Еще одним вектором снижения издержек исполнительный директор называет логистику — рационализацией межзаводских перевозок как раз занимается его команда. «Мы провели картирование — простои автомобилей зашкаливают! Уже в течение февраля потребность в транспорте должны снизить на 25 процентов. В первую очередь за счет улучшения логистики, а высвободившиеся автомобили задействуем для пригородных перевозок, доставки комплектующих на площадку главной технологической цепочки КАМАЗа. Мы откажемся от использования привлеченного транспорта со стороны».

http://vk.com/vestikamaza

СМЕНА ПОСТАВЩИКОВ НЕ ОТРАЗИЛАСЬ НА РАБОТЕ КОНВЕЙЕРА

По словам Герасимова, большой резерв для экономии выявлен в ходе программы многостаночного обслуживания. На конец 2014 года из всего подходящего этому методу оборудования было задействовано лишь 24%. «В период каникул мы провели большую подготовительную работу на автомобильном и на заводе двигателей, — сообщил исполнительный директор КАМАЗа. — Чем хорош метод, так это тем, что оптимизация затрат сочетается с повышением зарплат людей, работающих на данном оборудовании. Реальные шаги сделаны и по «перезагрузке программы» производственной системы КАМАЗа. В рамках системы работа по оптимизации, по улучшению логистических функций в основном производстве распространится и на ремонт. Вывести из эксплуатации малоэффективное оборудование, дозагрузить действующее — при скромном бюджете ремслужбы не все так просто. Кстати, мы отказались от приглашения внешних консультантов, у нас сформировалась и «созрела» достаточно компетентная собственная лин-команда».

Осенью прошлого года санкции вынудили КАМАЗ искать новых партнеров. Часть комплектующих заводы начали изготавливать сами, по другим сменили поставщиков. Как заверяет Герасимов, процесс не повлиял на режим работы конвейера, заказ торгово-финансовой компании был выполнен по всему модельному ряду. «Что касается дополнительной загрузки производства, то не секрет, что на литейном, кузнечном, прессово-рамном заводах, на заводе двигателей, в агрегатной части автомобильного недозагруженные мощности имеются. Это резерв по так называемой «прочей продукции». Если план 2014 года предусматривал выпуск продукции диверсификации на 1,7 миллиарда рублей, фактически мы завершили год на уровне 2,4 миллиарда, то задача нынешнего года — уже планка в 3 миллиарда рублей».

Почти завершен проект производства газомоторной техники. Площадка разместится в бывшем газодизельном корпусе автомобильного завода, оборудование уже установлено и запущено в тестовом режиме. «Сборка порядка тысячи автомобилей в рамках принятой в России программы по развитию газомоторной техники — вполне реальная перспектива», — считает исполнительный директор КАМАЗа.

«НЕ РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Сейчас КАМАЗ, по словам топ-менеджера, работает в сетевом графике, согласно плану, принятому на 2015 год, а вовсе не в режиме «ручного управления». «У нас трехмесячное календарное планирование, стабильно работают конвейер и все службы обеспечения. Конечно, по ходу дела вносятся корректировки — рынок есть рынок, но ничего фатального. С начала года, несмотря на «отпускной январь», мы уже выпустили более 2 тысяч грузовиков, планы на март и апрель — на уровне прошлого года, это порядка 3,3 тысячи единиц в месяц. Для четырехдневной рабочей недели темп достаточный».

Напомним, что в декабре КАМАЗ заявил о переходе на трехдневку в марте — в том случае, если продажи грузовиков к этому времени не увеличатся. Поэтому планы о выпуске на уровне прошлого года вызывают вопросы. По уточнению Афанасьева, окончательного решения касательно объема работ в марте и апреле еще не принято. «Возможны разные варианты, вплоть до трехдневки», — сообщил начальник пресс-службы.

Между тем проблемы с выводом на рынок магистрального тягача 5490, по словам Герасимова, решались гендиректором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным непосредственно на сборочной площадке на встречах с конструкторами и директорами заводов. «Проблемы носили чисто конструктивный характер, для их решения непосредственно на автомобильном заводе, на сборке, мы стали проводить встречи с привлечением первых лиц — с участием главного конструктора, главного технолога, директоров заводов, ТФК, эксплуатирующих организаций. Получая обратную связь, мы в разы сократили время на принятие решений. Генеральный директор лично контролирует эту тему», — рассказал Герасимов. Как пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев, проблемы выхода тягача на рынок касались прочности некоторых деталей. «Вопросы были связаны с транспортировкой. Детали сильно вибрировали при перевозке и впоследствии давали трещины. Эти детали мы заменили».

Герасимов, кстати, отметил в интервью, что по итогам 2014 года на четверть снизилось количество рекламаций по полноприводным машинам, что говорит о повышении их надежности. Впрочем, конкретное число возвратов на КАМАЗе не уточняют, предлагая лишь ремарку о том, что от любого числа четверть — это много. По полноприводным грузовикам, по словам Герасимова, сейчас также проводятся встречи руководства прямо на сборочной площадке. Что же касается тягача, исполнительный директор добавил, что работа над снижением его себестоимости продолжается. Сегодня рыночная цена 5490 составляет 3,2 - 3,5 млн. рублей, в этом месяце автогигант должен собрать порядка 80 магистральных тягачей.

Влас Мысько, по материалам газеты «Вести КАМАЗа»